Study of the geometrical forms in the art of second-year students of publishing-polygraphic College.
Evgenia Pogosova, Anna Ilchenko a student at Moscow State Publishing and Printing College of Education Im.Ivana Fedorova Director: Epihina Elena, a teacher Publishing and Printing College of Education Im.Ivana Fedorova, e-mail: [email protected]
Аннотация: в данной работе представлены результаты исследования взаимосвязи геометрии и искусства. Ключевыеслова: геометрия, геометрические формы, искусство, архитектура
Abstract: This article presents the results of studies on the relationship of geometry and art.
Геометрия – одна из древнейших наук, которая изучает отношения и формы тел в пространстве. Постепенно из геометрии выделилась математика как наука. Люди издавна применяли знания геометрии в обыденной жизни. Геометрия – наука, позволившая людям вычислять площади и обьемы, правильно выполнять чертежи проектов зданий и сооружений. Поэтому, она является основной частью «фундамента», на котором строится другое, не менее важное направление деятельности человека – искусство.
Искусство - это образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе.
Архитектура (зодчество) - это искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. Архитектурные работы часто воспринимаются как произведения искусства. Предметом искусства является все, что интересно для человека. Геометрия и искусство неразрывно связаны. И для геометрии и для искусства, характерными являются красота и гармония.
Симметрия в живописи и архитектуре.
Повторяемость лежит не только в природе строительной конструкции, но и в самой конструкции природы. Повторяющийся, регулярный порядок взаимного расположения объектов и явлений в пространстве и во времени лежит в основе закономерностей строения материи, всего течения нашей жизни. Упорядоченность расположения в пространстве самым тесным образом связана с повторяемостью событий во времени. Биение сердца, мерный ритм ударов, отбиваемых метрономом, наконец, музыка - сложное чередования звуков во времени. Все это примеры динамического временного ритма.
Принцип "симметрии" широко используется в искусстве. Бордюры, используемые в архитектурных и скульптурных произведениях, орнаменты, используемы в прикладном искусстве, - все это примеры использования симметрии. Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Композиции ,построенные по законам симметрии, позволяют достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.
Симметрия объединяет композицию. Зеркальная симметрия широко встречается в произведениях искусства примитивных цивилизаций и в древней живописи. Лучевая симметрия господствует в декоративном искусстве: прикладном (вышивке, росписи, резьбе, чеканке) и монументальной, связанной с архитектурой (в витражах, мозаике, рельефах и пр.). Здесь она проявляется как ни в каком другом виде искусства. Свидетельства тому – художественные изделия и памятники зодчества, созданные разными народами в разные эпохи. Поворотная симметрия чётко прослеживается в круглом и круговом орнаментах, которыми украшают одежду и предметы быта, фасады и интерьеры домов и других зданий.
Наиболее наглядное проявление пространственной симметрии в искусстве — орнамент. Орнамент - узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных построек. Орнамент очень часто встречается в вышивке, в резьбе по дереву, в архитектуре, даже в природе можно встретить орнамент.
«Золотое сечение» в живописи и архитектуре.
О золотом сечении знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Бесконечный ряд после запятой — 1,6180339887... Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому.
Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) — деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине, или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a : b= b : c или с : b= b : а. Отношение частей в этой пропорции выражается квадратичной иррациональност ии — это деление величины на 62 % и 38 % соответственно √5+12≈ 1,6180339887 …
Символ пентаграммы помогал художникам в определении пространства картины, например, в расположении человеческих фигур. «Золотая» спираль применялась для тех же целей. «Святое семейство» Микеланджело является примером того, как для этой цели служила пятиконечная звезда. Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника.
“Тайная вечеря” — самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В этой росписи мастер избегает всего того, что могло бы затемнить основной ход изображенного им действия, он добивается редкой убедительности композиционного решения. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы еще более акцентировать его место в композиции. Наконец, в этих же целях он заставляет сходиться все перспективные линии в точке, непосредственно расположенной над головой Христа. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения.
Геометрические стили в живописи
Геометрический стиль — результат процесса геометризации формы, тенденции абстрагирования формообразования в изобразительном искусстве. Наиболее яркое проявление геометрического орнамента мы находим в самых ранних памятниках искусства каменного века — геометрические знаки и абстрактные символы, которые существовали одновременно с «натуральным стилем» искусства первобытных охотников. Геометрический стиль - одна из ранних стадий развития искусства Греции Древней (IX-VIII вв. до н. э.). Проявился наиболее ярко в вазописи, отчасти в мелкой пластике, а также в глиптике и декоративно-прикладном искусстве (посуде, оружии). Геометриям, кубизм, абстракция - это такие направления в живописи, которые сводились к изображению геометрических фигур и всевозможных линий. Супрематизм (от лат. supremus – высший) - художественное течение, основу которого составляет композиция из простейших геометрических элементов. Абстракционизм, как направление в искусстве XX в. является высшим проявлением беспредметного изображения.
Основоположником супрематизма был К. Малевич (его знаменитая картина «Черный квадрат»).
Геометрия в архитектуре
Архитектура - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей. Любой памятник архитектуры представляет собой то или иное сочетание простых геометрических тел. Призма, пирамида, конус, часть шара, параллелепипед, к этому можно добавить, пожалуй, лишь правильные многогранники как переходную форму между прямоугольниками и кругами, для общественных собраний строились вместительные сооружения с плоской крышей – базилики.
Действительно, геометрия и искусство постоянно взаимодействуют друг с другом, проникают друг в друга, подчиняясь законам и принципам. Геометрия своеобразна тем, что она неразрывно соединила живое воображение и строгую логику. В ней всегда присутствуют эти два неразрывно связанных элемента: наглядная картина и точная формулировка, строгий логический вывод. Геометрия соединяет в себе эти противоположности, они в ней взаимно проникают, организуют и направляют друг друга. Стоит лишь вспомнить классические творения архитектуры, начиная с древнейших пирамид, как сразу становится очевидным, что геометрия в некотором смысле относится к искусству.
Библиографический список
1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. Искусство простых форм.– М.: Просвещение,2009. 2. Глейзер Г. И. История математики в школе. – М.: Просвещение,
2009. – 376 с. с. 304. 3. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры.- М.: Мол. Гвардия, 2012.- 351 с., ил.-