|   I. Мотивация к учебной деятельности    Цели:   - актуализировать тре-бования к ученику со стороны учебной дея-тельности;  - создание условий для возникновения у уче-ников внутренней пот-ребности включения в учебную деятельность;   - установить темати-ческие рамки;  - наметить шаги учеб-ной деятельности.  
          |    Слушают вопросы-зада-ния учителя, отвечают на вопросы.   |    Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятель-ности.  
     
     
     
     Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.  Устанавливает тематические рамки.  
     
     
     
     
     
     
     
          |    1.На каком уроке мы с вами собрались?  2.Проверяем готовность к уроку.  3.Веди, Катя…(запись числа и вида работы в тетрадь).  
     
     4.-Что вы, ребята, вчера дома рассказывали родителям? (Математические понятия: сумма, разность).  -Как по-другому можно назвать сумму? (Целое).  -Покажите. Каким действием находится сумма-целое?(Рисунок 1).  -Как еще мы называем раз-ность? (Часть).  -Покажите. Каким действием находится разность-часть? ( Рисунок 2).  -Какую учебную задачу мы решаем? ( Работать с меркой, числом, величиной, учились находить разность).  -Какой вывод мы сделали? (разница находится только действием вычитания, не зави-симо от вопроса: на больше…, на меньше…). ( Рисунок 2).  
     
             |         |    Уметь совместно до-говариваться о пра-вилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).  Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).  Уметь ориентиро-ваться в своей сис-теме знаний: отли-чать новое от уже из-вестного с помощью учителя (Познавательные УУД).  
     
     
     
     
     
     Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).   |  
  |   II. Актуализация и фиксирование инди-видуального затруд-нения в пробном дей-ствии . Создание ситу-ации успеха.    Цели:    -организовать акту-ализацию умений решать примеры с раскладом,используя связь целого и частей;  - организовать выпол-нение учащимися учебного действия;  - организовать фикси-рования учащимися индивидуального зат-руднения и постановки цели по преодолению затруднения.  -организовать работу, ориентирующую каж-дого ребенка не только на способ действия, но и на оценку собствен-ного продвижения в его освоении.    |    Слушают вопросы-зада-ния ученика-учителя, озвучивают метод расклада, дают ответы.   
     
     
     
     
     
     Проговаривают,что пов-торили.  
     
     
     
     Слушают и делают вы-воды, обосновывают свое мнение, выполня-ют построение.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Слушают задание и в паре выполняют пост-роение величины А.  
     
     
     Фиксируют индивиду-альное затруднение (Я не знаю).  
     
     
     
          |    Предлагает ученику про-вести разминку по отработ-ке способа действия скла-дывания и вычитания по частям.   
     
     
     
     
     Организует обобщение ак-туализированных знаний.   
     
     
     
     Показывает мерку, дает задание на построение величины.   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Организует парную работу по построению учащимися величины по заданной формуле.  
     
     
     
     
     
     
     Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности   |    1. А сейчас Марк проведет раз-минку. Нужно назвать выраже-ния на доске, где нужно найти разницу.  5+3 6+4 3+2 4+4 (Дети сооб-щают учителю, что на доске отсутствует выражение по на-хождению разницы. Ученики сами предлагают вариант ).  17-9 ( Рисунок 3).  -Трудный пример? В чем его трудность? Кто хорошо владеет раскладом? У кого затрудне-ния? Какую цель ставим (Про-должать работать с раскладом, включать в урок и домашнее за-дание примеры , при решении которых необходимо выпол-нять расклад, больше трениро-ваться).   2.-Мой знакомый – ужасный спорщик, спорит по любому по-воду. Мы с ним вчера поспори-ли, и я не знаю, кто выиграл спор. Решила с вами посовето-ваться. А дело вот в чем: он ска-зал, что построит величину без всяких проблем, если я ему дам любую мерку. Я ему предложи-ла вот такую мерку:   
     
     (Дети сообщают о невозмож-ности построения величины без числа).  -Так, что же необходимо для то, чтобы построить величи-ну?(Мерка, число).  -3.Давайте проверим. У меня на доске есть число и мерка. О чем вы можете рассказать?    4 Е   (Мерка Е состоит из 4-х кле-точек).  -Как по-другому можно записать? (В виде формулы    4    Е А)  -Итак, какое задание нужно выполнить? (Построить вели-чину по заданной формуле, где известны мерка и число.)  -Как построим работу? (В паре.)  -Почему в паре? (В паре быст-рее выполним задание, если один человек затрудняется вы-полнить построение, другой поможет, объяснит.)  -Какую учебную задачу поставим? (Построить величину по заданным мерке и числу.)  -Проверка выполнения зада-ния. Сколько клеток получи-лось? (16 клеток.)  Физкультминутка.  4. Раз у вас так замечательно получается построение , от-правляемся в наши лабора-тории.   |    Уметь применять метод расклада, решать выражения с переходом через разряд на сложение и вычитание, ис-пользуя связь це-лого и частей.   
      |     Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).  Уметь преобразо-вывать информацию из одной формы в другую: строить ве-личину по заданным мерке и числу (Познавательные УУД).  Уметь оформлять свои мысли в устной форме , общаться друг с другом  (Коммуникативное УУД).   
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).   
      
      Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).   
      |  
  |   III. Постановка учеб-ной задачи.     Цели:    - выявить место (шаг, операцию) затрудне-ния;  - зафиксировать во внешней речи причину затруднения;   -организовать поста-новку цели урока;  -организовать состав-ление совместного плана действий;   - определить средства.   
     
      |    Под руководством учителя измеряют величину А разными мерками, выявляют место затруднения.   Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.   |    Организует перестроение учеников в группы.  Организует работу по измерению величину А разными мерками.   Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.   |     1.Что мы делаем в наших лабораториях? (Ищем вместе ответы на возникающие вопросы, проводим опыты, экспериментируем.)  -Почему ответы лучше искать в группе? (Много учеников-много мнений, быстрее сможем найти ответ.)  -Информация секретная, ничего нельзя выносить из секретной лаборатории… Нужно измерить величину любой меркой и пе-релать информацию коллеге из другой секретной лаборатории.  Как можно переслать инфор-мацию? Позвонить по нашему собственноручно изготовлен-ному телефону.)  -В набор лаборанта входят: со-суд с водой; несколько мерок Е, К ;величина А. Любой меркой промерить величину А. назвать число и переслать информа-цию.  -Учебная задача на данный этап урока? (Промерить величину А, узнать число, переслать информацию.)  -Итак приступаем… Есть одно условие:нельзя брать половинчатую мерку.  - В каком месте возникло затруднение? (Невозможно од-ной меркой промерить вели-чину А-большая мерка Е не уме-щается в величине А целое чис-ло раз. Измерение меньшими мерками приводит к такому же результату ).  2.Постановка проблемы. Раньше мы с вами измеряли одной меркой величину и все у нас получалось, а сейчас при наличии нескольких мерок, мы никак не можем величину промерить. Что же будем делать? Какую новую учебную задачу ставим? (Найти способ измериния величины несколь-кими мерками).   |     
      |    Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).  Уметь ориентиро-ваться в своей сис-теме знаний: отли-чать новое от уже из-вестного с помощью учителя (Позна-вательные УУД).   Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).   
     
      |  
  |   V.Анализ условий ре-шения задачи и моде-лирование открытого способа действия.  Цели:    - найти новый способ измерения величины несколькими мерками с планом;   - зафиксировать новое знание в речи и знаках;  - организовать устра-нение и фиксирование преодоления затруд-нения;   - уточнить тему урока.   |    Проговаривают следу-ющий шаг учебной деятельности.   
     С помощью учителя ста-вят цель урока, фик-сируют модель нового способа, ставят даль-нейшую учебную зада-чу.   
      
      
      
      
      
      
      .   |    Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует промеривание величины разными мерками по оче-реди. Организует поста-новку цели урока, побуж-дает к фиксации нового способа в виде модели, организует постановку дальнейшей учебной зада-чи.   
      
      
      
      
      
      
      
      |    1. - Какой следующий шаг учеб-ной деятельности? (Давайте промерим нашу величину мер-ками по очереди.)  Выясняется, что в величину А входит 3 раза мерка Е, остаток промеряется меркой К (она уместилась 2 раза).  2.Как записать результат из-мерения? (Дети предлагают на-чертить чертеж и отметить мер-ки. Мерка Е-4 клетки, мерка К-3 клетки. В результате: 3 раза чертят по 4 клетки, 2 раза по 3 клетки.)_  -А как записать формулой ре-зультат измерения?   (А= 3Е2К).  -Тема нашего сегодняшнего урока звучит так:«Измерение двумя мерками. Для чего нам это нужно? (Предположения детей.)  -Какую учебную задачу ставим? (Научиться пользоваться от-крытым способом измерения и построения величины, узнать, для чего нам это нужно.)   |     
      |     Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).   Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).   |  
  |   VI. Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке.    Цели:   - зафиксировать новое содержание урока;  -организовать реф-лексию и самооценку учениками собствен-ной учебной деятель-ности.   |     Отвечают на вопросы учителя.   
      По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.   
      
      
      
      
      |     Организует фиксирование нового содержания.   
      Организует рефлексию.   Организует самооценку учебной деятельности.   |     -Какую учебную задачу решали на уроке?   -Кто чувствует, что он вырос за урок? Что изменилось?   -Что будете рассказывать дома родителям?   
      
      |     
      |     Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).   Уметь оценивать правильность выпол-нения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).      Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).   |