kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Измерение двумя мерками».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.

Этот этап учения всегда должен быть более или менее драматичен: иными словами, открытие должно быть открытием. Поэтому основная задача учителя на таком уроке состоит в том, чтобы детям стало очевидно несовершенство того способа действий, которым они овладели.

Этап постановочного урока – демонстрация детьми владения старым способом. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Измерение двумя мерками». »

Технологическая карта урока изучения темы «Измерение двумя мерками».

Автор: Хижняк Ирина Николаевна, учитель начальных классов МОУ гимназии № 11 города Волгограда

Предмет: Математика

Класс: 2 класс

Тип урока: : Постановка и решение учебной задачи. (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов).

Постановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.

Этот этап учения всегда должен быть более или менее драматичен: иными словами, открытие должно быть открытием. Поэтому основная задача учителя на таком уроке состоит в том, чтобы детям стало очевидно несовершенство того способа действий, которым они овладели.

Таким образом, первый этап постановочного урока – демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме выполнения нескольких заданий старым способом (если это займет небольшую часть урока), или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений у ребят и создавали положительное эмоциональное состояние удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Желательно, чтобы большинство учащихся смогли продемонстрировать владение уже известными им способами действия.

Задачи проблемного обучения:

  • Учиться мыслить логично, научно, творчески.

  • Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.

  • Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если и забываются, то их легко восстановить, повторяя ход рассуждения, доказательства, аргументации.

  • Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.

  • Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.

  • Формировать и развивать положительное отношение, интерес к данному учебному предмету, так и к учению вообще.







Технологическая карта изучения темы «Измерение двумя мерками».

Тема

Задача.

Цели


Образовательные: Найти новый способ измерения и построения величин.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последо-вательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной за-дачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения при работе в паре, группе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полу-ченную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать новый способ измерения и построения величин по частям с учетом новой мерки для каждой величины.

Уметь составлять схему построения величин по частям.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Величина (объект), мерка большая, мерка средняя, мерка, формула записи.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные



-В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева Математика. Учебник для 2-го класса. Книга 1. Стр. 32.

- листы для парной работы в клетку;

- сосуды с водой, сосуды-мерки, телефон;

- тетрадь;

- электронные физкультминутки.

Организация пространства

Фронтальная работа, парная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД




Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать тре-бования к ученику со стороны учебной дея-тельности;

- создание условий для возникновения у уче-ников внутренней пот-ребности включения в учебную деятельность;

- установить темати-ческие рамки;

- наметить шаги учеб-ной деятельности.




Слушают вопросы-зада-ния учителя, отвечают на вопросы.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятель-ности.









Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.


















1.На каком уроке мы с вами собрались?

2.Проверяем готовность к уроку.

3.Веди, Катя…(запись числа и вида работы в тетрадь).





4.-Что вы, ребята, вчера дома рассказывали родителям? (Математические понятия: сумма, разность).

-Как по-другому можно назвать сумму? (Целое).

-Покажите. Каким действием находится сумма-целое?(Рисунок 1).

-Как еще мы называем раз-ность? (Часть).

-Покажите. Каким действием находится разность-часть? ( Рисунок 2).

-Какую учебную задачу мы решаем? ( Работать с меркой, числом, величиной, учились находить разность).

-Какой вывод мы сделали? (разница находится только действием вычитания, не зави-симо от вопроса: на больше…, на меньше…). ( Рисунок 2).







Уметь совместно до-говариваться о пра-вилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентиро-ваться в своей сис-теме знаний: отли-чать новое от уже из-вестного с помощью учителя (Познавательные УУД).













Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование инди-видуального затруд-нения в пробном дей-ствии . Создание ситу-ации успеха.

Цели:

-организовать акту-ализацию умений решать примеры с раскладом,используя связь целого и частей;

- организовать выпол-нение учащимися учебного действия;

- организовать фикси-рования учащимися индивидуального зат-руднения и постановки цели по преодолению затруднения.

-организовать работу, ориентирующую каж-дого ребенка не только на способ действия, но и на оценку собствен-ного продвижения в его освоении.

Слушают вопросы-зада-ния ученика-учителя, озвучивают метод расклада, дают ответы.













Проговаривают,что пов-торили.









Слушают и делают вы-воды, обосновывают свое мнение, выполня-ют построение.







































Слушают задание и в паре выполняют пост-роение величины А.







Фиксируют индивиду-альное затруднение (Я не знаю).










Предлагает ученику про-вести разминку по отработ-ке способа действия скла-дывания и вычитания по частям.











Организует обобщение ак-туализированных знаний.









Показывает мерку, дает задание на построение величины.







































Организует парную работу по построению учащимися величины по заданной формуле.















Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности

1. А сейчас Марк проведет раз-минку. Нужно назвать выраже-ния на доске, где нужно найти разницу.

5+3 6+4 3+2 4+4 (Дети сооб-щают учителю, что на доске отсутствует выражение по на-хождению разницы. Ученики сами предлагают вариант ).

17-9 ( Рисунок 3).

-Трудный пример? В чем его трудность? Кто хорошо владеет раскладом? У кого затрудне-ния? Какую цель ставим (Про-должать работать с раскладом, включать в урок и домашнее за-дание примеры , при решении которых необходимо выпол-нять расклад, больше трениро-ваться).

2.-Мой знакомый – ужасный спорщик, спорит по любому по-воду. Мы с ним вчера поспори-ли, и я не знаю, кто выиграл спор. Решила с вами посовето-ваться. А дело вот в чем: он ска-зал, что построит величину без всяких проблем, если я ему дам любую мерку. Я ему предложи-ла вот такую мерку:





(Дети сообщают о невозмож-ности построения величины без числа).

-Так, что же необходимо для то, чтобы построить величи-ну?(Мерка, число).

-3.Давайте проверим. У меня на доске есть число и мерка. О чем вы можете рассказать?





4 Е

(Мерка Е состоит из 4-х кле-точек).

-Как по-другому можно записать? (В виде формулы

4

Е А)

-Итак, какое задание нужно выполнить? (Построить вели-чину по заданной формуле, где известны мерка и число.)

-Как построим работу? (В паре.)

-Почему в паре? (В паре быст-рее выполним задание, если один человек затрудняется вы-полнить построение, другой поможет, объяснит.)

-Какую учебную задачу поставим? (Построить величину по заданным мерке и числу.)

-Проверка выполнения зада-ния. Сколько клеток получи-лось? (16 клеток.)

Физкультминутка.

4. Раз у вас так замечательно получается построение , от-правляемся в наши лабора-тории.

Уметь применять метод расклада, решать выражения с переходом через разряд на сложение и вычитание, ис-пользуя связь це-лого и частей.



Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразо-вывать информацию из одной формы в другую: строить ве-личину по заданным мерке и числу (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме , общаться друг с другом

(Коммуникативное УУД).

























Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).





Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).



III. Постановка учеб-ной задачи.

Цели:

- выявить место (шаг, операцию) затрудне-ния;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения;

-организовать поста-новку цели урока;

-организовать состав-ление совместного плана действий;

- определить средства.





Под руководством учителя измеряют величину А разными мерками, выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует перестроение учеников в группы.

Организует работу по измерению величину А разными мерками.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

1.Что мы делаем в наших лабораториях? (Ищем вместе ответы на возникающие вопросы, проводим опыты, экспериментируем.)

-Почему ответы лучше искать в группе? (Много учеников-много мнений, быстрее сможем найти ответ.)

-Информация секретная, ничего нельзя выносить из секретной лаборатории… Нужно измерить величину любой меркой и пе-релать информацию коллеге из другой секретной лаборатории.

Как можно переслать инфор-мацию? Позвонить по нашему собственноручно изготовлен-ному телефону.)

-В набор лаборанта входят: со-суд с водой; несколько мерок Е, К ;величина А. Любой меркой промерить величину А. назвать число и переслать информа-цию.

-Учебная задача на данный этап урока? (Промерить величину А, узнать число, переслать информацию.)

-Итак приступаем… Есть одно условие:нельзя брать половинчатую мерку.

- В каком месте возникло затруднение? (Невозможно од-ной меркой промерить вели-чину А-большая мерка Е не уме-щается в величине А целое чис-ло раз. Измерение меньшими мерками приводит к такому же результату ).

2.Постановка проблемы. Раньше мы с вами измеряли одной меркой величину и все у нас получалось, а сейчас при наличии нескольких мерок, мы никак не можем величину промерить. Что же будем делать? Какую новую учебную задачу ставим? (Найти способ измериния величины несколь-кими мерками).



Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентиро-ваться в своей сис-теме знаний: отли-чать новое от уже из-вестного с помощью учителя (Позна-вательные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).





V.Анализ условий ре-шения задачи и моде-лирование открытого способа действия.

Цели:

- найти новый способ измерения величины несколькими мерками с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устра-нение и фиксирование преодоления затруд-нения;

- уточнить тему урока.

Проговаривают следу-ющий шаг учебной деятельности.



С помощью учителя ста-вят цель урока, фик-сируют модель нового способа, ставят даль-нейшую учебную зада-чу.















.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует промеривание величины разными мерками по оче-реди. Организует поста-новку цели урока, побуж-дает к фиксации нового способа в виде модели, организует постановку дальнейшей учебной зада-чи.

















1. - Какой следующий шаг учеб-ной деятельности? (Давайте промерим нашу величину мер-ками по очереди.)

Выясняется, что в величину А входит 3 раза мерка Е, остаток промеряется меркой К (она уместилась 2 раза).

2.Как записать результат из-мерения? (Дети предлагают на-чертить чертеж и отметить мер-ки. Мерка Е-4 клетки, мерка К-3 клетки. В результате: 3 раза чертят по 4 клетки, 2 раза по 3 клетки.)_

-А как записать формулой ре-зультат измерения?

(А= 3Е2К).

-Тема нашего сегодняшнего урока звучит так:«Измерение двумя мерками. Для чего нам это нужно? (Предположения детей.)

-Какую учебную задачу ставим? (Научиться пользоваться от-крытым способом измерения и построения величины, узнать, для чего нам это нужно.)



Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

VI. Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать реф-лексию и самооценку учениками собствен-ной учебной деятель-ности.

Отвечают на вопросы учителя.



По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.











Организует фиксирование нового содержания.



Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

-Какую учебную задачу решали на уроке?

-Кто чувствует, что он вырос за урок? Что изменилось?

-Что будете рассказывать дома родителям?







Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выпол-нения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

















Рисунок 1

Сумма – целое



часть+часть=целое





Рисунок 2. Разность – часть

целое-часть=часть



Рисунок 3

7+8=15

3+5










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Измерение двумя мерками».

Автор: Хижняк Ирина Николаевна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125106

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект ОУД по ФЭМП на тему "Измерение объёма" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-oud-po-femp-na-tiemu-izmierieniie-obioma"
    ["file_id"] => string(6) "164550"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422644927"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Сантиметр – единица измерения длины "
    ["seo_title"] => string(41) "santimietr-iedinitsa-izmierieniia-dliny-1"
    ["file_id"] => string(6) "135583"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416937002"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) ""Конспект урока математики" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-matiematiki-6"
    ["file_id"] => string(6) "145665"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418974789"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Открытый урок математики в 1а классе Тема "Величина. Длина" "
    ["seo_title"] => string(61) "otkrytyi-urok-matiematiki-v-1a-klassie-tiema-vielichina-dlina"
    ["file_id"] => string(6) "246175"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446304619"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) ""Снятие мерок для построения чертежа изделия""
    ["seo_title"] => string(50) "sniatiiemierokdliapostroieniiachiertiezhaizdieliia"
    ["file_id"] => string(6) "299796"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456590167"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства