Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Катандинская средняя общеобразовательная школа»
имени Героя Советского Союза п.Н. Наговицина
Использование кейс – технологии на уроках математики
в 4 классе.
Составитель: Бунькова Наталья Ивановна,
учитель начальных классов.
с.Катанда
2023г.
Содержание:
Титульный лист – с.1
Пояснительная записка – с.3-5
Содержание кейса – с.5 - 7
Критерии оценивания - с.8
Литература – с.8
Краткая аннотация- с.9
Тема: Использование кейс-технологии на уроках математики в 4 классе.
Пояснительная записка:
Цель: способствовать формированию вычислительных навыков и умению решать задачи с помощью кейс-метода.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о понятии «периметр и площадь прямоугольника» и уметь применять его при решении практических задач;
- учить анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Развивающие:
- развивать вычислительные навыки;
- развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки;
-развивать познавательные процессы учащихся;
- расширять кругозор учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
- cледовать в поведении моральным и этическим требованиям;
- работать над осознанием ответственности за общее дело.
- закрепление знаний и умений в нахождении площади и периметра;
- развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение;
- развивать кругозор учащихся, абстрактное мышление, пространственное воображение;
- развивать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать практическую направленность, профессиональные качества личности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с кейсом;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя кейс, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
- сравнивать и группировать выражения в разные группы;
- делать выводы на основе полученной информации.
Коммуникативные УУД:
- способность формулировать и сохранять учебную цель и задачу;
- овладение спектром логических действий и операций;
- построение логической цепи рассуждений;
- подводить под понятие «периметр и площадь прямоугольника» на основе выделения существенных признаков;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные:
- понимать смысл действия умножения и умножения многозначных чисел на двузначные;
- применять формулу нахождения периметра и площади прямоугольника при решении практических задач;
- применять полученные знания на практике.
Формы организации учебной работы: групповая.
Оборудование: кейс (с подбором информации), ученические линейки, метр.
Содержание кейса:
Предлагаю четырём группам учащихся принять участие в решении задачи:
В 2025 году начнётся ремонт нашей школы. Ремонт будет проведен и в нашем кабинете. Вам необходимо составить смету расходов (стоимость материала) по выполнению ремонта нашего кабинета.
1 группа: Рассчитать стоимость краски для побелки потолка.
2 группа: ½ часть площади стены занимают два одинаковых по размеру окна. Рассчитать размеры одного нового пластикового окна. Узнать стоимость двух пластиковых окон.
3 группа: Рассчитать стоимость линолеума для кабинета.
4 группа: Рассчитать стоимость потолочного плинтуса и плинтуса для пола.
Инструкция по выполнению.
1. Вспомнить меры длины, изученные ранее.
2. Измерить ширину и длину класса.
3. Вычислить площадь пола, (опираясь на законы симметрии, вычислить площадь потолка кабинета), стены.
4. Вычислить периметр кабинета (опираясь на законы симметрии, вычислить периметр потолка кабинета).
Размеры кабинета:
- Длину и ширину кабинета (измеряют учащиеся)
- Высота кабинета 3м 20см
Расход материала:
- На 3 кв.м расходуется 1 л краски для побелки.
Стоимость материала:
- Банка для побелки ёмкостью 2л стоит 420 руб.;
- окно 3*3 м стоит 8000руб, 3м 20см * 2м стоит 6000 руб.
- 1м2 линолеума стоит 300 руб.;
- 1м плинтуса на потолок стоит 80 руб.;
- 1м плинтуса на пол стоит 110 руб..
Какова стоимость всего материала, необходимого для ремонта нашего кабинета?
Работа по решению проблемы организована в 4 группах. Учащиеся выполняют необходимые расчёты.
Результаты, выполненные учащимися, заносятся в таблицу.
Группа | Поиск решения (презентация решения) | Стоимость материала |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
ИТОГО: | | |
Обсудить выполнение задания.
Кейс № 1. I группа находит стоимость материала для ремонта потолка:
Предположим , что длина кабинета 8м, а ширина 6 метров.
1) 6*8 = 48(м2) – площадь потолка.
2) 48:2 = 24(л) – количество побелки в литрах.
3) 24:4 = 6(б.) – количество банок.
4) 420*4 = 1680(руб.) – стоимость краски для побелки.
Кейс № 2. II группа находит стоимость двух пластиковых окон:
8*320= 2560 (см2)- площадь стены
2560:2 =1280(см2) – площадь занимаемая окнами
1280:2=640 (см2) – площадь окна
640:2=320(см) – длина окна (длина взята из инструкции)
6000*2 = 12000(руб.) – стоимость двух пластиковых окон.
Кейс № 3. III группа находит стоимость линолеума для пола:
1) 6*8 = 48(м2) – площадь пола.
2) 300*48 = 14400(руб.) – стоимость линолеума.
Кейс № 4. IV группа находит стоимость плинтуса на пол и потолок
1) (6+8)*2= 28(м) – периметр пола .
2) (6+8)*2= 28(м) – периметр потолка
3)80*28 = 2240(руб.) – стоимость плинтуса на потолок.
3) 110*28 = 3080(руб.) – стоимость плинтуса на пол.
4) 2240 + 3080 = 5320(руб.) – стоимость плинтуса.
Кейс №5. Итог: 1680 + 12000 + 14400 + 5320= 33400(руб.) – общая стоимость всего материала.
Подведение итогов в группах.
Каждой группе даётся 5-7 минут. Заслушивается выступление представителей от каждой группы и обсуждение решения . Результат работы каждой группы заносится в таблицу. Подводится итог.
Приложение 1
Инструкция по выполнению.
1. Вспомнить меры длины, изученные ранее.
2. Измерить ширину и длину класса.
3. Вычислить площадь пола, (опираясь на законы симметрии, вычислить площадь потолка кабинета), стены.
4. Вычислить периметр кабинета (опираясь на законы симметрии, вычислить периметр потолка кабинета).
Размеры кабинета:
- Длину и ширину кабинета (измеряют учащиеся)
- Высота кабинета 3м 20см
Расход материала:
- На 3 кв.м расходуется 1 л краски для побелки.
Стоимость материала:
- Банка для побелки ёмкостью 2л стоит 420 руб.;
- окно 3*3 м стоит 8000руб, 3м 20см * 2м стоит 6000 руб.
- 1м2 линолеума стоит 300 руб.;
- 1м плинтуса на потолок стоит 80 руб.;
- 1м плинтуса на пол стоит 110 руб..
Приложение 2
Группа | Поиск решения (презентация решения) | Стоимость материала |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
ИТОГО: | | |
Критерии оценивания:
Работа каждой группы оценивается по 3 пунктам, результат заносится в таблицу. В зависимости от количества баллов ученики получают оценки за работу на уроке.
Группа | Поиск решения | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Подведение итога |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
Литература:
«Математика» 4 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./М.И.Моро , М.А. Бантова/- М.: «Просвещение» 2013г
Совершенствование математического образования в школе: сборник научно- методических статей под ред.Г.Н.Суминой, - Комсомольск – на – Амуре: АмГПГУ, 2019.
Краткая аннотация:
Применение кейс -технологии в обучении способствует: формированию у учащихся высокой мотивацию к учёбе; развитию личностных качеств, значимых для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувства лидерства. Данная технология ориентирована на решение различных ситуаций взятых из жизни.
10