-учить применять знания о природе в новой ситуации;
-воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Тип урока: обобщение знаний
Формы работы: -индивидуальная;
-групповая;
-коллективная;
Оборудование: -карточки для работы в парах;
-тесты; образцы написания цифр;
-детские рисунки;
-иллюстрации;
-цветы;
-магнитола;
-фонограмма;
-аудиозапись песни «Не рвите цветы»;
-предметные картинки;
-карточки для домашней работы;
Ход урока
І. Организационный момент
Отдохнуть вы все успели?
Математика нас ждёт!
Что ж теперь за дело-
Начинаем наш урок!
Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету скажу вам: «Будет интересно!» Будем мы считать, писать и решать задачи, Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
-Пропишите в своих тетрадях эти числа в порядке возрастания до конца строки аккуратно, правильно прописывая каждую цифру.
-Что можете рассказать о каждом числе? (однозначное, двузначное, трёхзначное. Чётное, нечётное.)
ІІІ. Устный счёт
-Что общего в этих словах, что их объединяет? (природа)
-Неслучайно нам встретились эти слова. Сегодня у нас не обычный урок математики, а интегрированный урок математики и окружающего мира. Чтобы определить тему урока, вам необходимо выполнить задания устного счёта. Решаем «говорящие» примеры, результаты которых помогут вам обогатить свои знания и составить слово.
30*4=120 видов ласточек насчитывают учёные и
80:4=20 см длина деревенской ласточки касатки(хвост как две косы) о
60*10=600 раз прилетает ласточка к гнезду во время кормления птенцов я
100:2=50 см длина тела сороки о
20*5=100 см размах крыльев сороки г
80:10=8 до 8 яиц откладывает сорока в апреле э
(5+4)*2=18 дней высиживает самка яйца в гнезде к
90:3=30 через столько дней птенцы сороки начинают вылетать из гнезда л
Сообщение учащихся о ласточках.
Наиболее часто встречаются два вида ласточек: городские(воронок) и деревенские (касатки). Эти названия птицы получили из-за особенностей внешнего вида: чёрное (вороное) шелковистое оперение и раздвоенный хвост ( две косы).
Ласточки гнездятся под крышами домов. Часто можно наблюдать, как с краёв непросохших луж носят ласточки в клювах мокрую землю, грязь, лепят из неё свои маленькие и опрятные жилища. Иногда гнёзда занимают воробьи, ласточки лепят новое.
Питаются ласточки исключительно насекомыми. За лето поедают от полумиллиона до миллиона мошек, комаров, тлей.
Существует примета: ласточка низко над землёй летает - будет дождь.
Большую часть времени проводят в воздухе. На лету могут напиться и даже на мгновение окунуться в воду. С появлением холодов осенью ласточки улетают в тёплые страны.
-Какое слово можно составит ? ЭКОЛОГИЯ
-Вспомните, что такое экология?(от греч. «экос»-дом, «логос»-наука. Наук , которая изучает взаимосвязи живых организмов в окружающей среде.)
ІV. Подведение к теме. Сообщение темы рока
-К сожалению, в результате взаимодействия человека с окружающей средой возникают загрязнения окружающей среды, которые образовывают целые цепи. На уроках окружающего мира мы знакомились с правилами экологической безопасности . Экология-это наука, которая тесно связана со многими науками: биология, химия, физика, география и математика. И вот сегодня на уроке мы будем выполнять такие задания и вычисления, которые подтвердят важность и необходимость выполнения правил экологической безопасности в повседневной жизни.
V. Работа по теме урока. За каждое правильно выполненное задание мы получим возможность открыть одну часть рисунка и часть слов, которые для каждого жителя нашей планеты должны стать девизом жизни.
1. Слушание, обсуждение рассказа «Воскресенье в лесу».
- Послушайте экологический рассказ «Воскресенье в лесу». Вы должны будете заметить ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас.
Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот и это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырвал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Подержали теплые яички и пошли дальше. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к автобусу. Через час мы приехали к школе. Весело прошел день.
- Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.
Выводы (ответы детей)
- Нельзя ходить в поход без взрослых.
- В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.
- Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
- Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки. В жаркую погоду разводить костры запрещается.
- Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу.
- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.
- Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
- Нельзя брать с собой детенышей зверей и птиц.
- Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна. Задание выполнили верно, открываем часть рисунка и первые слова.
2.Музыкальная пауза.
-Ребята. Давайте вспомним песню, в которой говорится о таких правилах
(исполняем песню « Не дразните собак»).
3.Решение задачи экологического содержания
На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек? Задачу решили верно, открываем вторую часть рисунка.
-Ребята, что очищает воздух? (деревья) Как вы думаете, какое дерево с этим справляется лучше других?
-Вычислив числовое выражение, вы определите, какое из этих деревьев лучше очищает воздух.
Берёза-28 Сосна-17 Тополь-23
16*5-(18+39)= 4.Сообщение учащихся о тополях. Рекордсменами по выделению кислорода являются тополя, которые выделяют в атмосферу кислорода в 40 раз больше, чем хвойные деревья.
Тополь хорошо поглощает шум, очищает воздух от пыли и копоти. Если внимательно рассмотреть листочки, заметим, что сверху они блестящие тёмно-зелёные, а снизу - светлые с белым опушением. Такие опушенные листья способны улавливать из воздуха значительное количество пыли. Она оседает в волосках, а при сильных ливнях смывается и уносится стекающей водой. Если же пыли слишком много и воздух сильно загрязнён, тополиные листья подают сигнал бедствия -становятся мелкими, покрываются пятнами, редеют. Нужно срочно принимать меры, ведь жить в таких условиях невозможно не только тополю, но и человеку. Тополь очень популярен в городах и сёлах. Даже его название происходит от латинского Популюс- народный, близкий людям. В течение 1 года обычное дерево выделяет столько кислорода, сколько требуется для семьи из 4 человек на протяжении года. А 1 автомобиль за 2 часа работы поглотит столько кислорода, сколько 1 дерево выделит за 2 года.
5.Физминутка «Деревья» (музыка «звуки леса»)
Инструкция для детей: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы − дерево. Представьте себя сильным дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны, успешны. У вас всё получится!
6. Работа в парах (решение задачи).
Кожура от банана, брошенная на землю, разлагается 2 года. Брошенный окурок - на 3 года больше, чем кожура от банана. Пластиковый пакет - на 95лет больше, чем окурок. Сколько лет разлагается пластиковый пакет?
7. Проверка по цепочке . С этим заданием тоже справились, открываем следующую часть рисунка
8. Сообщение учащихся о разложении мусора в окружающей среде. О чём вы решали задачу в парах? Послушайте сообщение, из которого вы узнаете. Сколько лет может разлагаться мусор, который мы оставляем в окружающей среде. Часто во время прогулки в лесу или в парке мы с горечью наблюдаем горы мусора. Смотрим на них, огорчаемся, оставляем лежать там же и дальше, думаем, что дождиком его размоет, уберёт дворник или он сгниёт, или куда-то денется. Для лучшего понимания этого вопроса предлагаю эту информацию. Пищевые отходы разлагаются от 10 дней до 1 месяца. Листья, семена, веточки - от 1 месяца до 3 месяцев. Самая обычная офисная бумага-до 3 месяцев. Железная арматура, деревянные доски-до 10 лет. Обломки кирпича, бетона-до 100 лет. Фольга-100 лет. Автоаккумуляторы - до 100 лет. Батарейки-110 лет. Автопокрышки-100 лет. Пластиковые бутылки -от 100 до 200 лет. Полиэтилен-200 лет. Алюминиевые банки-500 лет. Одноразовые подгузники-500 лет. Стекло-1000 лет. В заключении хочется вспомнить высказывание одного американского комика: «Планета никуда не денется. Исчезнем мы.» Задумываясь об экологических проблемах, надо помнить, что мы спасаем не только Землю, а в первую очередь, себя.9. Тест «Проверь себя»
1.Что такое цепь загрязнения?
а) загрязняющие вещества попадают в реку;
з)загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
2. Какими путями попадают в организм человека вредные вещества из окружающей среды?
б) через воздух, воду, почву;
а)через воздух, воду и продукты питания.
3. Что такое экологическая безопасность?
в) экологическая безопасность - это когда растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и окружающую среду;
щ)экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.
4. Как можно защитить себя от загрязненного воздуха?
г) не дыши;
и) выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.
5. Как защититься от загрязненной воды?
е) перед употреблением воду отстаивай;
т) пей кипячёную воду или очищай фильтром, или покупай воду в бутылках;
6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?
и) тщательно мой овощи и фрукты перед едой;
б) покупай продукты только на рынке.
-Обведите буквы возле правильных ответов, если вы можете прочитать слово. Задание вы выполнили верно. Какое слово получилось? Защити
-Как вы думаете, что нам нужно защитить, кого? Для чего?
VІ. Итог урока. Рефлексия
-Мы выполнили все задания на уроке, поэтому сможет открыть и прочитать слова, которые должны стать девизом каждого из нас, каждого человека на нашей планете : « Давайте беречь от невзгоды любой Большой и доверчивый шар голубой!» (исполняем песню «Не рвите цветы», бумажными цветочками украшаем нашу планету)
VІІ.Домашнее задание
Для домашней работы вы получаете карточки с экологическими задачами .
Экологические задачи.
1. В сутки 1 автомобиль способен выбросить в воздух 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить 8 автомобилей?
2 . 20 кг макулатуры сохраняют 1 дерево. Сколько деревьев можно сохранить, если собрать 100 кг макулатуры?
3. Сколько цветов погибнет, если каждый ученик нашего класса сорвёт по 5 цветов? По 10 цветов?