Цели урока: знать, чем отличаются числа от имени числительного; в чем состоят особенности склонения числительных в письменной и устной речи; где можно услышать соответствующее языковой норме употребление числительных в устной речи. грамотно записывать и произносить числа и числительные. 1. Вступительное слово учителя под музыку песни «Дважды два четыре». Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы проводим обобщающий урок-путешествие по стране Имя Числительное. Этот урок, ребята, будет для вас несколько необычным, вы видите перед собой не одного, а двух учителей: учителя математики и учителя русского языка. Чем это вызвано? Сегодня мы своим уроком хотим помочь вам понять, как все наши школьные науки близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая вам разобраться в трудных вопросах этой жизни. Одна наука не может быть обособлена, она опирается на знания других наук, и человек, который это осознает и умеет пользоваться этими знаниями, может считать себя всесторонне развитой личностью. Вот послушайте, я сделала выписки из нескольких учебников, вы сейчас без труда узнаете, что это за науки: В 1991 году население планеты составило пять миллиардов триста восемьдесят четыре миллиона человек. Поверхность всего земного шара равна 510 млн. км2. На долю суши приходится около 149 млн. км2 или 29 % всей поверхности Земли. Что это за наука? (география) Древняя русская летопись впервые упомянула имя Москвы в тысяча сто сорок седьмом году, а в 1156 году город укрепил суздальский князь Юрий Долгорукий. (история) В 100 граммах семян бобов содержится до 45 гр. белка, до 27 гр. растительного масла. Бобы имеют стебель высотой до 170 см. На каждом стебле от 20 до 70 плодов бобов, дающих от 40 до 190 гр. семян с одного растения. (биология) Ну что, друзья, убедились, что без числительных не может существовать ни одна наука. Итак, ребята, ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ приглашает нас к себе в гости. Вот перед вами карта нашего сказочного путешествия по королевству Числительного. Вы видите, что на пути к замку( на доске нарисован замок, реки и горы к нему) нас поджидают различные препятствия, в сказках ведь всегда так, и нам предстоит их преодолеть. За дверями замка спрятан сюрприз, который нам предстоит разгадать. И поможет нам совершить путешествие волшебный ковер-самолет, который, правда, за время существования немного поизносился. Ну, что, вперед?! В добрый путь, друзья! 2. Итак, наш ковер-самолет начнет набирать высоту со станции «В гостях у сказки». Вы, наверно, уже догадались, что здесь нам предстоит почитать свои сказки, что вы сочинили дома. Заодно мы скрасим и время полета. Итак, ваши сказки должны начинаться так: …Однажды между частями речи зашел спор о том, какая из частей речи важнее. -Конечно же мы! - воскликнули Глагол и Существительное. -А я? – тихо спросило Числительное. -А как же мы?! – ахнули Предлог и Союз? Ученики читают 2-3 сказки. Приводим пример одной из сказок. …Однажды между частями речи зашел спор о том, какая из частей речи важнее. -Конечно же мы!- воскликнули Глагол и Существительное. -А я? – тихо спросило Числительное. Разве я не самостоятельная часть речи?! -Ну разве что чуть-чуть самостоятельная,- ответили Глагол и Существительное, но без тебя можно и обойтись! -А как же мы?! Как быть тогда нам? – ахнули Предлог и Союз? -А про вас и речи быть не может, ведь вы и вовсе служебные части речи!- ядовито проговорил Глагол. -Да! А мы, кроме того, еще и главные члены предложения, -добавило Существительное. Обиделись Числительное, Предлог, Союз, Местоимение и Наречие. Исчезли из всех предложений и словосочетаний. Что тут началось! Все смешалось в кучу, перепутались все падежи, получилась такая неразбериха, что Глагол и Существительное невольно призадумались… -Я думаю, что нам нужно пойти и помириться с остальными частями речи,- промолвило Существительное. Глагол встал и медленно поплелся: -Мы виноваты перед вами, - сказал он. - Мы хвастались, что проживем и без вас, но это не так. Вот и помирились все части речи. Наступил мир в их царстве. Все они теперь знают, что даже без самой маленькой служебной части не обойтись, а уж без Числительного и подавно. Учитель: Спасибо, ребята, за то, что мы, действительно, ощутили себя в мире сказки. Вы доставили нам огромное удовольствие. Мы и не заметили, как первая станция осталась позади. Что же это за станция, где нам предстоит посадка? 3. Читайте, ребята, название этой станции «Словарная» Это станция, на которой мы должны показать знание словарных слов, правописание числительных, лексическое значение некоторых слов. Записываем в тетрадях: 1. Наибольшая единица измерения расстояния - километр; 2. Наименьшая единица измерения времени - секунда; 3. Целое число, следующее сразу за десятком - одиннадцать; 4. Искусственная емкость для воды, используемая для купания в зимнее время – бассейн; 5. Мера массы в 100 кг - центнер; 6. Миллион - 1000 000; 7. Миллиард - 1000 000 000; 8. Сотая часть числа - процент; 9. Промежуток времени в три месяца, каждая из четырех частей года - квартал; Ну а теперь, самопроверка. Проверьте, оцените свои знания. Учитель проектирует на доске написание словарных слов. 4. Учитель: Ну, как, ребята, не трудным ли Вам показалось это первое препятствие? -Нет, ну и отлично! Тогда, взлетаем! А посмотрите, ребята, кто это поджидает уже нас. Приглашает к отдыху? А ведь это ведущие вашей любимой передачи «Там-там новости». Послушаем их. Двое учащихся, сидя за столом, зачитывают сообщения из детских газет, из книги рекордов Гинесса, в которых имеются числительные. Спасибо, друзья «Там-тамовцы», за отдых и интересные сообщения. Пожелайте нам счастливого пути, мы летим дальше. 5. Смотрите вниз, сейчас нам предстоит приземлиться в Долине Морфологии. Мимо Морфологии мы не можем пролететь. Приземляемся. Что это здесь написано?! Морфология просит нас выполнить упражнение 390 в ваших учебниках. Выполняем, но прежде напомните мне о морфологических признаках имени Числительного. Пример выполнения упражнения: I в. За двумя зайцами - числ. , (за сколькими?) количеств. , прост. , Т. п. Семьдесят ошибок- числ. , (сколько?) количеств. , слож. ,И. п. II в. Три дня- числит. , (сколько?) количеств. , прост. ,И. п. У семи нянек-числит. ,(у скольких?) колич. , прост. , Д. п. Проверяем. (комментируем с места) - Так, ну что, никто не отстал?! Замечательно. 6. Ну, что, ребята, попрощаемся с Долиной Морфологии. И снова в путь. Теперь нам предстоит встреча с верными слугами Имени Числительного - его Разрядами. Кто может нам рассказать о них, пока мы в пути. (по значению количественные числительные делятся на 3 разряда: целые числа, дробные, собирательные) А теперь работаем с карточкой: а - целые б - дробные в - собирательные 1. сорок два ученика – а 2. двести три книги – а 3. две трети дома – б 4. четверо суток - в 5. одна четверть сада -... |