Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься, каким образом поддержать у учащихся интерес к предмету, к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, как превратить учебную деятельность в удовольствие. С целью преодоления данных проблем можно обратиться к игровым моментам и ситуациям.
Актуальность применения игровых моментов и ситуаций на уроках математики заключается в том, что включение их в урок делает процесс обучения интересным и занимательным. Создает у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету. Они оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Игровые моменты - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Их двойственная природа учебная направленность и игровая форма позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом. На уроках математики выделяют следующие виды игровых моментов: развивающие, так как они направлены на развитие личности обучающихся; коллективные, так как они привлекают тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям; индивидуальные, так как они помогут проявить себя, а учителю диагностировать уровень знаний обучающихся, уровень их развития; тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели;«скоростные», так как способствуют доведению навыка до автоматизма; игры-загадки, так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игровые моменты можно использовать на различных этапах урока:
актуализации знаний;
изучении нового материала;
закреплении полученных знаний и умений;
контроле знаний.
В зависимости от целей, реализуемых на том или ином этапе урока, игровые моменты наполняют различным содержанием.
Например, в начале урока можно разгадать кроссворд.
Прежде чем смело к задачам идти, тему урока в кроссворде найди.
4.Компонент действия вычитания, который находят сложением.
5.Решение задач способом составления уравнений.
На этапе объяснения нового материала можно использовать ситуацию удивления.
Урок по теме «Признаки делимости» начинается так: «А знаете, ребята, я могу себя назвать мудрецом. Я могу мгновенно ответить вам: делится ли ваше названное число на 2,3,4,5,6,9,10, не выполняя деления в столбик или на калькуляторе.
Хотите проверить?
Напишите у себя число и определите делится ли оно на какое-нибудь из названных чисел».
Ребята с большим удовольствием начинают отыскивать числа. И когда они удивлены этим угадыванием.
А хотите, я вас научу? (Да! )
Мы приступаем к новой теме, которая поможет вам стать такими же мудрецами. Она называется «Признаки делимости».
На этапе организации контроля материала можно предложить кодированную самостоятельную работу.
Найдите корни уравнений: Ответы
I в. II в. 1 2 3 4 5
1) x +17 = 60 1) 59 + x = 59 1. 77 43 1 0 118
2) 78 - a = 78 2) a – 51 = 60 2. 0 111 9 1 156
3) 60 = a + 51 3) a + 45 = 45 3. 9 111 0 90 1
4) c - 0 =82 4) 70 – x =68 4. 1 82 0 2 138
5) 62 = 100 – y 5) c – 43 = 82 5. 125 39 162 49 38
Обучающиеся сдают ответы на листочках 6x6
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
X
1
X
2
X
2
X
3
X
3
X
4
X
4
X
5
X
5
X
Учащимся 5-х классов были предложены анкеты, анализ которых позволил сделать вывод о предпочтении учащимися разных форм работы на уроке. На вопрос на выявление предпочтительных форм работы на уроке был получен такой результат:
1 – в традиционной форме (по дидактическим материалам, по карточкам)
2 – в тестовой форме
3 – в игровой форме
4 – в соревновательной форме.
ГАОУДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»
Кафедра теории и методики обучения математике
Тема: «Игровые моменты и ситуации на уроке как средство развития познавательного интереса к математике»