1) Организационный этап. Цель:подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке) фронтальная | Проверка готовности к работе учащихся. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. «Доброе утро!» - птицы запели. Умные дети за парты все сели. Мы все за наукой сегодня пойдем, Смекалку, фантазию наши возьмем. -А теперь давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. | Проверка своей готовности к уроку. Запись числа и вида работы в тетрадях. | Познавательные: формулирование познавательной цели, использование имеющихся навыков для решения поставленной задачи; личностные: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку; коммуникативные: настрой насотрудничество, умение слушать и слышать, точно и правильно выражать свои мысли; регулятивные: самоорганизация и организация своего рабочего места; постановка учебной задачи. |
2) Постановка темы и задач урока. Планирование. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: совершенствовать устные вычислительные навыки, развивать логическое мышление, прививать стремление беречь время, дать ключ к указанию темы урока. фронтальная Слайды 1- 7 | В пословице, которую вам предстоит расшифровать, содержится тема нашего урока. 2000:10– у 70 ∙ 50 – п 350 ∙ 0 – и 1000-650- с 670-370– т 790 – 460– ш 2000:4 – ь 800:20- м 650-250 – н 7500-3000 – о 700:700– е 60∙20 – р 360:3 – я 4900:7 - ч 4000 – 450 - а 200/3500/200/350/300/0/330/500 40/0/400/200/300/200 – 3500/4500/300/1/1200/120/1/330/500 700/3550/350. «Упустишь минуту – потеряешь час.» Что это значит? Сформулируйте тему урока. Вы уже знаете единицы измерения времени, почему же мы снова к ним возвращаемся? Какие шаги предпримем для повторения этой темы, как будем учиться применять свои знания? Познакомьтесь, это Витя Потеряйкин. Он неплохой мальчик, только очень неорганизованный, и поэтому часто теряет попусту время. Сегодня он будет присутствовать на нашем уроке, и мы попробуем ему рассказать, что знаем о времени и поможем научиться беречь время. | Выполняют устные вычисления, расшифровывают пословицу. Объясняют смысл пословицы, открывают ее воспитательную ценность и формулируют тему урока (Время. Единицы измерения времени.) – работа фронтальная. Выводят задачи: Повторить соотношение единиц времени. Учиться применять свои знания. Составляют план работы (под руководством учителя): 1. Повторим то, что знаем. 2.Потренируемся переводить одни единицы в другие (с большими числами – что является переносом ранее полученных знаний на новый уровень) 3.Применим свои знания для создания распорядка дня для Вити Потеряйкина. |
3) Актуализация знаний. Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. фронтальная Слайд 8 | А зачем нужно человеку знать время? Чем пользовались люди раньше для определения времени? Найдите лишний прибор (весы).Почему он лишний? Расскажите, что знаете об остальных приборах. Тысячи лет назад люди определяли время, наблюдая за сменой дней, ночей и временгода. Простейшими часами, указывающими течение времени, были солнечные часы.Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте. А водяные часы были изобретены в Китае свыше тысячи лет назад. Внутри находилось водяноеколесо, к которому были прикреплены чашки, наполняемые водой. Когда чашкистановились слишком тяжелыми, колесо вращалось, приводя в действие шестеренкичасового механизма. Первыми точными часами были маятниковые часы. Маятник - грузик на конце длинногостержня - качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на однокачание секунду. А сколько это – секунда? Отсчитайте 10 секунд. (с секундной стрелкой) Как называется промежуток времени, равный обращению Земли вокруг своей оси? А период обращения Земли вокруг Солнца? | Ответы, обобщение ответов учителем: Время нужно, чтобы вовремя приходить в школу, на работу, успевать на поезд или самолет, чтоб не нарушать порядокжизни всего общества. Установление существенного признака для выявления лишнего объекта (современный прибор для определения массы – напольные весы, шкала с другими делениями). Рассказы учащихся о известных видах часов. Слушание информации и просмотр иллюстраций на слайдах. Фронтально – ответы на вопросы (сутки, год); | Познавательные: выделять существенные признаки объектов для классификации,слышать, воспринимать информацию; коммуникативные: умение точно выражать свои мысли; владение монологической речью. |
4) Обобщение и систематизация знаний Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год, век; их взаимосвязи. фронтальная Слайды 9 - 11 | Проверим, как хорошо вы помните взаимосвязь единиц времени. А заодно поделимся с Витей Потеряйкиным нашими знаниями. Расположите единицы времени в порядке возрастания: (год, минута, час, секунда, век, месяц, неделя, сутки) Расширим наши знания. Вспомните правила работы в паре. Вам предстоит заполнить таблицу: 1 минута = _ секунд 1 час = _ минут =_ секунд 1 сутки = _ часов =_ минут = _ секунд 1 неделя = _суток 1 год = _ месяцев 1 год = _суток = _ч Проверка. Оцените свою работу (критерии оценки в приложении 3). | Расстановка единиц времени в порядке возрастания – коллективно. В парах – заполнение пропусков в таблице взаимосвязи единиц времени. Самопроверка. Самооценка. Отвечают на вопрос: Какую часть нашего плана мы выполнили? | Познавательные:установление причинно-следственных связей, анализ объектов, построение логической цепи рассуждений. личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи; регулятивные:самооценка – осознание уровня усвоения; коммуникативные: строить конструктивный диалог, принимать точку зрения другого. |
5) Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: формировать умение ориентироваться в единицах времени, их преобразовывать, используя новые умения выполнять действия с большими числами, решать задачи на время, создать режим дня школьника, работая в группах по заданным параметрам. индивидуально в парах в группах Слайды 12 - 15 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: установление правильности и осознанности усвоения материала, выявление и устранение обнаруженных пробелов. Слайд 16 | 1. Давайте потренируемся сами и поучим Витю Потеряйкина. Попробуйте перевести в более крупные единицы: Откройте учебник на странице 72, №3: (Переведи в минуты; в часы. 18000с 32400с 720000с Рассуждения: каждые 60с составляют 1 минуту. Значит, 18000с = 18000 :__(мин) = __:__(ч) = __ч.) 2. Вам предстоит решить задачу №4 (дополнительно – по выбору) (Путешественник совершил кругосветное путешествие на одноместном судне за 54 дня 11 часов 23 минуты. Сколько часов длилось путешествие? Сколько минут?) 3. Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим начасы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить илиобедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу. В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Почасам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит. Время помогает составить распорядок дня. Этим мы сейчас и займемся. Ведь Витя Потеряйкин очень нуждается в том, чтоб упорядочить свое время. Поможем ему? Кое-что у вас уже есть. Ваша задача – просчитать и заполнить таблицу до конца. Работать вы будете в группах. Вспомните правила работы в группе. Таблица: Режим дня (Приложение 4) Проверим, что у вас получилось. Все ли намеченное мы выполнили? | Индивидуальная работа. По образцу рассуждений: составление пропорций. Коллективная проверка. Поиск ошибок и их причин. Исправление. Индивидуальная самостоятельнаяработа. Взаимопроверка в парах. Поиск ошибок и их причин. Исправление. Самооценка. Отвечают на вопрос: Какую часть нашего плана мы выполнили? Организуют работу в группе. Подсчитывают и записывают полученные данные в таблицу режима дня. Коллективная проверка. Поиск ошибок и их причин. Исправление. Самооценка. Сверяются с намеченным планом работы. | Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределению ролей; регулятивные:самооценка – осознание уровня усвоения; способность распознавать и корректировать ошибки; коммуникативные: коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество; умение полно и точно выражать свои мысли. |
7) Рефлексия Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Слайд 17 – 18 | Какие задачи мы ставили в начале урока? Выполнили ли мы эти задачи? Каких результатов достиг каждый? Довольны ли вы результатом? Оценка учителем работы групп и класса целиком. | Соотносят задачи и результаты урока. Отвечают на вопрос: Смогли ли мы помочь Вите Потеряйкину? Чем? Самооценка. | Личностные: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку; осознание регулятивные: самооценка – осознание уровня усвоения; |
8) Домашнее задание Цель: сообщить учащимся варианты домашнего задания, разъяснить способ его выполнения. | Вы можете выбрать один из вариантов домашнего задания: 1 – решить задачу №5 (чтение и осмысление текста задачи) 2 – составить распорядок дня для себя. | Слушают и анализируют задания. Выбирают вариант домашнего задания по силам. | Личностные: осознание уровня личных достижений; адекватная самооценка. |