Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока (основные этапы организации учебной деятельности). Время. | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Результат педагогического взаимодействия |
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные |
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 1 мин. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку учащихся, создание благоприятных условий для учебной деятельности. | - | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | Устанавливать целевые приоритеты; | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; | Создание рабочей атмосферы, благоприятный настрой учащихся на работу. |
2) Этап актуализации и пробного учебного действия; 2 мин. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Организовать учащихся на работу в группах для построения графика по заданным координатам. | строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; | целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. | Учащиеся по заданным координатам строят график функции, который необходимо исследовать. Осознанно направить мыслительную деятельность учащихся на практическую значимость темы и установить причинно-следственные связи. |
3) Этап выявления места и причины затруднения; 1 мин. | Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Например, чтобы научиться возводить такие арки (построить параболу по заданным точкам), нам необходимо строить предметы, находя неизвестные величины, т.е. знать всё о функции | Устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; | Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | Возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации. | Учащиеся соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения - не знакомая для них функция . |
4) Этап построения проекта выхода из затруднения; 3 мин. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе-выбор способа и средств их реализации. | Предлагает определиться с темой урока, рассмотреть значимость данной функции. На доске совместно с учащимися записывает цели урока. Совместно делают вывод. | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты. | Самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения. | В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т. е. сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить. |
5) Этап реализации построенного проекта; 7-10 мин. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Смоделировать способ открытия нового знания, способствующий формированию информационной компетенции: ввести понятие график, парабола. На основе уже имеющихся знаний и соотнесение их с графиком функции . Анализ данной функции. | Реализация проектно-исследовательской деятельности; давать определение понятиям; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков. | На основе выбранного метода выдвинуты и обоснованы гипотезы;при построении нового знания использовать предметные действия с моделями. Повтор уже имеющихся знаний и соотнесение их с графиком функции . Анализ данной функции |
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 3 мин. | Усвоение учащимися нового способа действия. | Предлагает учащимся в группах выполнить следующее задание: найти точки пересечения графиков 1) и 2) и . | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. | Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков. | 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; 2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д. |
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 3 мин. | Интерпретация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. | Индивидуально, самостоятельно каждый строит и исследует функцию в тетрадях. проводят соответствующий анализ. | Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию. | Планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. | Организовано самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;организована самопроверка учащимися своих решений по эталону;создана ситуация успеха для каждого ребенка;для учащихся, допустивших ошибки, предоставлена возможность выявления причин ошибок и их исправления. |
8) Этап включения в систему знаний и повторения; 7 мин. | Включение нового способа действий в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Направляя учащихся на верный путь решения, выполняют построение по группам произвольных функций вида . Анализ. | Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез;делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. | В совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. | Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи. | У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. | выявить и зафиксировать границы применимости нового знания; 2. организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; 3. организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка; 4. при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса. |
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке; 4-5 мин. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Рефлексия: Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). | Делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. | Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра. | Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. |