Тип урока: применение знаний и способов деятельности обучающихся.
Форма проведения урока: использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов.
Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности по теме «Функции и графики».
Задачи:
Создание условий для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству.
Воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда, уважения к мнению товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Функции и графики »
МОУ СОШ № 1 п. Пангоды
Дружинина Галина Владимировна,
учитель математики
Тема: «Функции и графики»
Тип урока: применение знаний и способов деятельности обучающихся.
Форма проведения урока: использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов.
Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности по теме «Функции и графики».
Задачи:
Создание условий для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству.
Воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда, уважения к мнению товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты.
Познавательные:
сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений функциях и графиках;
умение работать с различными источниками информации, включая цифровые;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
понимание смысла поставленной задачи;
умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные:
сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
построение графиков и их чтение.
в ценностно-ориентационной сфере:
применение новых знаний в новой ситуации;
объяснение того, что показывают графики функций с реальной жизненной ситуацией.
Цель: настроить учащихся на работу в классе через проверку занимательного творческого домашнего задания – рисуем графиками функций.
Этап 2. Учебно-познавательная деятельность (18 минут)
Цель: научить школьников:
видеть математическую задачу в реальной жизненной ситуации;
приводить примеры параболы из повседневной жизни;
понимать сущность алгоритмических предписаний по правильному построению и чтению графиков функций и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Учитель. Вспомните, что такое «функция», «график функции»?
(Обращение к опыту учащихся, каждое мнение ребёнка выслушивается.)
Учитель. А знаете ли вы, что впервые понятие « функция» ввел в 1646 году математик Готфрид Вильгельм Лейбниц. В современной математике понятие не утратило своей значимости, а задачи с применением графиков функций решаются в реальной жизни.
Задание №1.
1 группа, 3 группа.
Установите соответствие между графиками и формулами, которые их задают.
1) у=-х² 2) у=3х 3) у=-3х 4)
Установите соответствие между графиками и формулами, которые их задают.
2 группа, 4 группа.
Установите соответствие между графиками и формулами, которые их задают.
Установите соответствие между графиками и формулами, которые их задают.
Задание №2.
1 группа, 3 группа.
На рисунке изображен график квадратичной функции. Какие из следующих утверждений о данной функции неверны?
На рисунке изображен график линейной функции. Какие из следующих утверждений о данной функции верны?
2 группа, 4 группа.
На рисунке изображен график квадратичной функции. Какие из следующих утверждений о данной функции неверны?
На рисунке изображен график линейной функции. Какие из следующих утверждений о данной функции верны?
Задание №3. Применение графика квадратичной функции для выполнения в заданиях формата «реальная математика».
1 группа, 3 группа.
На рисунке 3 показана биржевая стоимость АвтоВАЗа с 1 июня по 25 июня на момент закрытия биржи. По горизонтальной оси указываются числа месяца, по вертикальной – цена одной акции в рублях.
Определите по рисунку 3, какую прибыль получил бизнесмен, если он купил 200 акций 1 июня, а продал их 10 июня. Ответ выразите в рублях.
Определите по рисунку 3, какая цена акций была наибольшей. Ответ выразите в рублях.
Определите по рисунку 3, какого числа цена акций стала наибольшей первый раз после 1 июня.
Определите по рисунку 3, сколько дней с 1 по 25 июня цена акций была наибольшей.
2 группа, 4 группа.
Автобус и такси вышли из одного города в одном направлении. Движение автобуса показано на графике АВ (см. рис. 4), а такси – на графике СТ. По горизонтальной оси показано время суток, по вертикальной оси – расстояние от города.
Определите по рисунку 4, через сколько часов после своего выхода такси догнало автобус.
Определите по рисунку 4, на каком расстоянии от города произошла встреча автобуса и такси? Ответ дайте в километрах.
Определите по рисунку 4, на каком расстоянии друг от друга были автобус и такси в 18 часов? Ответ дайте в километрах.
Определите по рисунку 4 среднюю скорость такси во время поездки.
Задание №4.
Построить график функции, используя прикладную компьютерную программу
(http://yotx.ru/)
1 группа, 3 группаОпределите, при каких значениях a прямая y=a имеет с графиком этой функции ровно три общие точки.
2 группа, 4 группа. . Определите, при каких значениях a прямая y=a имеет с графиком этой функции ровно три общие точки.
Этап 4. Диагностика качества освоения темы (10 минут)
Цель: научить школьников:
понимать смысл поставленных математических задач;
использовать средства наглядности (рисунок) для иллюстрации предложенных задач;
контролировать процесс и результат своей учебной деятельности.
Учитель. Вам предлагается пройти тестирование. Фиксировать количество данных вами правильных ответов и оценивать работу будет компьютер или учитель.
Форма работы:
первый возможный вариант: тест (в двух вариантах) выполняется на персональном компьютере, ученики после каждого тестового задания сразу видят результат своей деятельности;
второй возможный вариант: на партах у каждого ученика тест с заданиями, учащиеся внимательно читают задания, анализируют рисунок и обводят ответ.
Задание №5.
Тестирование (индивидуальная работа).
Вариант 1.
1. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
1) у = 2) у =
3) у= 4) у=3-х²
2. На рисунке изображен график квадратичной функции у = f(x), какие из следующих утверждений о данной функции неверны? Запишите их номера.
3. Используя рисунок, решите систему уравнений:
4. На графиках показана зависимость количества произведенных деталей рабочими А и В от времени. Какой из рабочих произвел деталей больше в период с 4-го по 7-ое час рабочего времени и на сколко боьше?
Вариант 2
Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
2. На рисунке изображен график квадратичной функции у = f(x), какие из следующих утверждений о данной функции неверны? Запишите их номера.
Используя рисунок, решите систему уравнений:
4. На графике показано изменение температуры в течение суток в городах Ростов – на – Дону и Сальск. В каком городе температура в 16 часов была больше и на сколько?
Вариант 3.
1. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
1) у=- 2) у= -4х-3
3) у=х² 4) у=х³
2. На рисунке изображен график квадратичной функции у =какие из следующих утверждений о данной функции неверны? Запишите их номера.
3. Используя рисунок, решите систему уравнений:
4. Теплоход и катер курсируют по реке между пристанями А и В, двигаясь навстречу друг другу. Какое судно прошло расстояние в один конец быстрее и на сколько минут?
Вариант 4.
1. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
у=2х+2 2) у=
3) у=2 3) у=+1
2. На рисунке изображен график квадратичной функции у = какие из следующих утверждений о данной функции неверны? Запишите их номера.
Используя рисунок, решите систему уравнений:
4. Девочка собирает клубнику в корзину. Масса клубники в полной корзине 5кг. Когда корзина наполнится, девочка собирает клубнику в другую корзину, равную по объему первой (график наполнения корзины показан на рисунке). Сколько всего клубники (в кг) было собрано за 1,5 ч?
Ответы к тесту:
№1
№2
№3
№4
Вар - 1
423
13
(-2;0)(3;-5)
В 30
Вар - 2
143
14
(2;-4)
С 4
Вар - 3
412
4
(3;1)(-3;-1)
К 20
Вар - 4
342
14
(3;4)(-3;-4)
7
Этап 5. Рефлексивная деятельность ( 3 минуты)
Цель: научить школьников:
соотносить полученный результат с поставленной целью;
адекватно определять уровень усвоения материала;
оценивать результат учебной деятельности.
Ответьте на вопросы.
Важны ли для вас знания о функциях и умения строить их графики?
Зачем человек использует графики в своей практической деятельности?
Какую новую и интересную для вас информацию вы получили, используя графики?
Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально).
Составить задачу, решение которой представьте с помощью графика.
Подготовить кроссворд по теме «Функции и графики».
Рекомендуемые ученикам материалы
Башмаков М.И. "Глядя на график”, "Математика для школьников”, 2005, №2, с.46.
Канин Е.С. "Тождества, уравнения, неравенства и свойства функций”, "Математика для школьников”.2006, №4, с.22.
Петров В.А. "Вооружившись графиками”, "Математика для школьников”, 2007, №2, с.7