Просмотр содержимого документа
«"Физический смысл производной"»
Тема урока: «Физический смысл производной» . Цель:ознакомить учащихся с физическим смыслом производной,научить решать задания на физический смысл производной из ОГЭ . Ход урока: Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с правилами вычисления производных, научились находить производные линейной, степенной, тригонометрических функций. Узнали, в чем заключается геометрический смысл производной. Сегодня на уроке мы узнаем, где в физике применяется данное понятие.
Для этого вспомним определение производной Теперь обратимся к курсу физики
Учащиеся рассуждают, вспоминают физические понятия и формулы.
Пусть тело движется по закону S(t)= f(t) Рассмотрим путь, пройденный телом за время от t0 до t0+ Δ t, где Δt – приращение аргумента. В момент времени t0 телом пройден путь S(t0), в момент t0+Δt – путь S(t0 +Δt). Поэтому за время Δt тело прошло путь S(t0+Δt) –S(t0), т.е. мы получили приращение функции. Средняя скорость движения тела за этот промежуток времени υ= =
Чем меньше промежуток времени t, тем точнее мы можем узнать, с какой скоростью движется тело в момент t. Устремив t →0, получим мгновенную скорость – числовое значение скорости в момент t этого движения.
υ= , при Δt→0 скорость – есть производная от пути по времени.
Вспомним определение ускорения.
Применяя изложенный выше материал можно сделать вывод, что при t а(t)= υ’(t) ускорение – есть производная от скорости.
Далее на интерактивной доске появляются формулы силы тока, угловой скорости, ЭДС и т.д. Учащиеся дописывают мгновенные значения данных физических величин через понятие производной. (При отсутствии интерактивной доски использовать презентацию)
Вывод формулируют учащиеся.
Вывод: Производная – это есть скорость изменения функции. (Функции пути, координаты, скорости, магнитного потока и т.д.)
υ (х)=f ’(х)
Учитель: Мы видим, что связь между количественными характеристиками самых различных процессов исследуемых физикой, техническими науками, химией, аналогична связи между путем и скоростью. Можно привести множество задач, для решения которых также необходимо находить скорость изменения некоторой функции, например: нахождение концентрации раствора в определенный момент, нахождение расхода жидкости, угловой скорости вращения тела, линейной плотности в точке и т.д. Некоторые из таких задач мы сейчас решим.
Закрепление полученных знаний .
Задание 1
Точка движется по закону s(t)=2t³-3t (s – путь в метрах, t – время в секундах). Вычислите скорость движения точки, ее ускорение в момент времени 2с
Маховик вращается вокруг оси по закону φ(t)= t4-5t. Найдите его угловую скорость ω в момент времени 2с (φ – угол вращения в радианах, ω – угловая скорость рад/с)
Задание3 Тело массой 2 кг движется прямолинейно по закону х(t)=2-3t+2t²
Найдите скорость тела и его кинетическую энергию через 3с после начала движения. Какая сила действует на тело в этот момент времени? (t измеряется в секундах, х – в метрах)