Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Психолого – методический комментарий |
1. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся. | На интерактивной доске слова, которые являются эпиграфом к уроку. «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле» (А.Н. Крылов) | | Принцип психологической комфортности – создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. |
Каждой группе представляется кроссворд. Ключевые слова составляют тему урока. | Учащиеся отгадывают кроссворд. Каждая группа представляет решение на флипчартах. | После проведения мотивации активизируется внимание учащихся |
Какое предложение мы получили? | «Элементы вероятности, математической статистики». | Чувство удовлетворения, ситуация успеха. |
Обратите внимание на доску: | | Развитие памяти |
Тема: «Элементы теории вероятностей и математической статистики». | Записали число и тему урока. | Формирование культуры учебной деятельности |
Форма работы, на уроке следующая: класс поделён на временные творческие группы, куда входят ребята с разным уровнем подготовки. Каждый ученик отвечает за свой участок работы: это генераторы идей, таймкиперы, маркеры, презентаторы. Группам предлагается проведение мини-исследования по теории вероятности и математической статистики. | | Формирование навыков самостоятельной и исследовательской работы |
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. | Давайте ребята воспроизведём коррекцию опорных знаний. 1.Дайте определение вероятности. |
Это числовая характеристика степени возможности наступления какого-либо события в тех или иных определённых обстоятельствах. | Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения. |
2.В какой форме можно изобразить статистические данные. | В виде таблиц, диаграмм. | |
3.Какие вы знаете числовые характеристики статистических данных? | Среднее арифметическое, мода, медиана, размах числового ряда. | |
4.Дайте определение среднего арифметического. | Средним арифметическим называют такое число, которое получается делением суммы всех числовых значений данной выборки на число этих данных. | |
4. Дайте определение моды числового ряда. | Модой называется такое значение в выборке, которое в ней встречается наиболее часто. | |
5. Дайте определение медианы числового ряда. | Медианой называется значение признака, которое делит статистическое распределение на две равные части, причём половина элементов в наборе данных больше медианы, а вторая половина – меньше. | |
| 6. Дайте определение размаха числового ряда. | Размахом числового ряда называется разность между наибольшим и наименьшим значением. | |
3.Контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. | Мы повторили с вами основные понятия по теме «Элементы теории вероятностей и математической статистики». Контроль и оценку знаний проведём через тестирование. | При помощи мультимедийного оборудования выполняют тесты. 1)Вероятность того, что день будет ясным, р=0,85. Найти вероятность q того, что день будет облачным? А) q = 0, 85 Б) q = 0, 15 В) q = 0, 5 Г) q = 1 2)В урне 10 одинаковых по размеру и весу шаров, из которых 4 красных и 6 голубых. Из урны извлекается 1 шар. Какова вероятность того, что шар окажется голубым? А) 2/5 Б) 3/5 В) 1/10 Г) 2/3 3)Все натуральные числа от 1 до30 записаны на одинаковых карточках и помещены в урну. После тщательного перемешивания из урны извлекается одна карточка. Какова вероятность того, что число на взятой карточке окажется делящимся на 5? А) 1/30 Б) 1/6 В) 1/5 Г) 5/6 4)Сколько двузначных чисел с неповторяющимися цифрами можно составить из цифр 1, 2, 3? А) 10 Б) 8 В) 4 Г) 6 5)Найдите среднее арифметическое возраста учащихся: 13,13,14,15,15 А) 14 Б) 13 В) 15 Г) 12 6)Найдите моду числового ряда: 3,5,7,11,13,7,5,7,12: А) 5 Б) 12 В) 7 Г) 3 7)Найдите медиану текущих оценок по физкультуре: 4,4, 5, 5,4,3,4. А) 5 Б) 4,5 В) 3 Г) 4 8)Найти размах числового ряда: 1,3; 2,6; 5,7; 6,2; 4,1: А) 4,9 Б) 2,7 В) 4,8 Г) 5,3 | Принцип деятельности – ученик получает задания и решает их, что способствует формированию его общеучебных и вычислительных умений, коррекции умений и навыков, сотворчество учителя и учащихся. |
4.Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий. | Ребята! Математика - это наука о истории развития человеческой мысли, интеллекта. | 1группа. Какое количество средств в Казахстане выделяется на здравоохранение? | Каждая группа работает с интернетом, находит статистические данные составляет диаграммы и презентует их на доске. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. |
| 2 группа. Покажите плотность населения Казахстана в зависимости от рождаемости по годам. |
| 3 группа. Естественный прирост населения Казахстана. |
| 4 группа. Количество учеников школы занимающихся спортом. |
Чтобы гости не скучали, мы предложим им задачи для решения. Задача. Квартет. Проказница Мартышка Осёл, Козёл, Да косолапый Мишка Затеяли играть квартет … Стой, братцы стой! – Кричит Мартышка, - погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите… И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть…
| | |
5.Подведение итогов. Рефлексия. | Запишите, пожалуйста, домашнее задание: составить 5 тестовых заданий с выбором ответа, и конечно их решить. | Учащиеся записывают домашнее задание. | Принцип психологической комфортности – ориентирован на оценивание урока, психологическое состояние ученика. |
Теперь ребята, я думаю, что вам понятно, почему в эпиграфе к уроку взято это стихотворение. У вас на партах есть, листочки предлагаю вам написать синквейн. | Синквейн. 1 строка – одно существительное. (Вероятность) 2 строка – два прилагательных. (Интересно, легко) 3 строка – три глагола. (Вспоминаем, повторяем, вычисляем) 4 строка – словосочетание. (Решаем, вычисляем числовые характеристики) 5 строка – высказывание, пожелание. (Чем больше решаем, тем больше запоминаем) Модераторы из каждой группы прикрепляют листочки на доску в виде солнышка. | |
В заключение мне хочется, чтобы вы послушали разные взгляды на одно и то же событие. Математику, физику и психологу задают одну и ту же задачу: "Монету бросили 100 раз, и все 100 раз выпала решка. Что выпадет в 101-ый раз?" Математик: "С вероятностью 1/2 выпадет орёл" Физик: "Эксперимент показал, что должна выпасть решка" Психолог: "Выпадет орёл". Математик с физиком: "Но почему?" -Ну, как же, всё решка да решка! Орлу ведь тоже хочется! | | |