организация исследования, направленного на овладение учащимися понятием доли, использование данного понятия при выполнении заданий практического характера
- создать ситуацию «разрыва» между имеющимися у учащихся знаниями (способами деятельности) и подлежащими освоению: разрезать яблоко на части и попросить назвать каждую часть
- подвести учащихся к формулированию проблемы исследования и выдвижению гипотез: могут высказать несколько гипотез
- организовать групповую работу по сбору информации (определению способов решения проблемы) и проверке гипотез;
- обобщить результаты исследования и применить «открытые» знания и способы деятельности к новому кругу явлений.
Задача этапа | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации учебной деятельности | Средства обучения | Планируемые результаты обучения по этапам исследования |
Мотивация к исследовательской деятельности |
Самоопределение к деятельности Обеспечить мотивацию к исследовательской деятельности | Приветствие Мотивация к деятельности: вопросы - рассуждения Подготовка к восприятию материала | Как вы считаете кто такие исследователи? Предлагаю вам сегодня превратиться в исследователей и сделать научное открытие! | Высказывают предположения | Ф | Слайд 1: картинки «Юный исследователь» | Включается в учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
Этап выявления проблемы и построение плана решения проблемы |
Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза Определить тему и цель исследования Составить план исследования | Проблемно-поисковый Незаконченные фразы Диалог Аналитический | Назовите числа, которые вы видите на слайде Какие числа вы назвать не можете, подчеркните на своих карточках. Выскажите предположения, которое будет начинаться словам Предположим …. Допустим…… Возможно …. Что, если…. Записывает все предположения учащихся на доске Итак, высказанные вами предположения в науке называются гипотезами Мы с вами сформулировали несколько гипотез Кто готов определить тему и цель исследования? Проверим верно ли вы определили тему и цель исследования Давайте составим план исследования | Называют числа Подчеркивают на карточках дроби Предположи, что эти числа читаются.. Допустим, что это (однозначные, двузначные) числа Возможно обойтись без таких чисел Что, если это особенные числа и т.д. Высказывания учащихся Высказывания учащихся | И Ф | Слайд 2: числа различной природы Раздаточные карточки с такими же числами Слайд 2: предположения учащихся Слайд 3: формулировка темы и цели исследования Слайд 4: план и методы исследования | Формулирует проблему Строит предположения (гипотезы) Определяет цель урока Выстраивает план работы Владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами математики, родного языка. |
Этап отбора методов исследования |
Дать характеристику отдельным методам исследования Создать ситуацию выбора методов для проведения намеченного исследования | Анализ ситуации | Предлагает ученикам рассмотреть методы представленные на карточках и поднять те, которые будем использовать при реализации плана исследования | Рассматривают карточки с методами Показывают учителю наиболее подходящие и обосновывают | Ф | Слайд 4: план и методы исследования Карточки с названием методов исследования | Отбирает и обосновывает выбор методов исследования |
Этап организации исследования по плану с использованием выбранных методов |
Поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы | Самостоятельной работы | Предлагает внимательно изучить материал учебника на странице на стр.92 | Действуют по плану | И | Учебник | Находит необходимую информацию в учебнике Действует по составленному плану |
Этап представления результатов исследования |
Обмен информацией, изложение результатов исследования Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов) Связывание информации (открытие и формулирование нового знания, подтверждение или опровержение гипотезы исследования) | Демонстрации результатов исследования Беседа, диалог Обобщение результатов исследования | Предлагает обсудить результаты с соседом по парте Вы изучили эксперимент с яблоком. Как называется часть яблока, если его разрезать пополам? Сравните одну вторую долю и одну четвертую долю яблока Как называются особенные числа? Вернемся к нашим гипотезам, прошу вас высказаться, какая гипотеза подтвердилась? Итак, обобщим результаты нашего исследования Какая проблема перед нами встала? Теперь можете? | Обсуждают результаты Отвечают на вопросы учителя Доли Высказывания школьников Не смогли назвать числа на слайде После проведения исследования можем – это доли одна шестая и одна третья | П Ф | Учебник Доска, где записаны гипотезы Слайд 2 | Определяет понятие «Доли» Сравнивает доли Представляет результаты исследования Обосновывает правильность выдвинутой гипотезы Принимает на себя ответственность за результат своих действий Использует полученные знания для решения проблемы |
Этап использования результатов исследования для решения заданий практического характера |
Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия) | Практических упражнений разноуровневого характера | Разбивает учеников на группы, каждая группа получает задание из учебника 1) №1; 2) №2; 3)№8 | | Г | Раздаточный материал для каждой группы подготовленный по тексту задачи (прямоугольники, многоугольники и др) | Умеет слушать собеседника и вести диалог, умеет работать в команде (группе) |
Этап обсуждения итогов проведенного исследования. Рефлексия |
Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы | Создание ситуации успеха Незаконченные предложения | Мы сегодня с вами в кого превратились? Какое открытие мы сделали? Давайте уточним, какая тема урока, достигнута цель? Закончите предложение, сформулированное на слайде «Лестница успеха» | В исследователей Мы открыли особенные числа, которые называются долями Высказывание школьников | Ф | Слайд 3 Слайд 5: Лестница успеха | Умеет анализировать и осмысливать свои достижения Осуществляет самооценку деятельности |