Урок на тему: "Деление дробей.". Добиться усвоения правила деления обыкновенных дробей, его понимания и умения пользоваться им при вычислениях. Продолжить формирование навыка умножения дробей, сокращения дробей, перевода смешанного числа в неправильную дробь, нахождения обратного числа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деление дробей. 6 класс»
Урок на тему: «Деление дробей»
Структура урока:
Математический диктант (10–12 минут).
Объяснение нового материала (15 минут).
Первоначальное закрепление (10 минут).
Итог урока. Рефлексия (3–5 минут).
Цели урока:
Образовательные: добиться усвоения правила деления обыкновенных дробей, его понимания и умения пользоваться им при вычислениях. Продолжить формирование навыка умножения дробей, сокращения дробей, перевода смешанного числа в неправильную дробь, нахождения обратного числа.
Развивающие. Продолжить формирование математических знаний и приемов умственной деятельности (умение анализировать ситуацию и ориентироваться в действиях, научиться выполнять новое действие, довести его до автоматизации). Формировать элементы математической логики.
Воспитательные. Формирование навыка пошаговой работы под руководством учителя (объяснение нового материала, первоначальное закрепление), восприятия информации на слух (математический диктант), формирования самооценки (рефлексия).
Средства обучения:
листы с копировальной бумагой для проведения и проверки диктанта, учебник, тетрадь,
карточки с заданиями для самостоятельной работы с опорным конспектом и примерами (два варианта).
Ход урока
1. Математический диктант.
Учащимся предлагаются листки для диктанта с копировальной бумагой. Двое учащихся выполняют диктант на скрытой стороне распашной доски по вариантам.
Вариант 1
Вариант 2
1. Умножить на 5.
1. Умножить на 4.
2. Найти от .
2. Найти от .
3. Умножить на
3. Умножить на
4. Записать дробь, обратную дроби
4. Записать дробь, обратную дроби
5. На сколько нужно умножить , чтобы получить ?
5. На сколько нужно умножить , чтобы получить?
Диктант окончен.
Листки с копировальной бумагой собираются, нижний листок оставляется для самопроверки.
Проверка диктанта.
Обращаем особое внимание на последнее задание в диктанте. В этом случае легко догадаться, чему равна вторая дробь, это было просто. Но, иногда, это не так очевидно, и, чтобы знать точно, а не наверняка, как найти второй множитель в произведении, нам не обойтись без правила деления дробей. Это и будет темой урока.
Тема фиксируется на доске и в тетрадях учащихся.
2. Объяснение нового материала.
Деление дробей.
Чтобы вывести правило математически грамотно, обратимся к такой задаче:
Площадь прямоугольника м2. Одна сторона м, найдите другую сторону.
Делить мы пока не умеем, поэтому составим уравнение по формуле площади:
Чтобы в левой части оставить только неизвестное Х, применим один математический прием.
О нем поговорим отдельно.
Если в равенстве: а = 3, умножить левую и правую часть на 2 , то корень уравнения не изменится. Если уравнение умножить на 5, то корень не изменится. И, вообще, обе части уравнения можно умножать на любое число.
Умножим левую и правую части нашего равенства на число обратное , т. е.
Но по смыслу деления значит, чтобы найти Х мы делим на и умножаем на .
Отсюда получаем правило:
Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю.
Примеры.
3. Первоначальное закрепление.
Индивидуальные задания на карточках:
Вариант 1
Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю:
Пример:
Выполнить самостоятельно:
Вариант 2
Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю:
Пример:
Выполнить самостоятельно:
4. Рефлексия.
Что узнали для себя нового?
Что заинтересовало? Почему?
Проанализируйте свою работу на каждом этапе.
Что показалось интересным?
Что самое главное и что надо запомнить?
Домашнее задание: пункт 17 из учебника прочитать, правило выучить, № 617 (1 строка), № 618 (а, б, в).
Анализ урока.
Подготовка учащихся к уроку.
Данный урок знакомит учащихся с одним из четырех арифметических действий с обыкновенными дробями с разными знаменателями. Знакомство с делением дробей дает возможность почувствовать, что обыкновенная дробь-это число, для которого справедливы все арифметические действия и их свойства.
К этому моменту все основные преобразования дробей уже изучены (перевод из смешанного числа в неправильную дробь и обратно, сокращение дробей, запись обратного числа, умножение дробей), поэтому правило деления дробей при четком его понимании, не должно вызывать затруднений.
Учащимся предложен опорный конспект на доске, в тетрадях и в заданиях с печатной основой, даны примеры.
Повторение изученного происходит постоянно, т. к. деление невозможно без отработанного навыка умножения дробей.
Объем домашнего задания и сложность невелики и не должны вызвать затруднений.
Организация учебного процесса.
Урок начинается с математического диктанта, который является одним из лучших способов организации деятельности учащихся. Математический диктант позволяет учащимся быстро включаться в работу, требует внимания и сосредоточенности.
Этапы урока переходят из одного в другой, объяснение нового материала строится на задаче, поставленной в последнем задании диктанта.
Учащимся не предлагается “готовое правило”, а предлагается его вывести, опираясь на формулу площади прямоугольника, правила решения уравнений и свойство обратных чисел.
Вывод правила нельзя назвать “математически строгим”, но такие рассуждения готовят учащихся к строгим математическим и логическим рассуждениям.
Учебная деятельность – индивидуальная и коллективная, фронтальная.
Оценка деятельности учащихся.
От учащихся требуется активность, высокая работоспособность, внимание; умение настроить себя на восприятие нового материала, переработку информации.
Дети должны увидеть связь с ранее изученным материалом и применить его к новым условиям, должны уметь устанавливать связи, обобщать и делать выводы.
Методы.
Поисковые. (Найти число, которое при умножении…).
Исследовательские. (Постановка задачи и поиск путей ее решения).