1) вывести алгоритм деления дробей и сформировать способность к его выполнению;
2) повторить и закрепить определение действия деления, взаимосвязь между умножением и делением, тренировать способность к сокращению дробей, анализу и решению текстовых задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1) вывести алгоритм деления дробей и сформировать способность к его выполнению;
2) повторить и закрепить определение действия деления, взаимосвязь между умножением и делением, тренировать способность к сокращению дробей, анализу и решению текстовых задач.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать над действиями с обыкновенными дробями.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Посмотрите-ка на экран, Буратино плачет. Давайте посмотрим, что произошло.
Буратино:
-Горько плачу, не могу
Я заданье сделать.
Ой, куда я побегу?
Что я буду делать?
Папа Карло, помоги,
Дай совет сыночку!
Я без помощи чужой
Не решу ни строчки.
Думай, думай, голова,
Шевелись извилины!
Побегу к ребятам я,
В 6 «В» их видели!
Помогите мне, друзья,
Разрешить проблему
Ох, Мальвина задала
Трудную дилемму.
- Ребята, поможем Буратино?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение дробей, умножение дробей;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде свойств и определения;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: найти частное дробей.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Дана дробь 9
20
Назовите дополнение до единицы (11\20)
Больше или меньше дроби 1\2 (меньше)
Превратите в десятичную (0,45)
представьте в виде суммы двух дробей с одинаковыми знаменателями.
Представьте в виде произведения двух дробей.
Назовите число, обратное заданной дроби (20\9)
Решите уравнение 9\20 * х=3\4
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: возможность найти по определению делимости результат первых двух примеров и не возможность использовать определение при нахождении частного в третьем примере.
2) согласовать цель и тему урока: вывести правило деления дробей, научиться делить дроби, тема урока: «деление дробей».
Организация учебного процесса на этапе 3:
– что вам необходимо было сделать? (Найти частное дробей, используя определение делимости чисел.)
–Что у вас получилось?
– В чём возникло затруднение?
– Какую цель мы поставим перед собой? (Найти способ делить дроби)
– А зачем нам нужен, будет этот способ? (Чтобы научится быстро делить дроби.)
– Сформулируйте тему урока. (Деление дробей.)
– Запишите тему в тетрадь.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– На, что надо умножить обе части уравнения, чтобы слева остался только x? (Можно использовать определение взаимно обратных чисел, т.е. умножить на 20\9).
– Запишите, что получится
– Что получиться?
– Что записано в правой части равенства?
– Что интересного вы наблюдаете? (В правой части частное дробей, а слева произведения делимого и дроби обратной делителю.)
– Сформулируйте, что, значит, разделить дроби? (Разделить дроби – это значит умножить делимое на число обратное делителю.)
– Запишите, чему равно : . ( : = .)
– Откройте учебник, стр. 97 и прочтите определение.
Постройте алгоритм деления дробей
( 1) деление заменить умножением
2) делитель заменить числом, обратным
3) выполнить умножение дробей по известному алгоритму )
– Примените определение для решения нашего уравнения.( 1 2\3)
Буратино:
-Вот спасибо вам, ребята,
Вместе горы нипочем,
А задача, то решилась,
Я и впрямь теперь с ключом.
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
№ 596– у доски с проговариванием правила или алгоритма деления дробей.
Физ. минутка.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
После проверки по эталону анализируются и исправляются ошибки. (Поставьте «+», если задание выполнено верно, «?» если ответ неверен.
7. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: деление алгебраических дробей, сравнение буквенных выражений, нахождение значений буквенных выражений;
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: сокращение дробей, решение текстовых задач
Организация учебного процесса на этапе 7:
№598, №599, №601.
8. Рефлексия деятельности на уроке
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм деления дробей;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Какое новое правило, мы вывели сегодня? (Правило деления дробей).
– С каким правилом тесно связано правило деление дробей? (С правилом умножения дробей.)
– Что необходимо ещё знать, чтобы правильно выполнить деление? (Определение взаимно обратных чисел.)
- У каждого из вас, на столе мозаики зеленая, синяя, красная. Прикрепите на доску одну из них.
Мозаика красного цвета обозначает: « Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много с пользой и хорошо работал на уроке, я выполнил все задания правильно, без ошибок, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».
Мозаика синего цвета обозначает: «Урок был интересен, я принимал активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
Мозаика зеленого цвета обозначает: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал о чем идет речь, мне это не нужно, домашнее задание я выполнять не буду, мне это не интересно, к ответам на уроке я был не готов».