Просмотр содержимого документа
«Действия над натуральными числами в 5 классе »
Урок-игра «Мир математики» по теме: «Действия над натуральными числами»
Урок № Дата:
Тема: «Действия над натуральными числами».
Цель урока: закрепить ЗУН учащихся выполнять действия над натуральными числами.
Задачи:
Образовательные:закрепить и проверить умение выполнять действия над натуральными числами (сложение, вычитание, умножение и деление), решать уравнения и задачи, закрепить умение самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида; углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Развивающие:развивать навыки устных и письменных вычислений на вычитание натуральных чисел, развивать коммуникативные умения, логическое мышление, математическую речь, индивидуальные способности учащихся, смекалку, память, внимание, познавательную активность и сообразительность.
Воспитательные:воспитывать интерес к предмету математики через использование игровых форм,воспитывать чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы, способности к самооценке выполненной деятельности, умение работать в парах, воспитывать дисциплинированность, аккуратность, ответственное отношение к учебе.
Класс:5Б класс.
Время: 45 минут.
Ожидаемые результаты:
Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.
Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация и проверка знаний.
Игра.
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. Ученики открывают тетрадь, записывают число, «Классная работа», и тему урока.
II. Актуализация и проверка знаний.
Проверка домашнего задания. Разбор нерешенных заданий у доски.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок математики, а урок – игра “Мир математики”. И начать его я хочу стихотворением М.Борзаковского “Математика повсюду!”:
Математика повсюду. Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
III. Игра.
1-й конкурс. Математическая разминка
Сколько хвостов у семи котов? (7)
Сколько носов у двух псов? (2)
Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)
Сколько ушей у пяти малышей? (10)
Сколько ушек у трёх старушек? (6)
Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)
На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему? (Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)
Что тяжелее : килограмм сена или килограмм железа? (Одинаковый вес)
2-й конкурс. Расшифровать ребусы.
МЕ100 ; 40А (место; сорока)
3БУНА; И100РИЯ (трибуна; история)
3-й конкурс. Весёлое умножение.
Учитель: Кто умеет перемножать в столбик два двузначных числа? Все умеют?! Проверим! Я приглашаю к доске по одному участнику от каждой команды. (После того, как дети вышли, ведущий продолжает.) Вот только я забыл вас предупредить, что умножать вы будете с завязанными глазами! Итак, 18 * 12 =
4-й конкурс.Математика + Литература.
Команде предлагается написать как можно больше пословиц, содержащих числа. Например, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
5-й конкурс.Блицтурнир.
Командам предлагается заполнить таблицы поочерёдно с помощью всех членов команды. Таблицы даются равнозначные. В таблицах заполнена колонка “Словесная запись”, а ребятам необходимо заполнить колонку “Символическая запись”.
1-я команда
2-я команда
Словесная запись
Символическая запись
Словесная запись
Символическая запись
а на 70 больше, чем в
а – в = 70
в на 4 меньше, чем а
а – в = 4
а в 3 раза больше, чем в
а : в = 3 или а = 3в
а в 5 раз меньше, чем в
в : а = 5 или в = 5а
Сумма чисел а и 18 равна 25
а + 18 = 25
Разность чисел в и 23 равна 14
в – 23 = 14
6-й конкурс. Пантомима.
Командам предлагается придумать и показать пантомиму на тему “ Двоечник у доски”. А пока команды готовятся к соревнованиям.
7-й конкурс. БЛИЦТУРНИР.
Командам решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.
1-й ученик – расставляет порядок действий.
2-й ученик – выполняет первое действие.
3-й ученик – выполняет второе действие.
4-й ученик – выполняет третье действие.
5-й ученик – выполняет четвертое действие.
6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.
Какое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля? (Ответ: число ноль)
Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)
Когда делимое и частное равны между собой?(Ответ: когда делитель равен одному)
Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит весь кирпич? (Ответ: 4 кг)
Три кошки за три минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (Ответ: 100 кошек)
Не производя никакой записи, увеличьте число 86 на 12? (Ответ: перевернуть число и получить 98)
От трёхзначного числа отняли один и получили двузначное? Что это за числа? (Ответ: 100 – 1 = 99)
Применяя знаки действий, запишите число 1 тремя двойками.(Ответ: 2 + 2 : 2 = 1)
Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1 + 2 + 34 + 56 + 7 = 100)
Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?(Ответ: число ноль)
Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?(Ответ: Число ноль)
Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)
Когда делимое и частное равны между собой? (Ответ: Когда делитель равен одному)
Шоколадка стоит 10 рублей и ещё половина шоколадки. Сколько стоит вся шоколадка? (Ответ: 20 рублей)
Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (Ответ: 5 кг)
Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 5 до 87? (Ответ: Нулём)
Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Ответ: Сумма,0*1*2*3*4*5*6*7*8*9=0, 1+2+3+4+5+6+7+8+9 = 45)
Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1+2+34+56+7 = 100)
9-й конкурс. Найди лишнее слово
ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК, ПЕРИМЕТР
(Периметр, это не геометрическая фигура)
ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД (параллелепипед, это объёмная фигура)
10-й конкурс. Грамотеи.
К доске приглашаются по одному представителю команд, которые записывают под диктовку слова: УРАВНЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ, ЧАСТНОЕ, СУММА, ДЛИНА, КООРДИНАТА.
11-й конкурс. Решите кроссворд
М И Л Л И О Н
П Р А В И Л О
Т Р Е У Г О Л Ь Н И К
Д Е Л Е Н И Е
М Е Т Р
У Р А В Н Е Н И Е
Т О Ч К А
Ц И Р К У Л Ь
К В А Д Р А Т
Ш К А Л А
Некоторое число
То, что надо знать наизусть.
Геометрическая фигура.
Арифметическое действие.
Единица измерения длины.
Равенство, содержащее неизвестную величину.
Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.
Математический инструмент.
Геометрическая фигура, у которой все углы прямые.
Деления на измерительных приборах.
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Для удобства и быстроты подведения итогов урока предлагаю использовать жетоны (их необходимо подготовить заранее). В конце урока подсчитать количество жетонов у каждого обучающегося и выставить оценки. Конечно, это необычный урок и неудовлетворительных оценок быть не должно. Итоги игры подводятся сразу после её окончания. Активным и успешным обучающимся выставляются отличные и хорошие оценки в журнал.