организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
определять цель выполнения заданий на уроке;
волевая саморегуляция;
прогнозирование уровня усвоения;
оценка;
коррекция.
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
отвечать на простые вопросы учителя;
построение логической цепи рассуждений;
использование индуктивного умозаключения.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на уроке;
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
слушать и понимать речь других;
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (орг.момент)
Девиз урока: «Математика – это больше, чем наука, это язык» (Н. Бор)
Есть о математике молва,
Что в порядок ум она приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам математика даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
II.Актуализация знаний. Устный опрос.
Что изучает комбинаторика?
Какие способы решения комбинаторных задач вам известны?
У: На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с еще одним способом решения комбинаторных задач. А его название вы мне потом скажете сами. Сегодня мы с вами будем решать задачи на изученные правила по комбинаторике, выполним лабораторную работу, а также творческую.
III.Открытие новых знаний
Решим задачу на странице 41 учебника. (Сколькими способами можно выбрать два различных цветка, если есть васильки, маки, ромашки и тюльпаны? Сколько получится пар, если их можно составлять и из двух одинаковых цветков?). Разобрать задачу устно, а затем приступить к ее оформлению и решению.
У: Начало задачи я предлагаю вам обозначить звездочкой «*» (учащиеся решают задачу под руководством учителя)
*
М Р Т В
М Р Т В М Р Т В М Р Т В М Р Т В
Ответ: 12 способов без повторений, 16 способов с повторениями.
У: На что похожа данная схема? (ученики высказывают свои версии названия). Как звучит тема урока? (дерево возможных вариантов). Какую цель ставим перед собой? (научиться решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов).
Часто процесс перебора удобно осуществлять путем построения специальной схемы – так называемого дерева возможных вариантов. Это название принято потому что, такая схема, как вы увидели, действительно напоминает дерево, правда расположенное «вверх ногами» и без ствола, только с «веточками».
IV. Закрепление и коррекция (практикум).
У: А сейчас вы выполните лабораторную работу (см. приложение №1). Задания о цифровых кодах. У вас на каждой парте лежит листок с заданиями, которые вы должны выполнить в парах. (учащиеся работают в парах).
У: Запишите в отдельной графе, чему вы научились в ходе выполнения данной лабораторной работы.
V. ФИЗМИНУТКА
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
Раз – два – три – четыре!
Дружно делаем зарядку-
Раз – два – три – четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад, наклон вперед.
VI. Творческая работа.
Я вам раздам цветные полоски: белую, синюю и красную. Составьте их них флаг Российской Федерации.
-Что означает каждый цвет нашего флага? ( белый – мир, чистота, совершенство; синий – цвет веры и верности; красный – энергия, сила, кровь, пролитую за Отечество.)
Решение этой задачи можно записать двумя способами:
Перебор возможных вариантов:
КБС КСБ
БСК БКС
СБК СКБ
Дерево вариантов:
красный белый синий
Б С С К Б К
VII. Рефлексия «Все в твоих руках». Итог урока.
- Что нового вы узнали?
- Чему вы научились на этом уроке?
- Что больше всего вам понравилось?
- Добились ли поставленной цели в начале урока? (Учащиеся сами оценивают работу одноклассников, аргументируя свое мнение).
Чтобы успешно выполнить домашнее задание вам необходимо будет внимательно прочитать теоретический материал в учебнике.
А как вы работали на уроке вы определите сами. (встают те учащиеся, которые хорошо работали на уроке. Остальные выставляют им отметки, аргументируя свое мнение).
Приложение № 1
Лабораторная работа по теме: Дерево возможных вариантов.
ФИ__________________________________________
Изобразите корень дерева, для этого поставьте звездочку.
Чтобы выбрать первую цифру кода, у вас есть три варианта: цифры 1, 2 или 3. Поэтому от корня дерева проведите три ветви и на их концах поставьте цифры 1, 2 и 3.
Для выбора второй цифры кода есть те же три варианта: цифры 1, 2 и 3. Поэтому от каждой первой цифры кода проведите снова по три отрезка и на их концах опять запишите цифры 1, 2 и 3.
Двигаясь по ветвям, посчитайте и запишите в отведенном месте все возможные коды.
В ходе этой работы мы научились: ___________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________