1. Организационный этап | - Приветствие. Создание благоприятного психологического климата: Здравствуйте, ребята! Прошу занять свои места. Сегодня проведём У вас урок такой, Который будет посвящён Интересной особе одной. Слушайте меня внимательно, На вопросы отвечайте, Всё, ребята, подмечайте, Ничего не забывайте, Меня, прошу, не подкачайте Девиз: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед» (поэт Нивей) Поэтому будем сегодня работать все активно, хорошо и с пользой для ума. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В конце урока вы должны будите заполнить анкету. . | Заканчивают подготовку к уроку. Настраиваются на деятельность. Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания. | | Слайд 1 Лист самооценивания |
2. Актуализация знаний | Учитель привлекает внимание учащихся загадкой и историческими данными. «Без чего обойтись не может барабанщик, охотник и математик»…. Конечно же, без ДРОБИ Как сказал Р.Декарт: “Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться”. Так будем же любознательными! II. Акт Изобретение десятичных дробей является одним из величайших достижений человеческой культуры. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья аль-Каши . Аль-Каши записывал дроби в одну строчку с числами в десятеричной системе, чтобы отделить целое от десятеричного , он пользовался вертикальной чертой или чернилами разного цвета. Его труды долго не были известны европейским ученым, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены. Иоган Кеплер предложил современную запись десятичной дроби,отделение целой части запятой. Новый вид дробей более простой и более удобный. Дробь десятичная, Такая отличная. Обыкновенной сестрица, - В знаменателе у нее Разрядная единица. Чтобы ее прочитать Нужно разряды десятых долей знать. Учитель предлагает повторить определение обыкновенной дроби, смешанного числа. Проведение устного счета Новые знания нам будет трудно продолжать осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда проведем устный счет. Устный счет: Четырнадцать лыж у крылечка стоят. Сколько на лыжах каталось ребят? Бабка в горшок посадила горох. И урожай получился неплох. В каждом стручке – по четыре хороших Крупных да чистых и вкусных горошин. Собрано бабкой 17 стручков. Надо узнать: урожай-то каков? В «Газике» ехало 7 пассажиров. На автостанции вышло 4. Двое в автобус вошли у вокзала. Сколько людей в том автобусе стало? Маленькому Родику Минуло 2 годика. А его сестричка Аза Старше Родика в 3 раза. Отыщите-ка ответ: Сколько нашей Азе лет? .1. Назвать: натуральные числа, смешанные числа, обыкновенные дроби, целую и дробную часть числа ; 2 ; 2 2. Замени число 5 дробью со знаменателем 10, 100. 3. Прочитайте дроби: ; Фронтальная работа - Что интересного заметили? (У всех дробей в знаменателе единица и нули.) - На какие две группы их можно разделить? (Правильные и неправильные.) - Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому. - Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись. -Кто-нибудь догадался, к каким? Сделайте вывод: какие дроби записывают без знаменателя? Как правильно записать такие числа? Как называются числа 0,5; 2, 27; 23, 437 В каждой дроби сравните количество цифр после запятой и количество нулей в знаменателе обыкновенной дроби Как правильно записать такие числа? Запишите в виде десятичных дробей смешанные числа 8 , 61 ; 5 Эти дроби перед вами. Полюбуйтесь ими сами. В знаменателе, смотри – Единица и нули. А теперь, ребята, назовите тему нашего урока. Ведь вы, наверное, догадались, что это …. Запись темы урока на доске | Учащиеся отгадывают загадку. Учащиеся участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы Учащиеся ставят вопросы к заданиям и устно их выполняют. Отвечают на вопрос учителя, актуализируют имеющиеся знания. Дроби, в знаменатели которых записаны числа 10, 100. 1000 и т.д., записывают без знаменателя Десятичные дроби Количество цифр после запятой столько же, сколько нулей в знаменателе. Сначала пишут целую часть, потом числитель дробной части. Целую часть от дробной части отделяют запятой 8, 7; 61,27; 5,81 Учащиеся записывают тему урока. | | Слайд 2,3,4 Слайд 5,6 Слайд 7 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 |
3. Постановка цели и задач урока. | После того, как вы правильно поставили цель, мы с Вами поиграем в игру «Торопись, да не ошибись». Проводится игра в виде математического диктанта. Для этого, возьмите отдельные листочки, подпишите их и внимательно слушайте меня. Игра будет в виде математического диктанта, я буду читать задание, а вы выполнять. Поэтому слушайте очень внимательно. Не отвлекайте друг друга. Начинаем. Запишите десятичные дроби: три целых семь десятых две целых сто пятьдесят шесть тысячных семь целых двадцать семь сотых Шесть целых одна сотая Пять целых четыре тысячных Девять целых восемь десяти тысячных Так заканчиваем диктант и передаем листочки. Я надеюсь все справились, и затруднений у вас не возникло. Парная работа. Учитель раздает детям листочки с заданиями. И чтоб еще лучше усвоить пройденный материал на прошлом уроке, вы поработаете в парах. Я раздам вам листочки. На них подписаны варианты. (Сказать, кто какой вариант) 1 вариант Прочитайте десятичные дроби. 2,7; 11,4; 5,64; 0,09; 12,882; 21,094; 0,02036; 0,20506 2 вариант Прочитайте десятичные дроби. 0,8; 99,9; 0,77; 2,80; 1,579; 0,049; 203, 0060; 40,0583 Итак, прошлый материал повторили, я вижу у вас хорошо получается читать дроби. Дело сделано, теперь можно и отдохнуть. А отдых у нас будет в виде игры. Вы же хотите поиграть? | Учащиеся подписывают листочки. Пишут математический диктант. Учащиеся работают в парах, читают десятичные дроби. Сначала те, кто сидят на первом варианте читают второму, второй вариант контролирует и поправляет первый. Затем наоборот. | Самопроверка по слайду Взаимооцени вание | Слайд 10, Слайд 11 Карточки Слайд 12 |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации | Работа с учебником. Учитель предлагает учащимся выполнить задание на с. 18 №609 Цель: отработать умение записывать обыкновенную дробь в виде десятичной. № п/п | Читается | Количество цифр после запятой в десятичной дроби | Запись в виде десятичной дроби | 1 | 15 целых 4 десятых | | | 2 | 4 целых 7сотых | | | 3 | 0 целых 9 тысячных | | | 4 | 12 целых 3 десятых | | | 5 | 23 целых 75 сотых | | | 6 | 14 целых 207 десятитысячных | | | 7 | 12 целых 209 тысячных | | | 8 | 100 целых 3 тысячных | | | 9 | 0 целых 5 десятитысячных | | | 10 | 4 целых 59 стотысячных | | | 11 | 2 целых 3 миллионных | | | Критерии оценивания: -знание правил записи десятичных дробей; Дескрипторы: - записывают десятичные дроби; - читают десятичные дроби; Групповая работа. (Проводится в виде игры – эстафеты). «Математическая эстафета» Каждой группе дается задание, записанное на постере, которое они должны выполнить за определенное время. Цель: отработать умение записывать обыкновенную дробь в виде десятичной. Критерии оценивания: -знание правил записи десятичных дробей; Дескрипторы: - записывают десятичные дроби; - читают десятичные дроби; | | | | Некоторые обучающиеся выполняют решение на доске, проговаривают вслух. Остальные выполняют задания в рабочей тетради самостоятельно, затем выполняют самопроверку, глядя на доску Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу на индивидуальных карточках. Работают в группах. . | Словесная оценка учителя. Взаимооценивание, комментарии учителя. Взаимопроверка. Взаимопроверка и обсуждение | Учебник Математики 5 класс Карточки приложение Приложение Слайд 14 постеры |