- познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
Ход урока.
1.Организационныйэтап. (Слайд 1)
Дети: (стоя лицом к гостям)
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил сегодня Вас.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в Математическую страну. Жители этой страны приготовили для вас разные задания. Путешествие наше далёкое, трудное, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, сообразительных математиков. А есть среди вас такие? (Да) Это мы сейчас проверим.
(Слайд 2) Тема урока: «Числа от 1 до 20. Нумерация. Название и последовательность чисел»
(Слайд 3) Цели урока:
повторить нумерацию и состав чисел до 10;
познакомить с понятием «десяток»;
формировать знания в образовании чисел второго десятка.
коррекция логического мышления и внимания.
(Слайд 4) Учитель: А сейчас отгадайте загадку:
Два кольц , но без конца,
Посередине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я? (8) Щелчок
(Слайд 5) Минутка чистописания - цифра 8.
2.Этап актуализации знаний.
(Слайд 6) Учитель: Мы оказались с вами перед домом, в котором живет число 8. В каждой строке найдите два числа, при сложении которых получалось число 8.
6
3
2
6
7
1
3
5
2
4
2
4
Щелчок на каждую строку.
Учитель: Вспоминаем состав числа 7. (На доске)
7
2
3
5
1
4
(Слайд 7)
Учитель:Отгадаем загадки.
Два щенка-баловника Бегают, резвятся, К шалунишкам три дружка С громким лаем мчатся. Вместе будет веселей. Сколько же всего друзей? (5) Щелчок
Три гуся летят над нами, Три других за облаками. Два спустились на ручей. Сколько было всех гусей? (8) Щелчок
Пошла курица гулять, Собрала своих цыплят. Семь бежали впереди, Три остались позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сколько было цыплят? (10) Щелчок
Я нашёл в дупле у белки Пять лесных орешков мелких. Вот ещё один лежит, Мхом заботливо укрыт. Ну и белка! Вот хозяйка! Все орешки посчитай-ка. (6) Щелчок
3.Этап мотивации (самоопределения ) к деятельности.
Учитель: Посмотрите на эти числа.
Какое из них отличается от остальных?
Дети: 10. Его можно назвать лишним.
Учитель: Почему вы назвали число 10?
Дети: оно не такое, как остальные.
Учитель: Оно- двузначное, а остальные - однозначные. ( Для его записи нужно две цифры - два знака).
Учитель: Давайте вспомним, что такое десяток?
Дети: Десять единиц составляют десяток.
Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами раскроем секрет образования чисел.
(Слайд 8)
Учитель: Помните стишок про 0?
«Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки…»
Учитель: Если ж слева рядом с ним единицу примостим - он побольше станет весить, потому что будет десять.
А теперь давайте попробуем в числе 10 заменять цифру 0 любой другой цифрой.
(Доска с карточками на магнитах.)
1
*
Учитель: Образуйте число 12, 16, 18, 15, 19 и т. д.
- Сколько знаков мы используем для записи этих чисел? (2)
- Как мы называем числа, в записи которых используются 2 знака? (Двузначными)
4. Практическая работа.
-Отсчитайте десять палочек и свяжите их в пучок.
-Сколько палочек в пучке? (10)
-Прибавьте к десятку ещё одну палочку.
-Сколько палочек стало? (11)
-Сколько десятков палочек? (1 десяток)
-Сколько ещё есть отдельных палочек? (1)
-Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11? (1 десяток и одна единица).
Слово «одиннадцать» состоит из частей «один» «на» «дцать».
Словом «дцать» в старину называли число 10. Значит, мы положили одну палочку на 10.
-Положите на десяток (на «дцать») ещё одну палочку. Сколько палочек лежит на десятке? (2)
-Сколько всего палочек? (12)
-Сколько десятков и сколько отдельных палочек? Сколько десятков и сколько единиц в числе 12?
-Итак, сделайте вывод: что в названии чисел от 11 до 20 обозначает первая часть слова? (число единиц)
-Что значит «на дцать»? ( мы складываем отдельные палочки на десять).
Физминутка:
- Ребята, выполняйте столько упражнений, сколько увидите на экране:
(Слайд 9) Столько кивков головой;
(Слайд 10) Столько приседаний;
(Слайд 11) Столько хлопков в ладоши;
(Слайд 12) Столько раз потопать ногами.
5. Этап первичного закрепления нового материала.
Работа с учебником
Учебник: стр.46 №1, №2(коллективное выполнение)
стр.47 №3, №4 (коллективное выполнение)
Учитель: Ребята, давайте повторим название чисел второго десятка
(повторяют хором). (Лента цифр на доске 11-20)
А теперь запишем эти числа в тетрадь: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Решение задачи. (Слайд 13)
Учитель: Ребята, как зовут этого сказочного героя?
Дети: Это Винни - Пух.
Учитель: Винни- Пух не может решить задачу.
Давайте поможем ему.
Задача. (Слайд 14)
Пятачок подарил Винни-Пуху на День рождения 3 горшочка меда. А Тигруля подарил 5 горшочков.
Сколько всего горшочков мёда подарили Винни-Пуху?
1.Чтение задачи учащимся.
2. Анализ задачи по вопросам.
- Что известно?
- Что надо узнать?
Пятачок – 3 г.
Тигруля – 5 г.
Всего-?г.
- Как узнать, сколько горшочков подарили Винни-Пуху?
- Надо к 3 прибавить 5.
- Запишем решение.
- Ответили мы на вопрос задачи?
- Да.
- Запишем ответ.
6 .Этап подведения итогов урока.
Учитель:
- Что в названии чисел от 11 до 20 обозначает первая часть слова? (число единиц)
-Что значит «на дцать»? ( мы складываем отдельные палочки на десять).
в названии чисел второго десятка?
7. Этап рефлексии учебной деятельности.
Учитель:
- Вот мы и закончили путешествие по математической стране.
Что нового вы узнали из него?
Что вам понравилось?
Довольны ли вы результатами своей работы на уроке?