Бинарный урок (математика + музыка) в 3 классе
«СВЯЗЬ МАТЕМАТИКИ И МУЗЫКИ»
Цель урока: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой.
Задачи:
обучающие: повторить таблицу умножения; познакомить учащихся с великими композиторами и учёными;
развивающие: способствовать развитию умения анализировать и делать выводы, развивать творческие способности, внимание, мышление, воображение и фантазию учащихся;
воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к изучаемому предмету через интеграцию дисциплин музыка-математика, способствовать формированию коммуникативных навыков; прививать учащимся лучшие нравственные качества.
Тип урока: новый материал (по музыке), обобщающий (по математике).
Оборудование: 1.Задания парам на партах на листочках для игры
2.Презентация к уроку. 3. Другой раздаточный материал для выполнения заданий.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в мир музыки и математики и познакомимся с великими людьми: учёными и композиторами.
Тема нашего урока написана на слайде. Давайте прочитаем её (один уч-ся читает).
На уроке нас ждёт интересная и плодотворная работа: вы будете слушать музыку, учиться понимать язык музыки и выполнять интересные задания по математике.
Мы постараемся все вместе увидеть и понять, как связаны между собой музыка и математика.
Итак, начинаем наш урок.
Совсем недавно вы прочитали «Сказку о царе Салтане». Давайте вспомним, кто же автор этой сказки? (Ответ: А.С.Пушкин)
А вот известный композитор Николай Римский-Корсаков к 100-летнему юбилею Александра Сергеевича Пушкина создал музыкальное произведение, которое называется опера . После того, как вы прослушаете это произведение, попробуйте ответить на вопрос, что же такое опера?
Звучит фрагмент оперы-сказки
Ответы детей.
Опера – это музыкальное произведение, где все поют.
А что такое ярмарка?( Это такой большой базар, где всё продают и покупают).
Эта весёлая опера написана в духе ярмарочного представления. Открывается она праздничным, блестящим звонким голосом трубы, которым как бы призывает: «Слушайте и смотрите, сказка начинается…». Так, в старину, перед началом ярмарочных представлений кричали зазывалы, привлекая народ к своим балаганам.
Поговорим теперь о композиторе. Ребята, а кто такой композитор? (тот, кто сочиняет музыку)
Николай Римский-Корсаков ведь не сразу стал композитом. Хотя музыкой он занимался с детства, и она давалась ему легко, но он всегда мечтал о чём-то другом. О чём мы сейчас узнаем.
Работать сегодня на уроке мы будем в парах.
ЗАДАНИЕ №1
Найти значение выражения на каждой из 4-х карточек (результат запишите на каждой из них – ручкой)
Вы, наверное, заметили, что получились одинаковые результаты. Теперь поменяем местами те карточки, у которых одинаковые результаты
А теперь перевернём карточки. С обратной стороны написаны на каждой из них буквы. В результате у нас должно получиться слово. Какое?
Поменять местами карточки, у которых одинаковый результат
(17+19):6 | 6*7+3 | 72:8*5 | 34-4*7 |
Е | Р | О | М |
ОТВЕТ: МОРЕ
Сейчас вы будете слушать музыкальную зарисовку моря, а потом скажете, каким оно вам представляемся.
Послушаем шум моря.
Мечтая о море, композитор Римский-Корсаков окончил морское военное училище и даже побывал в кругосветном путешествии, где слушал музыку разных народов, наблюдал чудесные картины моря. Вернувшись из плавания, он оставил профессию моряка, т.к. музыка постепенно заполнила всю его жизнь. Он сочинил несколько опер, а сколько именно, мы сейчас с вами узнаем, выполнив задание.
ЗАДАНИЕ №2. Вставь нужное число
? : 3 = 5 | ? опер |
| |
? * 6 = 54 | ? на сюжеты сказок |
| |
Итак, композитором написано 15 опер. 9 из них созданы на сюжеты сказок, былин, легенд. Угадаем с вами наиболее известные: «Снегурочка», «Золотой петушок».
А теперь, ребята, включайте своё воображение, фантазию, постарайтесь представить себе, кого изобразил композитор ? Слушайте внимательно.
(звучит запись музыкального фрагмента «Полёт шмеля»)
Спросить 2 -3 чел. (? Загадка про шмеля)
Чтобы изобразить полёт шмеля, композитор прибегнул к такому музыкальному инструменту как виолончель.
А на какой инструмент похожа виолончель? Для этого выполним следующее задание.
ЗАДАНИЕ №3
Сейчас мы с вами будем отвечать только «да» или «нет», и, пользуясь таблицей, выберем соответствующие буквы и составим нужное нам слово.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Да | С | Н | Е | И | П | Т | А |
Нет | М | К | Р | Ф | О | К | Г |
За 8 блокнотов по 4 руб надо заплатить 32 руб
7 * 0 = 7
Если увеличить число 2 в 6 раз, то получится 8
В примере (100-3*7)+88 первым действием надо делать умножение
Частное чисел 49 и 7 равно 7
7 * 8 меньше, чем 9 * 2
21 литр молока разлили поровну в банки по 3 литра в каждую. Для этого потребовалось 7 банок.
ОТВЕТ: СКРИПКА
Физкультминутка. А теперь представим себе, что мы оказались на корабле вместе с Гвидоном. Мы стоим на палубе, вдыхаем морской воздух и снимаем усталость и напряжение. Встаём и принимаем исходное положение.
Ветер по морю гуляет – приседая и вставая, круговые движения руками
И кораблик подгоняет – руки согнуты к груди, локти вниз, кисти вперёд
Он бежит себе в волнах – руки в стороны, 4 шага на месте, 4 круговых движения кистями, руки вперёд
На поднятых парусах – 4 подскока на месте, руки вперёд, на пояс, в стороны, на пояс.
Люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики.
Давайте путём несложных вычислений узнаем фамилию известного учёного, который доказал связь двух наук: математики и музыки.
3*9 | 6*4 | 9*9 | 7*5 | 8*6 | 6*7 | 4*8 |
| | | | | | |
15 | 81 | 40 | 42 | 27 | 70 | 35 | 21 | 48 | 24 | 32 |
М | Ф | Д | О | П | Ю | А | Е | Г | И | Р |
ОТВЕТ: Пифагор
Кто же такой Пифагор? Пифагор – древнегреческий учёный.
Очень мало мы знаем о жизни Пифагора. Родившись на греческом острове Самос. Будучи маленьким мальчиком, он проявлял свои незаурядные способности. Целые дни проводил юный Пифагор с учителем . Страсть к музыке, поэзии, математике он сохранил на всю жизнь.
Вся жизнь его – легенда. Чего только не рассказывали о нём. Говорили, например, что у него бедро из золота, что он обладает чудесной способностью одновременно находиться в разных местах, предсказывать землетрясения, «вызывать затмение» солнца, при помощи цифр изгонять болезнь.
Ребята, вы верите всему этому или нет?
Пифагор участвовал в олимпийских соревнованиях (по кулачному бою).
Прочтите, какие хорошие слова говорил Пифагор
«МИР ПОСТИГАЕТСЯ УМОМ»
А ещё он говорил:
Что самое мудрое? – ЧИСЛО
Что самое сильное? – РАЗУМ
Что самое красивое среди тел и фигур? – ШАР И КРУГ
Вы уже знаете всю таблицу умножения. Вот как ещё в древности придумал Пифагор оформить таблицу умножения.
Давайте посмотрим на обложку тетради. (НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ, КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ ТАБЛИЦЕЙ)
И всё-таки музыку Пифагор относил к математическим наукам.
Что же есть такого, что есть в математике и музыке?
Например, в математике есть такое понятие «линия». И в природе бывают линии: прямые, кривые и ломаные. Например, мышь к сыру бежит по прямой, а рыбка плывёт по кривой, а если идём по ступеньке, то по ломаной.
В музыке есть тоже линии, только горизонтальные и вертикальные. И эти линии относятся к музыкальной грамоте.
Что это? НОТЫ (картинка на слайде)
ЗАДАНИЕ №4: расставить по порядку ноты
1)МИ РЕ СИ ФА ДО СОЛЬ ЛЯ
В математике есть понятие «прямой и обратный счет». В музыке тоже есть прямое и обратное движение звуков. Можно называть ноты в прямом и обратном порядке.
Математическое задание: Расставьте числа 32, 64, 8, 24, 16, 40, 72, 48, 56
На какое одинаковое число они делятся? (ответ: на 8)
8 16 24 32 40 48 56 64 72
А сейчас следующее задание: «ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Квадрат, отрезок, прямоугольник, круг
Как одним словом назвать эти все слова? (геометрические фигуры)
Бубен, рояль, саксофон, песня, гитара, балалайка, гусли (музыкальные инструменты)
Вокруг нас живёт много разных звуков. И звуки бывают разные. И они могут прятаться в музыкальных инструментах.
«ТРЕЩОТКА» - музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши.
Вот перед нами музыкальный инструмент, называемый трещотка.
Давайте попробуем поиграть на нём. (предложить уч-ся на 1-й парте)
А сейчас поговорим и узнаем о другом великом композиторе.
Перед вами портрет ещё одного человека. ПОРТРЕТ БЕТХОВЕНА
Давайте прочитаем его полное имя и фамилию (Людвиг Ван Бетховен – великий немецкий композитор)
Самое известное его музыкальное произведение – это 9-я симфония.
Давайте послушаем маленький отрывок из этой симфонии.
Звучит фрагмент симфонии
А что такое симфония? Это музыкальное произведение для оркестра, где огромное количество инструментов звучат одновременно.
Когда Бетховену было ? лет, с ним случилось самое страшное, что только может приключиться с композитором – он слышит звон в ушах и начинает глохнуть.
Сколько же лет тогда ему было, мы сейчас узнаем.
ЗАДАНИЕ:
Среди данных чисел найди то, которого нет в таблице умножения
45, 28, 35, 26, 12, 48
ОТВЕТ: 26.
Итак, в 26 лет он начинает плохо слышать. Врачи связывают эту болезнь с привычкой Бетховеном окунать голову в ледяную воду каждый раз, как он садился за сочинительство.
Над этой симфонией великий немецкий композитор работал несколько лет
ЗАДАНИЕ: Из данных чисел выбрать то, которое делится на 4:
11, 21, 5, 12, 30, 25
ОТВЕТ: 12
Оно занимало очень много нотных страниц. Сколько? Сейчас узнаем.
ЗАДАНИЕ: ( 24 + 16 ) *5 = ?
ОТВЕТ: 200
Сколько же минут длится эта симфония?
ЗАДАНИЕ:
Догадайся, какое число пропущено?
65, 68 , 71 , ? , 77
ОТВЕТ: 74
В КОНЦЕ:
Итак, мы можем с уверенностью сказать, что музыка и математика с давних пор идут рядом, дополняя и обогащая друг друга.
Даже в Древней Греции математика и музыка назывались родными сёстрами
Давайте сейчас с вами познакомимся с песней, в которой есть слова, связанные с математикой
прослушать
спеть все вместе
Песня «Дважды два четыре»
Дважды два четыре, дважды два четыре –
Это всем известно в целом мире.
Дважды два четыре, дважды два четыре –
Это всем известно в целом мире.
Дважды два четыре, дважды два четыре,
А не три, а не пять – это надо знать.
Дважды два четыре, дважды два четыре,
А не шесть, а не семь – это ясно всем.
1 куплет:
Трижды три – навеки девять.
Ничего тут не поделать.
И не трудно сосчитать,
Сколько будет пятью пять,
Пятью пять – двадцать пять.
Пятью пять – двадцать пять.
Совершенно верно.
Припев тот же.
2 куплет:
У кого, друзья, не спросим,
Шестью восемь – сорок восемь.
Шестью шесть, прошу учесть,
Неизменно – тридцать шесть.
Шестью шесть – тридцать шесть,
Шестью шесть – тридцать шесть,
Совершенно верно.
РЕФЛЕКСИЯ
А сейчас подведём итог урока.
Прочитаем слова на доске
весёлый | интересный | занимательный | полезный | скучный | непонятный |
У каждого из вас есть своя нотка, которую вы прикрепите к тому слову, каким для вас был этот урок.
И мы тоже прикрепим свою нотку к какому-нибудь слову.
Урок закончен. Всем спасибо за работу.