kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Бинарный урок "Связь математики и музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок "Связь математики и музыки" проведён для учащихся 3 класса. Цель этого урока: выявление общих элементов и связи между музыкой и математикой. Через интеграцию дисциплин музыка-математика воспитывается любовь и интерес к предмету, способствует развитию умения анализировать и делать выводы. В ходе урока повторяется таблица умножения, учащиеся узнают о великих учёных и композиторах.

Просмотр содержимого документа
«бинарный урок Связь математики и музыки»

Бинарный урок (математика + музыка) в 3 классе

«СВЯЗЬ МАТЕМАТИКИ И МУЗЫКИ»



Цель урока: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой.

Задачи:

обучающие: повторить таблицу умножения; познакомить учащихся с великими композиторами и учёными;

развивающие: способствовать развитию умения анализировать и делать выводы, развивать творческие способности, внимание, мышление, воображение и фантазию учащихся;

воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к изучаемому предмету через интеграцию дисциплин музыка-математика, способствовать формированию коммуникативных навыков; прививать учащимся лучшие нравственные качества.

Тип урока: новый материал (по музыке), обобщающий (по математике).

Оборудование: 1.Задания парам на партах на листочках для игры

2.Презентация к уроку. 3. Другой раздаточный материал для выполнения заданий.


Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в мир музыки и математики и познакомимся с великими людьми: учёными и композиторами.

Тема нашего урока написана на слайде. Давайте прочитаем её (один уч-ся читает).

На уроке нас ждёт интересная и плодотворная работа: вы будете слушать музыку, учиться понимать язык музыки и выполнять интересные задания по математике.


Мы постараемся все вместе увидеть и понять, как связаны между собой музыка и математика.


Итак, начинаем наш урок.


Совсем недавно вы прочитали «Сказку о царе Салтане». Давайте вспомним, кто же автор этой сказки? (Ответ: А.С.Пушкин)

А вот известный композитор Николай Римский-Корсаков к 100-летнему юбилею Александра Сергеевича Пушкина создал музыкальное произведение, которое называется опера . После того, как вы прослушаете это произведение, попробуйте ответить на вопрос, что же такое опера?


Звучит фрагмент оперы-сказки

Ответы детей.

Опера – это музыкальное произведение, где все поют.

А что такое ярмарка?( Это такой большой базар, где всё продают и покупают).

Эта весёлая опера написана в духе ярмарочного представления. Открывается она праздничным, блестящим звонким голосом трубы, которым как бы призывает: «Слушайте и смотрите, сказка начинается…». Так, в старину, перед началом ярмарочных представлений кричали зазывалы, привлекая народ к своим балаганам.


Поговорим теперь о композиторе. Ребята, а кто такой композитор? (тот, кто сочиняет музыку)

Николай Римский-Корсаков ведь не сразу стал композитом. Хотя музыкой он занимался с детства, и она давалась ему легко, но он всегда мечтал о чём-то другом. О чём мы сейчас узнаем.

Работать сегодня на уроке мы будем в парах.

ЗАДАНИЕ №1

  1. Найти значение выражения на каждой из 4-х карточек (результат запишите на каждой из них – ручкой)

  2. Вы, наверное, заметили, что получились одинаковые результаты. Теперь поменяем местами те карточки, у которых одинаковые результаты

  3. А теперь перевернём карточки. С обратной стороны написаны на каждой из них буквы. В результате у нас должно получиться слово. Какое?

Поменять местами карточки, у которых одинаковый результат

(17+19):6

6*7+3


72:8*5

34-4*7

Е

Р


О

М

ОТВЕТ: МОРЕ


Сейчас вы будете слушать музыкальную зарисовку моря, а потом скажете, каким оно вам представляемся.

Послушаем шум моря.


Мечтая о море, композитор Римский-Корсаков окончил морское военное училище и даже побывал в кругосветном путешествии, где слушал музыку разных народов, наблюдал чудесные картины моря. Вернувшись из плавания, он оставил профессию моряка, т.к. музыка постепенно заполнила всю его жизнь. Он сочинил несколько опер, а сколько именно, мы сейчас с вами узнаем, выполнив задание.

ЗАДАНИЕ №2. Вставь нужное число


? : 3 = 5

? опер



? * 6 = 54

? на сюжеты сказок




Итак, композитором написано 15 опер. 9 из них созданы на сюжеты сказок, былин, легенд. Угадаем с вами наиболее известные: «Снегурочка», «Золотой петушок».


А теперь, ребята, включайте своё воображение, фантазию, постарайтесь представить себе, кого изобразил композитор ? Слушайте внимательно.

(звучит запись музыкального фрагмента «Полёт шмеля»)

Спросить 2 -3 чел. (? Загадка про шмеля)

Чтобы изобразить полёт шмеля, композитор прибегнул к такому музыкальному инструменту как виолончель.

А на какой инструмент похожа виолончель? Для этого выполним следующее задание.

ЗАДАНИЕ №3

Сейчас мы с вами будем отвечать только «да» или «нет», и, пользуясь таблицей, выберем соответствующие буквы и составим нужное нам слово.


1

2

3

4

5

6

7

Да

С

Н

Е

И

П

Т

А

Нет

М

К

Р

Ф

О

К

Г


  1. За 8 блокнотов по 4 руб надо заплатить 32 руб

  2. 7 * 0 = 7

  3. Если увеличить число 2 в 6 раз, то получится 8

  4. В примере (100-3*7)+88 первым действием надо делать умножение

  5. Частное чисел 49 и 7 равно 7

  6. 7 * 8 меньше, чем 9 * 2

  7. 21 литр молока разлили поровну в банки по 3 литра в каждую. Для этого потребовалось 7 банок.


ОТВЕТ: СКРИПКА


Физкультминутка. А теперь представим себе, что мы оказались на корабле вместе с Гвидоном. Мы стоим на палубе, вдыхаем морской воздух и снимаем усталость и напряжение. Встаём и принимаем исходное положение.

Ветер по морю гуляет – приседая и вставая, круговые движения руками

И кораблик подгоняет – руки согнуты к груди, локти вниз, кисти вперёд

Он бежит себе в волнах – руки в стороны, 4 шага на месте, 4 круговых движения кистями, руки вперёд

На поднятых парусах – 4 подскока на месте, руки вперёд, на пояс, в стороны, на пояс.


Люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики.


Давайте путём несложных вычислений узнаем фамилию известного учёного, который доказал связь двух наук: математики и музыки.


3*9

6*4

9*9

7*5

8*6

6*7

4*8









15

81

40

42

27

70

35

21

48

24

32

М

Ф

Д

О

П

Ю

А

Е

Г

И

Р


ОТВЕТ: Пифагор

Кто же такой Пифагор? Пифагор – древнегреческий учёный.


Очень мало мы знаем о жизни Пифагора. Родившись на греческом острове Самос. Будучи маленьким мальчиком, он проявлял свои незаурядные способности. Целые дни проводил юный Пифагор с учителем . Страсть к музыке, поэзии, математике он сохранил на всю жизнь.


Вся жизнь его – легенда. Чего только не рассказывали о нём. Говорили, например, что у него бедро из золота, что он обладает чудесной способностью одновременно находиться в разных местах, предсказывать землетрясения, «вызывать затмение» солнца, при помощи цифр изгонять болезнь.

Ребята, вы верите всему этому или нет?


Пифагор участвовал в олимпийских соревнованиях (по кулачному бою).


Прочтите, какие хорошие слова говорил Пифагор

«МИР ПОСТИГАЕТСЯ УМОМ»

А ещё он говорил:

Что самое мудрое? – ЧИСЛО

Что самое сильное? – РАЗУМ

Что самое красивое среди тел и фигур? – ШАР И КРУГ


Вы уже знаете всю таблицу умножения. Вот как ещё в древности придумал Пифагор оформить таблицу умножения.

Давайте посмотрим на обложку тетради. (НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ, КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ ТАБЛИЦЕЙ)


И всё-таки музыку Пифагор относил к математическим наукам.


Что же есть такого, что есть в математике и музыке?


Например, в математике есть такое понятие «линия». И в природе бывают линии: прямые, кривые и ломаные. Например, мышь к сыру бежит по прямой, а рыбка плывёт по кривой, а если идём по ступеньке, то по ломаной.


В музыке есть тоже линии, только горизонтальные и вертикальные. И эти линии относятся к музыкальной грамоте.

Что это? НОТЫ (картинка на слайде)


ЗАДАНИЕ №4: расставить по порядку ноты

1)МИ РЕ СИ ФА ДО СОЛЬ ЛЯ


В математике есть понятие «прямой и обратный счет». В музыке тоже есть прямое и обратное движение звуков. Можно называть ноты в прямом и обратном порядке.


Математическое задание: Расставьте числа 32, 64, 8, 24, 16, 40, 72, 48, 56

На какое одинаковое число они делятся? (ответ: на 8)

8 16 24 32 40 48 56 64 72



А сейчас следующее задание: «ЛИШНЕЕ СЛОВО»


Квадрат, отрезок, прямоугольник, круг

Как одним словом назвать эти все слова? (геометрические фигуры)


Бубен, рояль, саксофон, песня, гитара, балалайка, гусли (музыкальные инструменты)


Вокруг нас живёт много разных звуков. И звуки бывают разные. И они могут прятаться в музыкальных инструментах.

«ТРЕЩОТКА» - музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши.


Вот перед нами музыкальный инструмент, называемый трещотка.

Давайте попробуем поиграть на нём. (предложить уч-ся на 1-й парте)



А сейчас поговорим и узнаем о другом великом композиторе.

Перед вами портрет ещё одного человека. ПОРТРЕТ БЕТХОВЕНА

Давайте прочитаем его полное имя и фамилию (Людвиг Ван Бетховен – великий немецкий композитор)

Самое известное его музыкальное произведение – это 9-я симфония.

Давайте послушаем маленький отрывок из этой симфонии.

Звучит фрагмент симфонии


А что такое симфония? Это музыкальное произведение для оркестра, где огромное количество инструментов звучат одновременно.


Когда Бетховену было ? лет, с ним случилось самое страшное, что только может приключиться с композитором – он слышит звон в ушах и начинает глохнуть.

Сколько же лет тогда ему было, мы сейчас узнаем.

ЗАДАНИЕ:

Среди данных чисел найди то, которого нет в таблице умножения


45, 28, 35, 26, 12, 48

ОТВЕТ: 26.


Итак, в 26 лет он начинает плохо слышать. Врачи связывают эту болезнь с привычкой Бетховеном окунать голову в ледяную воду каждый раз, как он садился за сочинительство.


Над этой симфонией великий немецкий композитор работал несколько лет

ЗАДАНИЕ: Из данных чисел выбрать то, которое делится на 4:

11, 21, 5, 12, 30, 25

ОТВЕТ: 12

Оно занимало очень много нотных страниц. Сколько? Сейчас узнаем.

ЗАДАНИЕ: ( 24 + 16 ) *5 = ?

ОТВЕТ: 200


Сколько же минут длится эта симфония?

ЗАДАНИЕ:

Догадайся, какое число пропущено?


65, 68 , 71 , ? , 77

ОТВЕТ: 74


В КОНЦЕ:


Итак, мы можем с уверенностью сказать, что музыка и математика с давних пор идут рядом, дополняя и обогащая друг друга.

Даже в Древней Греции математика и музыка назывались родными сёстрами


Давайте сейчас с вами познакомимся с песней, в которой есть слова, связанные с математикой

  1. прослушать

  2. спеть все вместе


Песня «Дважды два четыре»


Дважды два четыре, дважды два четыре –

Это всем известно в целом мире.

Дважды два четыре, дважды два четыре –

Это всем известно в целом мире.

Дважды два четыре, дважды два четыре,

А не три, а не пять – это надо знать.

Дважды два четыре, дважды два четыре,

А не шесть, а не семь – это ясно всем.

1 куплет:

Трижды три – навеки девять.

Ничего тут не поделать.

И не трудно сосчитать,

Сколько будет пятью пять,

Пятью пять – двадцать пять.

Пятью пять – двадцать пять.

Совершенно верно.

Припев тот же.

2 куплет:

У кого, друзья, не спросим,

Шестью восемь – сорок восемь.

Шестью шесть, прошу учесть,

Неизменно – тридцать шесть.

Шестью шесть – тридцать шесть,

Шестью шесть – тридцать шесть,

Совершенно верно.



РЕФЛЕКСИЯ


А сейчас подведём итог урока.

Прочитаем слова на доске


весёлый

интересный

занимательный

полезный

скучный

непонятный




У каждого из вас есть своя нотка, которую вы прикрепите к тому слову, каким для вас был этот урок.


И мы тоже прикрепим свою нотку к какому-нибудь слову.


Урок закончен. Всем спасибо за работу.





Просмотр содержимого презентации
«математика + музыка»

МАТЕМАТИКА  +  МУЗЫКА

МАТЕМАТИКА + МУЗЫКА

Связь математики и музыки

Связь математики и музыки

Н.А.Римский-Корсаков-   композитор-сказочник

Н.А.Римский-Корсаков- композитор-сказочник

Море

Море

Виолончель

Виолончель

1 Да 2 С Нет 3 Н М 4 Е К 5 И Р 6 П Ф Т 7 О А К Г  1) За 8 блокнотов по 4 руб надо заплатить 32 руб 2) 7 * 0 = 7  3) Увеличив число 2 в 6 раз, получится 8 4) В примере (100-3*7)+88 первым действием надо делать умножение 5) Частное чисел 49 и 7 равно 7 6) 7 * 8 меньше, чем 29 7) 21 литр молока разлили поровну в банки по 3 литра в каждую. Для этого потребовалось 7 банок

1

Да

2

С

Нет

3

Н

М

4

Е

К

5

И

Р

6

П

Ф

Т

7

О

А

К

Г

1) За 8 блокнотов по 4 руб надо заплатить 32 руб

2) 7 * 0 = 7

3) Увеличив число 2 в 6 раз, получится 8

4) В примере (100-3*7)+88 первым действием надо делать умножение

5) Частное чисел 49 и 7 равно 7

6) 7 * 8 меньше, чем 29

7) 21 литр молока разлили поровну в банки по 3 литра в каждую. Для этого потребовалось 7 банок

3*9 6*4   9*9     7*5 8*6     6*7 4*8     15 М 81 40 Ф 42 Д О 27 П 70 35 Ю 21 А 48 Е Г 24 32 И Р

3*9

6*4

 

9*9

 

 

7*5

8*6

 

 

6*7

4*8

 

 

15

М

81

40

Ф

42

Д

О

27

П

70

35

Ю

21

А

48

Е

Г

24

32

И

Р

Пифагор  древнегреческий учёный,  отец математики

Пифагор древнегреческий учёный, отец математики

Человек-легенда  Чего только не рассказывали о нём. Говорили, например, что у него бедро из золота.  Что он обладал чудесной способностью одновременно находиться в разных местах. Предсказывал землетрясения, «вызывал затмение солнца». При помощи цифр изгонял болезни. Верите или нет?

Человек-легенда

Чего только не рассказывали о нём. Говорили, например, что у него бедро из золота.

Что он обладал чудесной способностью одновременно находиться в разных местах.

Предсказывал землетрясения, «вызывал затмение солнца».

При помощи цифр изгонял болезни.

Верите или нет?

Пифагор говорил:  Что самое мудрое? – ЧИСЛО  Что самое сильное? - РАЗУМ  Что самое красивое среди фигур? – ШАР И КРУГ

Пифагор говорил:

Что самое мудрое? – ЧИСЛО

Что самое сильное? - РАЗУМ

Что самое красивое среди фигур? – ШАР И КРУГ

Что это?

Что это?

Расставь по порядку: МИ РЕ СИ ФА   ДО СОЛЬ ЛЯ

Расставь по порядку:

МИ РЕ СИ ФА

ДО СОЛЬ ЛЯ

32, 64, 8, 16, 40, 72, 48, 56, 24 8, 16, 24, 32, 40, 48, 56, 64, 72

32, 64, 8, 16, 40, 72, 48, 56, 24

8, 16, 24, 32, 40, 48, 56, 64, 72

«ЛИШНЕЕ СЛОВО»  Квадрат Отрезок Прямоугольник Круг

«ЛИШНЕЕ СЛОВО»

Квадрат

Отрезок

Прямоугольник

Круг

«ЛИШНЕЕ СЛОВО» Бубен  Рояль  Песня Балалайка

«ЛИШНЕЕ СЛОВО»

Бубен

Рояль

Песня

Балалайка

Вокруг нас живёт много звуков. Звуки бывают разные. А где может спрятаться звук?  В музыкальных инструментах

Вокруг нас живёт много звуков. Звуки бывают разные. А где может спрятаться звук?

В музыкальных инструментах

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен

Его известное музыкальное произведение -   9-я симфония

Его известное музыкальное произведение - 9-я симфония

Симфо́ния  —  это музыкальное произведение для оркестра, где огромное количество инструментов звучат одновременно.

Симфо́ния

это музыкальное произведение для оркестра, где огромное количество инструментов звучат одновременно.

Когда Бетховену было ? лет, с ним случается самое страшное, что только может приключиться с композитором – он слышит звон в ушах и начинает  глохнуть. Задание:  Среди данных чисел найди то, которого нет в таблице умножения 45, 28, 35, 26, 12, 48 ОТВЕТ: 26

Когда Бетховену было ? лет,

с ним случается самое страшное,

что только может приключиться

с композитором –

он слышит звон в ушах и начинает

глохнуть.

Задание:

Среди данных чисел найди то,

которого нет в таблице умножения

45, 28, 35, 26, 12, 48

ОТВЕТ: 26

9 симфония Над этой симфонией великий немецкий композитор работал ? лет. ЗАДАНИЕ: Из данных чисел выбрать то, которое делится на 4: 11, 21, 5, 12, 30, 25 ОТВЕТ: 12

9 симфония

Над этой симфонией великий немецкий композитор работал ? лет.

ЗАДАНИЕ:

Из данных чисел выбрать то, которое делится на 4:

11, 21, 5, 12, 30, 25

ОТВЕТ: 12

9 симфония   Это музыкальное произведение занимало очень много нотных страниц. Сколько же их было?  ЗАДАНИЕ: ( 84 + 16 ) + 100 = ? ОТВЕТ: 200

9 симфония

Это музыкальное произведение занимало очень много нотных страниц. Сколько же их было?

ЗАДАНИЕ:

( 84 + 16 ) + 100 = ?

ОТВЕТ: 200

9 симфония Сколько же минут длится эта симфония? ЗАДАНИЕ :   Догадайся, какое число пропущено? 65, 68 , 71 , ? , 77 ОТВЕТ: 74 мин

9 симфония

Сколько же минут длится

эта симфония?

ЗАДАНИЕ :

Догадайся, какое число пропущено?

65, 68 , 71 , ? , 77

ОТВЕТ: 74 мин

Переведи 74 мин в часы и минуты  74 мин = 1 ч 14 мин

Переведи 74 мин в часы и минуты

74 мин = 1 ч 14 мин

Музыка и математика с давних пор идут рядом, дополняя и обогащая друг друга

Музыка и математика с давних пор идут рядом, дополняя и обогащая друг друга

Ещё в Древней Греции математика и музыка назывались родными сёстрами

Ещё в Древней Греции математика и

музыка назывались родными сёстрами

Дважды два четыре, дважды два четыре – Это всем известно в целом мире. Дважды два четыре, дважды два четыре – Это всем известно в целом мире. Дважды два четыре, дважды два четыре, А не три, а не пять – это надо знать. Дважды два четыре, дважды два четыре, А не шесть, а не семь – это ясно всем.

Дважды два четыре, дважды два четыре –

Это всем известно в целом мире.

Дважды два четыре, дважды два четыре –

Это всем известно в целом мире.

Дважды два четыре, дважды два четыре,

А не три, а не пять – это надо знать.

Дважды два четыре, дважды два четыре,

А не шесть, а не семь – это ясно всем.

Связь математики и музыки

Связь математики и музыки


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Бинарный урок "Связь математики и музыки"

Автор: Липакова Елена Алексеевна, Кулакова Ирина Михайловна

Дата: 24.11.2018

Номер свидетельства: 487336

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ТЕМЕ: “Физико-географическое положение Африки. История открытия и исследования материка”. "
    ["seo_title"] => string(130) "razrabotka-binarnogo-uroka-po-tiemie-fiziko-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-afriki-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia-matierika"
    ["file_id"] => string(6) "111785"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407931302"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Бинарный урок (математика и физическая культура)"
    ["seo_title"] => string(44) "binarnyiurokmatiematikaifizichieskaiakultura"
    ["file_id"] => string(6) "256046"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448036705"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Бинарный урок "Дроби и ноты""
    ["seo_title"] => string(23) "binarnyiurokdrobiinoty1"
    ["file_id"] => string(6) "336691"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467288094"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Интегрированный урок по теме: "Режим дня" "
    ["seo_title"] => string(45) "intieghrirovannyi-urok-po-tiemie-riezhim-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "204263"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429627525"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства