V | Изучение нового материала. Ввести проблемную ситуацию: любое ли тригонометрическое уравнение вида sint = a можно решить с помощью числовой окружности? 1) Предложить учащимся решить уравнение sin t = . С помощью числовой окружности получим t1 и t2. Когда впервые возникла ситуация с решение уравнений такого типа, ученым-математикам пришлось придумать способ её описания на математическом языке. В рассмотрение был введен новый символ arcsin а. Читается: арксинус а; «arcus» в переводе с латинского значит «дуга» (сравните со словом «арка»). С помощью этого символа числа t1 и t2 записываются следующим образом: t1 = arcsin , t2 = – arcsin . Теперь с помощью этого символа корни уравнения sin t = можно записать так: Предложить учащимся обобщить полученные знания, ответив на вопрос: «Что же означает arcsin ?» Вывод: это число (длина дуги), синус которого равен и которое принадлежит первой четверти числовой окружности. 2) Решить уравнение sin t = – . С помощью числовой окружности и символа arcsin а получим: Предложить учащимся обобщить полученные знания, ответив на вопрос: «Что же означает arcsin () ?» Вывод: это число (длина дуги), синус которого равен и которое принадлежит четвёртой четверти числовой окружности. 3) Сформулировать определение арксинуса в общем виде. 4) Рассмотреть примеры на вычисление арксинуса. Пример 1. Вычислите arcsin. Решение. Пусть Значит, поскольку и Итак, arcsin= Пример 2. Вычислите arcsin. Пример 3. Вычислите arcsin 0. 5) Доказать теорему и рассмотреть её применение на практике. Теорема. Для любого а [-1;1] выполняется равенство arcsin a + arcsin (-a) =0. Применение теоремы. На практике используется: arcsin (-a) = - arcsin a , где 0 ≤ а ≤ 1. Пример. arcsin= - arcsin = - 6) Сделать общий вывод о решении уравнения sin t = a . Если │a│≤ 1, то уравнение sint = a имеет решения: . 7) Рассмотреть частные случи. Выделим формулы для решения следующих уравнений: sin t = 0, sin t =1 , sin t = –1. | 26 | Слайд №4 Формулирует задание, показывает решение обсуждая каждое действие с учащимися. Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Формулирует вопрос. Слайд №8 Показывает решение уравнения обсуждая каждое действие с учащимися. Слайд №9 Формулирует вопрос. Слайд №10 Слайд №11 Показывает решение обсуждая каждое действие с учащимися. Слайд №12 Показывает решение Слайд №13 Показывает решение. Слайд №14 Доказывает теорему. Слайд №15 Показывает применение теоремы на практике. Слайд №16-17 Слайд №18 | Отвечают на вопрос. Работают в форме диалога с учителем, оформляют решение в тетради Выполняют записи в тетради. Записывают определение. Работают в форме диалога с учителем, оформляют решение в тетради. Записывают определение. Записывают определение. Работают в форме диалога с учителем, оформляют решение в тетради. Один из учеников комментирует решение, остальные проверяют своё решение. Выполняют записи в тетради. Выполняют записи в тетради. Выполняют записи в тетради. Выполняют записи в тетради. |
VI | Обобщение изученного материала. Составим алгоритм решения простейшего тригонометрического уравнения вида sin t = a: Пример 1. Решить уравнение sin t = . Пример 2. Решить уравнение sin t = . Пример 3. Решить уравнение sin t = . Пример 4. Решить уравнение sin t = - 1,2. | 10 | Показывает решение уравнений на примерах. Слайд №19 Слайд №20-21 Слайд №22 Слайд №23 | Работают в форме диалога с учителем, оформляют решение в тетради. |