Данная разработка - разработка урока-обобщения по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии". Проводится при подготовке к контрольной работе по теме "Прогрессии". Урок состоит из нескольких этапов: актуализация знаний, историческая справка, повторение основных понятий, творческое задание и самостоятельная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Арифметическая и геометрическая прогрессии »
Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии
класс 9
должность: учитель математики высшей квалификационной категории Летягин Алексей Иванович
Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии
Основные образовательныецели урока:
обобщить знания по теме “Прогрессии”, повторить все формулы по теме;
показать актуальность темы, ее применение в жизнедеятельности человека;
развивать творческие способности учащихся;
продолжить подготовку к итоговой аттестации
Тип урока: обобщающий.
Ход урока
I. Мотивация учения
Учащимся предлагаются обнаружить закономерность в таблице, заранее написанной на доске
1
2
4
8
0
2
6
14
-2
0
4
12
-4
-2
2
10
В первой строчке - геометрическая прогрессия
Во всех столбцах – арифметическая прогрессия
Как можно сформулировать тему данного урока?
2.Стадия осмысления.
Прогрессия - последовательность величин, каждая следующая из которых находится в некоей, общей для всей прогрессии, зависимости от предыдущей. Термин ныне во многом устарел и встречается только в сочетаниях "арифметическая прогрессия" и "геометрическая прогрессия".
Термин "прогрессия" имеет латинское происхождение (progression, что означает "движение вперед") и был введен римским автором Боэцием (VI в.). Этим термином в математике прежде именовали всякую последовательность чисел, построенную по такому закону, который позволяет неограниченно продолжать эту последовательность в одном направлении. В настоящее время термин "прогрессия" в первоначально широком смысле не употребляется. Два важных частных вида прогрессий - арифметическая и геометрическая - сохранили свои названия.
Первые представления об арифметической и геометрической прогрессиях были еще у древних народов. В клинописных вавилонских табличках и египетских папирусах встречаются задачи на прогрессии и указания, как их решать.
В древнеегипетском папирусе Ахмеса (ок. 2000 до н.э.) приводится задача: “Пусть тебе сказано: раздели 10 мер ячменя между 10 людьми так, чтобы разность мер ячменя, полученного каждым человеком и его соседом, равнялась 1/8 меры”.
В этой задаче речь идет об арифметической прогрессии. Условие задачи, пользуясь современными обозначениями, можно записать так: S=10, d=1/8, а1, а2, …, а10.
В одном древнегреческом папирусе приводится задача: “Имеется 7 домов, в каждом по 7 кошек, каждая кошка съедает 7 мышей, каждая мышка съедает 7 колосьев, каждый из которых, если посеять зерно, дает 7 мер зерна. каждая кошка съедает 7 мышей, каждая мышка съедает 7 колосьев, каждый из которых, если посеять зерно, дает 7 мер зерна. нужно подсчитать сумму числа домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна.”
Решение этой задачи приводит к сумме пяти членов геометрической прогрессии.
3.Верны ли данные утверждения:
1.Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная с первого, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число.
2.В формуле , q называется разностью геометрической прогрессии.
3.
4.Формула n-го члена арифметической прогрессии
5.Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии равна (подвести Итог)
Верны ли данные утверждения (ответ аргументируйте):
1.Геометрической прогрессией называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная с первого, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.
2.В формуле , d называется знаменателем арифметической прогрессии.
3.
4.Формула n-го члена геометрической прогрессии
5.Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии равна (подвести Итог)
Творческое задание: Докажите, что в арифметической прогрессии для любых номеров, таких что k и .