Учитель: Ребята, математику не зря называют «царицей всех наук», ей больше, чем какой – либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики – развитие любознательности. Постараемся доказать это сегодня на уроке. Послушайте четверостишье, и скажите, о каком инструменте идет речь?
По дискетам разложит,
Через принтер размножит Электронные файлы услуг, Инструмент на все руки, И лекарство от скуки, И учитель, и преданный друг.
Учитель: О чем это четверостишье? На нашем уроке компьютер будет и помощником, и учителем, и классной доской. Согласны?
На сегодняшнем уроке мы не только порешаем задачи на действия с одночленами, но и немного поговорим о здоровье – одной из главных ценностей человеческой жизни, источнике радости. Ещё древнегреческий философ Сократ сказал, а вот что он сказал, мы с вами сейчас узнаем, но для этого нам нужно выполнить следующее задание.
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто». Сократ.
Сообщение учащегося о Сократе.
Слайд №3 3. Фронтальный опрос.
1. Что называется одночленом?
2. Что мы называем коэффициентом одночлена?
3. Как определить степень одночлена?
4. Сформулируйте правило умножения степеней с одинаковыми основаниями.
5. Сформулируйте правило возведения степени в степень.
6. Сформулируйте правило возведения в степень произведения.
7. Приведите примеры одночленов нулевой степени.
Учитель: Ребята, выполнив следующее задание, вы поймёте, о чём конкретно пойдёт речь дальше.
4. Задание. Представьте одночлен в стандартном виде:
Ответы закодированы буквой. Ответ первого примера – это первая буква нашего слова:
а3в3
ы
24ав
з
9х9у
а
-3ав
г
-ху
у
100ас
б
1. 2а12ав;
2. 0,5ху(-2ху);
3.20ас5а;
4.ав(-ав).
ЗУБЫ
А теперь назовите коэффициент и степень каждого одночлена.
Минутка здоровья.
Ребята, вы хорошо поработали, а сейчас давайте немного отдохнём, снимем усталость, зарядимся для дальнейшей работы.
Коль писать мешает нос,
Значит это сколиоз
Вас сгибает над тетрадкой,
Позвоночник не в порядке,
Мы ему сейчас поможем:
Значит, дружно с места встанем
Руки за голову сложим,
Повороты влево-вправо,
И наклоны влево-вправо
Ручки к солнцу потянули,
Мы назад ещё прогнулись,
Повращаем мы плечами,
Чтоб они не подкачали.
Улыбнулись всем, кто рядом.
Вот! Уже другой порядок!
А теперь повыше нос:
Нам не страшен сколиоз.
Сядем ровно, ручки – в руки,
Продолжаем путь в науке.
Учитель: Отдохнули, зарядились энергией и продолжим работу.
Да, сегодня на уроке мы поговорим именно о зубах. Как же это красиво, когда у человека белые и ровные, как драгоценный жемчуг, зубы! Они ведь нужны не только для того, чтобы кусать и жевать, но и для того, чтобы человек мог ослепительно улыбаться и все вокруг могли бы видеть, что он здоровый, сильный, веселый и с удовольствием может работать.
Ведь по зубам судят о здоровье. В наших зубах, как в зеркале, отражается состояние организма в целом. Недаром в народной пословице говорится: «О здоровье суди не по годам, а по зубам».
Вопрос: Ребята, вы, наверное, знаете, что для хорошего здоровья большое значение имеет питание. А вы хотите узнать, какие продукты влияют на укрепление зубов?
6.Тестирование.
Задание: Упростите выражение:
1. (х3)3•(х2)2;
а) х10 – свинина;
б) х13 – баранина.
2. (4х3у2)2;
а) 16х6у4 – чай;
б) 8х7у3 – кофе.
3. ((х2у)3)3;
а) х8у6 – картофель;
б) х18у9 – рыба.
4.
а) 45х10 – черный хлеб;
б) 30х9 – белый хлеб;
5. х3у2•(x2у)5;
а) x13у7 – печень
б) х10у10 – почки.
6. (х2)3•(х4)2;
а) х14 – желток;
б) х11 – белок.
7. (2x2y3)4;
а) 8x6y7 – лук;
б) 16x8y12 – морепродукты.
8. (10х2y)2 • (3хy2)3;
а) 2700х7y8 – шпинат;
б) 180х7y7- петрушка.
Учитель: Если вы хотите, чтобы ваши зубы были здоровыми, не забывайте употреблять эти продукты чаще в пищу.
7. Отработка вычислительных навыков.
Вопрос: Ребята, а вы знаете, чем люди чистили зубы в старину?
Давайте вернёмся к решению задач на применение свойств степени с одинаковыми основаниями и узнаем это.
Задание: Найдите значение выражения. У доски работают 4 ученика, остальные учащиеся на местах.
Учащиеся, быстро справившиеся со всеми заданиями, получают дополнительные задания по своему выбору 3-х степеней сложности (карточки 3-х цветов: зеленые -базовый уровень, желтые-продвинутый уровень, розовые – задания повышенной степени сложности).
1. .
2. .
3. .
4.
27 – мёд,
16 – мел,
5 – молоко,
9 – соль,
8 – сахар,
4 – зола.
Учитель: Чем только не чистили зубы в старину! Для того применяли золу, кусочки угля, поваренную соль, молоко, соду, мел, толченую скорлупу яйца с медом. Китайцы пользовались порошком из бобов мыльного дерева, жители Сибири и Урала варили из сосновой смолы жевательную мастику (так называемую серу), очищавшую зубы и укреплявшую десны.
Наверно, многие из вас испытали зубную боль и побывали у врача. Поэтому, не нужно относиться к чистке зубов легкомысленно.
Вопрос: Ребята, а вы знаете, какое минимальное количество щёток должен сменить человек в течение года?
А чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, давайте выполним следующее задание.
8. Самостоятельная работа
Задание: Найдите значение выражений и полученные результаты перемножьте.
1)
2)
3)
Ответ: 4.
Учитель: Давайте проверим самостоятельную работу посредством сравнения решений с правильными. (Ученики выполняют взаимопроверку и оценивают друг друга).
Учитель: Ребята, зубную щетку следует менять не реже, чем каждые 3 месяца. Как вы думаете, что связывает конечный результат самостоятельной работы с использованием зубной щетки?
А теперь давайте подведём итог нашего урока. Как вы думаете, все поставленные цели были выполнены?
Дайте оценку своей работы на уроке.
С какими трудностями столкнулись на уроке?
(Ученики подводят итог урока).
Ребята, вот и подошел к концу наш урок. Мне было очень приятно с вами работать. Я надеюсь, что сведения, которые вы сегодня услышали на уроке, пригодятся вам в жизни, но пока постарайтесь выполнять все советы сегодняшнего урока.
Полезные советы: Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты
Очень важные продукты.
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.
Рефлексия(на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
Домашнее задание.
П.4.4, №№216 (1ст.), №219 (2ст.)
Запомните: Очень сложно болезни лечить.
Легче болезни предупредить.
Методическая литература:
1. Алгебра: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под ред. С.А.Теляковского, - 16-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
2. Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н.Макарычева и др./ авт.-сост. Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева. Волгоград: Учитель, 2007.
3. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 – 9 классы. Составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна. – М.:Просвещение, 2008.
4. Е.Галкина Удивительный мир степеней. 7 класс. Газета «Математика» №18, 2005.