Тестирование как средство оценки качества образования.
Методики и технологии тестирования.
Преимущества
1) учитываются индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;
2) проверяется качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;
3) оживляется процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;
4)тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя;
5) тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса . При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам;
6) тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх; 7) тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер; 8) тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.
Недостатки
1) разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс; 2) данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов; 3) тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания; 4) широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы; 5) обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий; 6) в тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.
Тесты можно классифицировать по следующим основаниям:
1. Предметная область применения тестов: монопредметные, полипредметные, интегративные.
2. Общая ориентация замысла построения теста: нормативно-ориентированные или критериально - ориентированные (предметно-ориентированные).
3.Дидактико-психологическая ориентация теста: тест достижений для контроля знаний теории; тест достижений для контроля умений и навыков различной степени сложности по данному предмету, тест обучаемости
4.Ориентация на определенный этап контроля: тесты предварительного контроля, тесты текущего контроля, тесты итогового контроля.
5. Доминирующая деятельность испытуемого при выполнении тестов – устные, письменные, компьютерные.
6. Количество объектов контроля: тесты, имеющие один объект контроля или несколько.
7. Степень гомогенности тестовых заданий: тесты с однородными или разнородными формами построения заданий.
8. Скоростной фактор: скоростные (с обязательным фиксированием времени выполнения) и нескоростные.
9. Форма организации тестирования: массовые, индивидуальные, групповые .
10. Адаптивные тесты, основанные на принципе индивидуализации обучения.
Структура тестов.
5-6 классы.
1.Тест должен быть рассчитан не более чем на 10-15 мин и содержать не более 10-15 вопросов. На первых порах могут быть предложены задания, состоящие из нескольких утверждений, из которых ученик должен выбрать верное и поставить «+».
2. Далее, могут быть предложены задания с выбором ответа. Количество вариантов ответа не должно превышать 3-х.
3. Вопросы могут сопровождаться рисунками и необходимо выбрать тот, который соответствует верному ответу.
4. Необходимо приучать ученика чувствовать время.
5. Проверку выполнять сразу же после выполнения всех заданий теста.
7-9 классы
1. Учителю стоит увеличить количество вопросов и вариантов ответов.
2. Можно предложить ученикам разделить вопросы на 3 уровня сложности.
3. Целесообразно включить в работу самостоятельное составление тестов учащимися по данной теме (с разделением по сложности).
4. Необходимо больше внимания уделять скорости выполнения заданий.