Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ «Организация внеурочной деятельности по математике в соответствии с требованиями ФГОС »»
ПРОЕКТ
«Организация внеурочной деятельности по математике в соответствии с требованиями ФГОС »
Ф.И.О. участника:
Галиева Резида Амирзяновна, учитель математики
МБОУ «СОШ №111», г.Казань
Казань - 2017
Содержание с указанием страниц:
1.Введение
2.Содержание работы:
2.1. Нормативные и методические основы внеурочной
деятельности;
2.2.Формы внеурочной деятельности.
3.Ожидаемые результаты реализации проекта.
4.Заключение.
5.Литература.
6.Приложение.
1-2
3-4
5
10
11
12
13
1.Постановка проблемы.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий (УУД).
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в полной мере. Она объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся. Происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат - способность осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
1
Цель проекта: Выявить основные виды внеурочной деятельности по предмету математика и реализовать (наиболее приемлемые) на базе ОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи проекта:
1. Определить роль внеурочной деятельности в ФГОС.
2. Классифицировать внеурочную деятельность по математике по видам и по формам.
3. Разработать рабочую программу для математического кружка в 5 классе.
4. Применить данную программу при работе кружка в 5 классе.
Предполагаемый проектный продукт: рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» в 5 классе.
Целевая группа проекта: учащиеся 5-ых классов: МБОУ «СОШ №111».
Срок реализации проекта: 2017-2018 учебный год
Место реализации проекта: МБОУ «СОШ №111».
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (апрель 2017 учебного года): изучение ФГОС ООО, нормативно-правовых документов, методической и психолого-педагогической литературы, интернет - ресурсов, положительного опыта педагогов-математиков, имеющих эффективные наработки в данной области; конкретизация проблемы.
2.Реализующий этап (2017-2018 учебный год): разработка программы внеурочной деятельности по математике для учащихся 5-ых классов «Занимательная математика» и ее реализация.
3.Рефлексивный этап (апрель-май 2018 учебного года) - подведение итогов проекта и анализ результатов; разработка рекомендации для дальнейшей проектной работы.
2
2. Содержание работы
Организация внеурочной деятельности по математике в соответствии с требованиями ФГОС.
2.1.Нормативные и методические основы внеурочной деятельности.
1.Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
2.ФГОС ООО (утверждены приказом МО и Н РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);
3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом МО и Н РФ от 4 октября 2010 г. № 986);
4.СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
5.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом МО и Н РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106).
6.Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования (приложение к письму МО и Н РФ 12.05.2011 №03-296).
7.Приказ МО и Н РФ «О внесении изменений во ФГОС основного общего образования» от 22 сентября 2011 года №2357.
3
Необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический, деятельностный, квалиметрический, и в соответствии со следующими принципами:
1.Принцип гуманистической направленности.При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
2.Принцип системности.Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
- урочной и внеурочной деятельностью;
- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
3.Принцип вариативности.В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
4.Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
4
5.Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов
внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
2.2.Формы внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность по математике строится на принципах добровольности и дополнительности, служит для углубления и закрепления математических знаний, формирования культуры математического мышления, развития интереса к предмету, формирования и развития элементов математической креативности. Она развивается по основным направлениям (в ФГОC названы такие формы):
I. Традиционные.
экскурсии;
кружки, секции;
круглые столы, конференции, диспуты;
олимпиады, ШНО, исследования;
соревнования;
общественно полезные практики
предметные недели.
II. Новые формы работы
1. Участие в дистанционных научно- практических конференциях.
2. Дистанционные олимпиады международного и всероссийского уровней: «Авангард», « Кенгуру» , «Олимпис»( www.olimpis.ru), «Эврика» (eureka-center.ru/olimp-1-16), «Эрудит» ( www.erudit-olimp.ru ) и т.д.
5
В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи:
1)вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; 2)углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся;
3)развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка;
4)выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.
Внеурочные формы обучения построены на принципе добровольности, не регламентированы необходимостью выставления оценки учащимся, проходят в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь солидную математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность.
Формы организации внеурочной работы по математике делятся на постоянные и непостоянные (временные) в зависимости от решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся.
Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.
Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся,
6
например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют диагностический характер.
Рассмотрим некоторые разновидности постоянных и временных форм внеурочной работы по математике.
1)Математический кружок — одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы. Кружок объединяет учащихся, проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений. Работа кружка планируется на учебный год и на перспективу. Руководителем кружка является учитель математики.
К познавательным временным формам относятся, например, математические вечера, математические конференции, творческие отчеты, а также внеурочные математические мероприятия развлекательно-познавательного характера .
2) Главная цель математического вечера - вызвать у учащихся интерес к изучению математики. По характеру математического материала вечер может быть обзорным и тематическим. В математический вечер обязательно включаются фрагменты в игровой форме, художественная часть, а также элементы соревновательного характера — викторины, конкурсы и т.п. Игровая часть может начинаться тематической беседой или небольшим научно-популярным докладом.
3)Математическая конференция имеет своей целью выработать у учащихся творческий подход к освоению внепрограммного материала по математике, дать возможность учащимся проявить свои математические способности в нестандартной учебной ситуации, вызвать интерес к изучению дополнительной математической литературы как у докладчиков, так и у слушателей. Математическая конференция чаще всего приурочивается к общешкольной предметной декаде (неделе).
7
4) Эффективная и популярная форма работы с одаренными учащимися – олимпиады, позволяющие ребенку проявить свои способности. Уже прочно вошла в жизнь многоуровневая система организации олимпиад: внутриклассная олимпиада – школьная олимпиада – районная (городская) олимпиада – областная (краевая, республиканская) – всероссийская – международная. Причем победители и призеры олимпиадных туров более низкого уровня получают право участвовать в олимпиадных турах более высокого ранга. То есть олимпиады работают в системе от конкретного класса до международного уровня. Олимпиадные задания носят, как правило, эвристическую ориентацию, что требует от участников оригинальных, глубоких математических решений. Удачное выступление на олимпиаде служит для учащихся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования математической подготовки, очень часто влияет на выбор своей будущей профессии. Достойное выступление учащихся на олимпиаде стимулирует и дальнейшую творческую работу учителя математики, так как результаты выступления на олимпиаде учеников есть и оценка работы учителя, показатель уровня его профессионального мастерства.
5)Математический бой – это командный вид соревнования. Мат. бой – развивающаяся форма внеурочной работы по математике. Во - первых мат. бои могут быть организованы как турниры внутри классные, общешкольные, либо как городские или районные, когда соревнуются сборные команды школ или районов. Во-вторых, мат. бои могут проходить как тренировочные соревнования и как официальные турниры, организованные по различным системам: круговой – каждая команда встречается с каждой, иногда в два круга; олимпийской – с выбыванием, выходом в финал двух команд. В-третьих, при всем многообразии содержательной стороны мат. бои всегда проводятся в виде конкурсов, результаты которых оцениваются жюри. Мат.
8
бои – очень увлекательная и эмоциональная форма математического состязания, команды всегда должны чувствовать поддержку своих болельщиков.
6) Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются математические КВНы.
Школьники всегда охотно участвуют в подготовке и проведении этих математических праздников. Математика у этой формы работы выступает по сути лишь как повод, главное же место принадлежит занимательным, типичным для КВНов конкурсам: приветствие команд, домашнее задание, конкурс капитанов; более частным конкурсам художников, чтецов и т.п. Проявить находчивость и смекалку — вот главная задача математического КВНа.
7)Научное общество учащихся – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению. Они направлены на развитие творческой личности; сплочение коллектива; воспитание нравственности; развитие познавательной активности, трудолюбия, творческих способностей; выработку общественных норм поведения .
8) Неделя математики.
Проведение Недели математики преследует несколько целей, а именно: повысить уровень математического развития учащихся и расширить их кругозор, развить у учащихся интерес к занятиям математикой, углубить представление учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни, показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности, воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
9
9)Факультатив направлен на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Итак, систему внеурочных форм работы по математике можно представить в виде следующей схемы 1:
Схема 1
На воспроизведенной схеме приведены далеко не все конкретные формы внеурочной работы, но показана их системная организация. При этом видно, что любая внеурочная форма обучения математике обязательно содержит познавательную функцию. Итак, среди многообразия форм внеурочной деятельности, мы остановились на кружке как наиболее стабильной форме проведения организованной внеурочной деятельности , которая обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
3.Ожидаемые результаты реализации проекта:
1.Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
2. Повышение интереса учащихся к изучению математики.
10
3. Повышение учебной и познавательной активности учащихся.
4. Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся.
5.Развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности;
6. Развитие навыков организации научного труда, работы с различными источниками информации.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
На наш взгляд программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» представляет собой завершенный продукт, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. Программа актуальна для работы с детьми среднего школьного возраста.
11
5.Литература
1.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
2.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011.
3.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010г.
4.Примерные программы внеурочной деятельности. М. Просвещение, 2012г.
5.Кривоногов, В. В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы / Кривоногов, В. В. / М. : Первое сентября, 2002. – 219 с.
6.Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе : кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 80
7.Ссылки на интернет источники:
http://region56.ucoz.ru,
kopilkaurokov.ru›
12
13. ПРИЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика».
( 35 часов, 1 час в неделю)
Ф.И.О. участника:
Галиева Резида Амирзяновна, учитель математики
МБОУ «СОШ №111», г.Казань
Казань-2017
13
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы заключается в воспитании любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника. Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Программа даёт возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, позволяет обучающимся реализовать свои возможности , приобрести уверенность в себе. . Это может быть объединение дополнительного образования детей «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Основные цели: развитие интереса к математическому творчеству,
14
расширение математического кругозора и эрудиции обучающихся.
Задачи внеурочной деятельности:
овладение способами мыслительной и творческой деятельности
ознакомление со способами организации и поиска информации;
создание условий для самостоятельной творческой деятельности;
развитие мелкой моторики рук;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации обучающихся разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, в поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данную программу внеурочной деятельности включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. На данных занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Характер материала определяет назначение внеурочной деятельности.
15
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является , безусловно, основным.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился. В конце полугодий проводятся викторины и КВН. Это помогает детям оценить свои успехи и достижения.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.
Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.
Основные виды деятельности учащихся:
-решение математических задач;
-оформление математических газет;
16
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-выполнение проекта, творческих работ;
-самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Место курса в учебном плане: курс изучения программы рассчитан на обучающихся 5 класса. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 35 часов. Форма проведения- кружок.
Содержание курса.
1. Из истории математики часа -4 ч
Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.
2.Занимательные задачи-9 ч
Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов.
3.Математические ребусы, лабиринты, мозаики-11ч
Математические квадраты, головоломки, математическое лото, арифметические ребусы. Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение групп предметов.
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов;
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
17
способности, осваивать новые языковые средства.
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.
Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы.
Применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализ правил игры.
Действие в соответствии с заданными правилами.
Включение в групповую работу.
Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его.
Аргументирование своей позиции в коммуникации, учитывание разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.
Сопоставление полученного результата с заданным условием. Контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок.
Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи.
Использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации.
Конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий.
Воспроизведение способа решения задачи.
Анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных.
Выбор наиболее эффективного способа решения задачи.
Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи.
Конструирование несложных задач.
18
Выделениефигуры заданной формы на сложном чертеже.
Анализрасположения деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлениефигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции.
Выявление закономерности в расположении деталей; составление детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием.
Объяснение выбора деталей или способа действия при заданном условии.
Анализ предложенных возможных вариантов верного решения.
Моделирование объёмных фигур из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом.
Предметные результаты:
Создание фундамента для математического развития,
Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В результате освоения программы « Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС ООО 2-го поколения:
целеустремленность и настойчивость в достижении целей
готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу,
19
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,
вносить необходимые коррективы в действие
получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
Познавательные
Научатся:
ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
анализировать объекты с целью выделения признаков;
выдвигать гипотезы и их обосновывать,
самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.
Коммуникативные
Научатся:
распределять начальные действия и операции;
обмениваться способами действии;
работать в коллективе;
ставить правильно вопросы.
Формы и методы организации учебного процесса.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Методы проведения занятий:беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.
Методы контроля: презентация, тестирование.
Технологии, методики:
-уровневая дифференциация;
-проектная деятельность;
-проблемное обучение;
-моделирующая деятельность;
-поисковая деятельность;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
Предлагаемыйпорядок действий:
Знакомство класса с темой.
Выбор подтем (областей знания).
20
Сбор информации.
Выбор проектов.
Работа над проектами.
Презентация проектов.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, викторина, КВНы, газета, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике, или предлагают свою тему.
Содержание курса.
1.Из истории математики часа -4 ч
Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.
2.Занимательные задачи-9 ч
Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов.
3.Математические ребусы, лабиринты, мозаики-11ч
Математические квадраты, головоломки, математическое лото, арифметические ребусы. Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение групп предметов.
Математика царица наук. Значение математики в жизни человека.
Знакомство с основными разделами математики.
2.
Удивительный мир чисел. Как люди научились считать. Страна цифр и знаков.
Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
3.
Взаимное расположение предметов.
Интересные приемы устного счета.
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4.
Великие математики России.
Знакомство с материалом из истории развития математики. Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда, Пифагора- вклад в науку
5.
Задачи со сказочным сюжетом. Решение задач со сказочным сюжетом.
Решение задач со сказочным сюжетом.
6.
Занимательные задачи в стихах. Решение занимательных задач в стихах.
Решение занимательных задач в стихах по теме «Сложение и вычитание».
7.
Коллективный счет. Веселый счет.
Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов.
8.
Здесь загадки и шарады. За загадку две награды.
Решение математических загадок, требующих от обучающихся логических рассуждений.
9.
Волшебные клеточки. Решение логических цепочек.
Решение логических цепочек.
10.
Знакомство с магическими квадратами. Магические квадраты.
Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
11.
Игры с математическими заданиями.
Подвижные игры с математическими заданиями.
Подвижные игры с математическими заданиями.
12.
Знакомство с математическим лото.
Математическое лото.
Знакомство с математическим лото.
13.
Арифметические ребусы. Решение арифметических ребусов.
Знакомство с математическими ребусами.
14.
Логические лабиринты. Решение логических лабиринтов.
Решение логических лабиринтов.
15.
Решение ребусов и логических задач.
Решение математических ребусов, решение логических конструкций.
16.
Задачи – шутки. Решение задач-шуток.
Решение математических задач-шуток.
17.
Загадки –смекалки. Решение задач-смекалок.
Решение задач-смекалок.
18.
Обратные задачи. Решение обратных задач.
Решение обратных задач, используя круговую схему.
19.
Практикум «Подумай и реши».
Решение занимательных задач.
20.
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Решение задач с неполными данными.
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
21.
Задачи с изменением вопроса. Изменение вопроса в задачах.
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
22.
Знакомство с математической мозаикой.
Математическая мозаика.
Знакомство с математической мозаикой.
23.
Нестандартные задачи. Решение нестандартных задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
24.
Путешествие в страну геометрических фигур. Решение геометрических задач.
Знакомство с геометрическими фигурами, решение геометрических задач.
25.
Волшебная точка. Волшебные линии.
Знакомство волшебной точкой, линии.
26.
Четырехугольники и их виды. Свойства квадрата.
Знакомство с четырехугольниками.
27.
Прямоугольник и его свойства. Диагонали прямоугольника
Знакомство с четырехугольниками.
28.
Решение задач международной игры «Кенгуру».
Решение задач международной игры
29.
Математические горки. Игра «У кого какая цифра».
Решение занимательных задач.
30.
Игра «Знай свой разряд». Знакомьтесь: Пифагор.
Решение занимательных задач.
31.
Проектная деятельность «Газета любознательных». Газета любознательных.
Создание проектов.Самостоятельный поиск информации для газеты.
32.
Подготовка к олимпиаде. Математическая олимпиада.
Решение олимпиадных заданий.
33.
Математическая олимпиада.
Решение олимпиадных заданий.
34.
Заседание круглого стола.
Подведение итогов.
35.
Математический праздник.
Отчетное мероприятие.
23
Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятийиспользуются следующие показатели:
-степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; -познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты; -результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка); -способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме; -оригинальность ответа. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников; -косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.
Домашние задания выполняются по желанию учащихся.
Занятия проводятся в кабинете математики с использованием мультимедийного оборудования (проектор, компьютер), видеоматериалов, компьютерных программ.
Формы подведения итогов
-Участие в олимпиадах
-Участие в предметных неделях
-Участие в проектной деятельности
-Участие в выставке творческих работ
-Разработка сборника занимательных задач.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Литература для учителя
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.
3. «Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы», - М.Просвещение, 2011.
4.Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.
5. Глейзер Г.И. История математики в школе. 4 – 6классы.
6. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.
7.Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 за знание, 2007.
8. Минковский В.Л. За страницами учебника математики
9.Г.И.Григорьева Подготовка школьников к олимпиадам по математике:5-6
классы. М.: Глобус, 2009.
24
10.А.В.Спивак Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы.М.: Просвещение 2012.