kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование здоровьесберегающей технологии на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование здоровьесберегающей технологии на уроках математики. Бурно растущая цивилизация принесла с собой так называемый «компьютерный зрительный синдром» миллионы людей – взрослых и детей – стали жаловаться на ухудшение зрения. У офтальмологов непрерывно растет паток пациентов с таким синдромом, и чтобы решить эту проблему, требуются совместные усилия медиков, физиологов, инженеров и педагогов. Комплекс упражнений для проведения физминуток на уроках. по теме «Использование здоровьесберегающей технологии на уроках информатики и математике»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающей технологии на уроках математики»

«Использование здоровьесберегающей технологии на уроках математики». Факторы риска в кабинетах.Санитарно-гигиенические нормы


Бурно растущая цивилизация принесла с собой так называемый «компьютерный зрительный синдром» миллионы людей – взрослых и детей – стали жаловаться на ухудшение зрения. У офтальмологов непрерывно растет паток пациентов с таким синдромом, и чтобы решить эту проблему, требуются совместные усилия медиков, физиологов, инженеров и педагогов.

Зрительная система человека, как оказывается, плохо приспособлена к рассматриванию картинки на экране дисплея. Весь смысл работы с дисплеем – ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это, как выяснилась, - тяжелейшая зрительная работа, и молоко за вредность здесь не спасает. Изображение букв, цифр и рисунков на экране дисплея составлено не из непрерывных линий, как на бумаге, а подобно мозаике, из точек, к тому же светящихся и мерцающих. Четких границ эти точки не имеют, а потому знаки и линии гораздо менее контрастны, чем в книги. Еще менее контрастными делает их внешнее освещение, без которого работать на компьютере тоже вредно. При работе за мониторами неизбежно ухудшается зрение, появляется головная боль, утомление, двоение изображения – короче говоря, возникает тот самый «компьютерный зрительный синдром».

Взрослые, правда, после прекращения работы и определенного периода отдыха от всех этих симптомов избавляются без последствий. По мнению офтальмологов, даже длительная и напряженная работа на компьютере не вызывает у взрослых серьезных глазных заболеваний. Иначе дело обстоит дело с детьми. Поэтому также необходимо решать эту проблему с помощью специальных упражнений.

Зрительный аппарат ребенка несовершенен и продолжает формироваться, и потому санитарные меры жестко регламентируют допустимое время его работы на компьютере – в зависимости от возраста. Длительность работы за компьютером для учащихся 1-х классов не должна превышать – 10 мин., для учащихся 2-5 классов – 15 мин., для учащихся 6-7 классов – 20 мин., для учащихся 8-9 классов – 25 мин., для учащихся 10-11 классов – при двух уроках подряд на первом - 30 мин., на втором – 20 мин., после чего сделать перерыв не менее 10 мин. Для выполнения спецупражнений, снимающих зрительное утомление. Но поскольку оторвать ребенка от компьютерной игры (особенно в клубах) чрезвычайно трудно, то эти нормы соблюдаются редко, а в результате зрение его ухудшается. Поэтому детей необходимо с раннего детства учить снимать зрительное утомление при помощи специальных упражнений и гимнастик для глаз.

Но «компьютерный зрительный синдром» - это только одна из напастей людей работающих за компьютером.

Так как в основном ввод информации происходит через клавиатуру или мышь, то суставы и мышцы рук находятся в длительном напряжение. Это ведет к различным заболевание суставов, мышц и хандрозу кистей рук. Технический прогресс пытается бороться с этой напастью, создавая различные агрономические клавиатуры, мыши и другие устройства ввода. Но, к сожалению, при низком финансировании школ, приобретение таких «здоровьеоберегающих» технических средств затруднено. И поэтому учителю необходимо следить не только за здоровьем глаз, но и выполнять различные упражнение, снимающие напряжение и зажимы кистей рук.

Еще одна проблема связана с постоянным бездвижием и сидением при работе за компьютером, что тоже влечет нагрузки на позвоночник. При чем это проблема не только школьного предмета информатики, но и всей школьно-урочной систем…

Поэтому для сохранения здоровья наших учащихся необходимо выполнение на уроках информатики специальных физминуток, снимающих напряжение с глаз, кистей рук, позвоночника. В основе таких физминуток можно использовать принципы здравоохранительной технологии В.Ф. Базарного.

Комплекс упражнений для проведения физминуток на уроках:

В данной главе предложены ряд упражнений на снятие усталости с глаз, рук, позвоночника. Предложенные упражнения являются не обязательными, а рекомендуемыми. Учитель самостоятельно может сам составить свой комплекс упражнений из предложенных упражнений или добавить к ним свои собственные.

Необходимо учитывать только то, что эти упражнения необходимо проделывать ежедневно на уроках не менее 1 раз за урок. Комплекс упражнений можно выполнять, например, через 15 минут после начала урока.

Комплекс упражнений для глаз

1. Пальминг( погружение ) – для достижения расслабления.

На закрытые глаза положить ладони рук (пальцы скрещены на лбу так, чтобы избежать давления на глазные яблоки). Вспоминайте один за другим черную шляпу, черный башмак, черное платье, черные бусы, удерживая каждую вещь в памяти не более доли секунды. Многим людям помогает перебор в памяти всех букв алфавита по очереди, вспоминая их совершенно черными. Полезно даже не очень четкое воспоминание черного.

Когда пальминг успешен, он представляет собой один из лучших методов расслабления всех нервов, органов чувств, включая зрение. Расслабление в таком случае полностью сохраняется после открытия глаз и зрение человека улучшается на длительное время.

Во время пальминга держите глаза закрытыми. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти. Сохраняйте прямизну шеи и позвоночника.

  1. Моргание: Чтобы снять усталость с глаз полезно периодически моргать:

1) Поморгайте часто-часто секунд 10;

2) Затем сосредоточьтесь на каком-нибудь предмете в далеке, зафиксируйте взгляд на несколько секунд;

3) закройте глаза (10 сек). Повторить несколько раз.

  1. Полезно также упражнения на перемещение взгляда. Попросите детей отвлечься от компьютеров и посмотреть сначала вверх, потом прямо, вправо, влево, вниз. Поперемещайте взгляд с кончика носа на дальние предметы и наоборот. В конце обязательно закройте глаза и расслабьтесь. На смену близких и дальних дистанций можно придумать множество упражнений. Пофантазируйте и составьте несколько упражнений на перемещения более удобные для ваших учеников.

  2. Разглядывание. Очень полезно чтобы в вашем классе были фотообои с изображенными мелкими предметами (например, пейзажи осени или лета). Можно предложить учащимся упражнения на разглядывания мелких предметов на фотообоях (например, листочков или веточек на деревьях, птиц вдалеке, …) или предложить им посмотреть вдаль и представить что там на самом горизонте или попытаться заглянуть меду дальних деревьев.

Также полезно в кабинете иметь большой офтальмотренажер и с первого класса приучать учащихся периодически (не менее 2 раз) самостоятельно работать с ним на уроке. Это выработает полезную привычку у детей и позволит им потом самостоятельно без напоминания учителя выполнять упражнения на снятие зрительной усталости.

Комплекс упражнений для кистей рук.

Рука – самая чудесная часть тела человека. Моя рука гораздо умнее головы. Ей приходиться много работать, и я, как умею, стараюсь ей помочь.

Упражнение 1:

Одновременно обе руки сжать в кулаки. Настолько сильно, на сколько возможно. Крепче! Крепче! Еще крепче! Задержите! И расслабьте. Повторите упражнение (3 раза).

Упражнение 2:

Чтобы расслабить противоположную группу мышц, нужно просто растопырить пальцы настолько широко, насколько это возможно.

Раздвиньте ваши пальцы широко. Шире! Еще шире! Задержите их в этом состоянии. Расслабьте! Повторите еще 2 раз. Обратите внимание на ощущение теплоты и накаливание в кистях рук и предплечьях.

Упражнение 3:

Растирайте каждый палец от кончика к основанию так, как будто надевайте тугие перчатки. 15 сек.

Упражнение 4:

«Вымойте» руки воображаемыми водой и мылом, отряхните их со словами «На воду, на землю». 15 сек.

Упражнение 5:

Сжимайте и разжимайте пальцы в кулаки. Так быстро, как только возможно, еще быстрее, 15 сек.

Упражнение 6:

Локти опущены, предплечья горизонтально. Потрясите полностью расслабленными кистями быстрее. 15 сек.

Комплекс упражнений для опорно-двигательного аппарата.

Упражнения на разогрев:

  1. Встаньте, свободно опустите руки по бокам. Пожмите плечами, приподняв их ушам (5 раз).

  2. Наклоните голову в каждую сторону по 5 раз, опуская ухо к плечам, не вытягивая шею.

  3. Сцепите руки за головой. Под тяжестью рук дайте подбородку опуститься на грудь. Зафиксируйте положение.

Растяжка («потягивание за рабочим столом»)

  1. Расставьте руки в стороны параллельно полу. Изогните кисти рук, чтобы пальцы смотрели вверх и проделайте несколько вращательных движений кистями и руками;

  2. Заведите предплечье правой руки назад и над левым плечом захватите правый локоть левой рукой. Осторожно прижимайте локоть к левому плечу.

  3. Заведите правую руку над правым плечом. Захватите правый локоть назад, растягивая мышцы верхней части руки.

  4. Развернитесь на стуле от стола, сядьте прямо. Правую руку опустите к полу, а левую поднимите вверх к потолку, потягивая таким образом все мышцы левой стороны тела. Повторите тоже для правой стороны тела. Смотреть на руку, поднятую вверх.

  5. Встаньте. Сделайте глубокий вдох. Наклоните голову назад и, раскрыв, поднимите руки вверх, как будто вы приветствуйте потолок. Сделайте выдох медленно расслабляя тело, слегка сгибая колени и опуская руки к полу. Оставаться в наклоненном положении в течении нескольких секунд, а затем, делая медленный глубокий вдох возвратиться положение «приветствия к потолку».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование здоровьесберегающей технологии на уроках математики

Автор: Логинова Наталья Владимировна

Дата: 10.05.2015

Номер свидетельства: 209648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Инновационый проект "Проектируем урок математики с использованием здоровьесберегающих технологий" "
    ["seo_title"] => string(113) "innovatsionyi-proiekt-proiektiruiem-urok-matiematiki-s-ispol-zovaniiem-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "171799"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423727732"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) ""Здоровьесберегающие технологии на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(67) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki-1"
    ["file_id"] => string(6) "256921"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448221608"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "175408"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424268798"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) ""Использование здоровьесберегающих технологий  на уроках математики в С(к)ОУ VIII вида""
    ["seo_title"] => string(99) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki-v-s-k-ou-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "247418"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446558101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства