kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занимательные элементы и дидактические игры на уроках математики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащимся 5-6 классов свойственна подвижность, любознательность, непосредственность.Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занимательные элементы и дидактические игры на уроках математики.»

Занимательные элементы и дидактические игры на уроках математики.

Калинина Елена Ивановна

учитель математики

МКОУ «Средняя школа №1»

г. Фролово


Современное общество живет в эпоху постоянного увеличения объемов информации, обновления знаний.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника общеобразовательного учреждения фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к само изменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Системно - деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Исходя из всего этого, учителям необходимо овладевать современными педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Введение в школу информационно-коммуникативных технологий позволило урок математики сделать современным и интересным. А увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставило задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

В связи с этим, основная задача, которую я ставлю перед собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. И таким методом, безусловно, является применение игровых технологий на уроках математики.


«Бывает, что во время урока математики,

когда даже воздух стынет от скуки,

в класс со двора влетает бабочка…»

Антон Павлович Чехов

Для моих учеников такой «бабочкой» становится игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает.

Василий Александрович Сухомлинский говорил:

«Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире.

Игра –это искра, зажигающая огонёк пытливости любознательности.»

Дидактические игры на уроках математики с применением презентаций – современный и всеми признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Игра – творчество. Игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Учащимся 5–6-х классов свойственна подвижность, любознательность, непосредственность. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок игр и игровых моментов делают процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В математике нет легких путей, поэтому учение с увлечением поможет ребятам найти притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Таким образом, можно выделить основные цели дидактических игр:

1) повышение интереса учащихся к математике;
2) пропаганда достижений математики;
3) выявление наиболее способных к математике учащихся и оказание им помощи;
4) активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: “Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия воли”.

Я остановлюсь на Играх-упражнениях, которые проводятся в течение 5–15 минут и являются хорошим средством для развития познавательных интересов и устного счета.

Математические ребусы и кроссворды можно использовать в начале урока для сообщения темы урока. Условие математического ребуса содержит либо целиком зашифрованную запись, либо только часть записи.

Для сообщения темы урока использовать устные упражнения, в которых например каждому корню уравнения соответствует буква.
Не менее увлекательны творческие задания по составлению и решению кроссвордов на математическую тематику.
Тематические кроссворды полезно использовать на обобщающих и заключительных уроках, когда необходимо вспомнить основные математические понятия и определения.

Упражнения для устного счёта

Волшебные цепочки”  помогают проверить навыки устного счета обыкновенных и десятичных дробей, целых чисел, действий с единицами измерения длин, площадей, объемов.

Или же цепочки вычислений с определенным заданием, например «Вставьте знак умножения или деления и число так, чтобы получилось верное равенство.»



 1.2 “Графический диктант” – 5–6 минут в начале урока, что помогает организации урока, дает детям возможность быстрее собраться. Обычно в двух вариантах. Достаточно посмотреть на рисунок, чтобы определить верно ли выполнено задание.

В игры полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения математике. На каждом уроке необходимо создать учебную ситуацию, которая позволяет учащимся проявить себя.

1.3“Лучший счетчик”. Класс делится на три команды. Каждая выбирает “счетчика”, который будет защищать свою команду. Условие игры – отвечать на вопросы быстро. Примеры “счетчику” заданы на слайде. Затем его сменяет “счетчик” другой команды. За каждый правильный ответ 1 очко. Побеждает команда, которая набрала больше очков. В ходе игры вырабатывается быстрота вычислений, внимательность, сообразительность.

1.4 “Зашифрованная записка”. На слайде задания решены, задача учащихся вычеркнуть неверные ответы. Из оставшихся букв составить ключевое слово.

  1.7 “Кот в мешке”. Это задачи на смекалку, задачи с подвохом. Применяю, когда внимание ребят рассеивается. Чувствую, что необходимо сменить деятельность на уроке.

2. математические диктанты, например тема “Координатная плоскость”, построение точек по координатам.На доске записаны координаты точек.   Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком . Результат – определенный рисунок.Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

Самостоятельные работы, предложенные в занимательной форме. Элемент занимательности может содержатьсяв содержании самих заданийили во внешней форме (необычность внешнего оформления задания). Работы можно предлагать и для выполнения на уроке, и в качестве домашнего задания.

При изучении темы "Pавносильные уравнения", правила равносильных переходов, предлагаю учащимся математический софизм. Ребята должны найти ошибку и обосновать ее.

Математическое лото: как правило это контролирующие задания, дидактическая цель которых состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для выполнения их каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Перед игрой ученики получают по одной большой карточке, разделенной на квадратики с ответами (числами) и буквами, а также маленькие квадратики. Учитель предлагает задание (читает, пишет на доске или использует слайды). Выполняя упражнения, ученики закрывают маленькими квадратиками на большой карточке те числа, которые совпадают с ответами решенных примеров. При верных вычислениях после выполнения всех основных упражнений из всех чисел на карточке часть будет закрыта, а из оставшихся надо сложить слово. Можно сразу просмотреть и указать ошибки, выставить оценки.

Большой интерес у моих учащихся вызывают задания, которые позволяют узнавать интересные факты из других областей знаний, получая эту информацию посредством математики и расширяя таким образом кругозор. Предлагаю учащимся задачи, связанные с изучаемым материалом в сочетании с другими учебными дисциплинами, например биолого–математические.


Особой любовью учащихся 5-6 классов пользуются задания, в которых я предлагаю создать цветную иллюстрацию, предварительно рассмотрев математический аспект задачи. Это усиливает интерес, делая учащихся активными участниками происходящего.

Геометрический лабиринт.Еще один вид вычислительной цепочки. В одинаковых геометрических фигурах стоят одинаковые числа. Нужно заполнить весь лабиринт.

Игры, заменяющие самостоятельные работы - эти игры, кроме набора заданий математического характера, не содержат никаких других элементов, но их использование позволяет сделать урок значительно более интересным для детей. К примеру игра "Цветные карточки", проводимая мной на уроке в 5-м классе при прохождении темы "Умножение и деление натуральных чисел". Игра заключается в том, что сложность заданий возрастает по мере их выполнения учеником. Правильно выполнив задание на синей карточке и обеспечив себе удовлетворительную отметку, ученик получает зеленую карточку с усложненным вариантом задания, а затем красную карточку – на всех рисунках даны только некоторые примеры заданий. Особая привлекательность этой игры еще и в том, что учитель демонстрирует детям способности "мгновенного счета" при проверке правильности выполнения заданий (на самом деле правильный ответ зашифрован в номере карточки - если к номеру синей и зеленой карточки прибавить 110, то получится правильный ответ; в случае красной карточки следует прибавлять 101.)

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких, которые, бы,

научившись копировать, умели сделать

самостоятельное приложение этих сведений».Л.Н.Толстой.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занимательные элементы и дидактические игры на уроках математики.

Автор: Калинина Елена Ивановна

Дата: 06.04.2017

Номер свидетельства: 407239

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "игровые технологии на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(46) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "141251"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418069135"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(71) "rol-didaktichieskoi-ighry-v-sistiemie-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414948331"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Использование дидактических игр на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240462"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445014545"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Дидактические игры на уроках в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(54) "didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151640"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420728386"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства