Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме "Развитие образовательных компетенций на уроках математики в 5-6 классах" (из опыта работы).»
Тажгалиева А.А.
(слайд 1)
Развитие образовательных компетенций на уроках математики в 5-6 классах (из опыта работы).
В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в общеобразовательной школе, делается акцент на то, что одной (слайд 2) из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.
Для того чтобы достичь этой цели, необходим компетентностный подход.
(слайд 3) Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России и положен в основу ФГОСнового поколения.
Для реализации компетентностного подхода в обучении на уроках математики можно применять (слайд 4) различные педагогические технологии: модульное обучение, проектную деятельность, информационно-коммуникационные технологии. В этом случае обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности. Словом, система работы учителя математики в современных условиях должна быть направлена на развитие обучающихся: их мировоззрения, креативных способностей, познавательной активности. Обучение для всех должно быть интересным, увлекательным, но особо значимым для тех, кто действительно испытывает удовольствие от поиска истины, от красоты самой математики.
Компетентностное обучение становится приоритетным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер. Такие элементарные общеучебные компетенции, как выделение главного из прочитанного, точная формулировка правил, теорем, аксиом, исследование различных вариантов решения задач, оценка результатов своей деятельности должны формироваться не отдельно, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.
Во многих публикациях приводится система трехуровневой иерархии образовательных компетенций, предложенной А.В. Хуторским: (слайд 5)
ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования,
общепредметные - к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей, например естествознанию и
предметные, которые являются частными по отношению к двум предыдущим уровням, имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Формирование этих образовательных компетенций лучше начинать с 5класса. Мною применяется следующий алгоритм работы по формированию различных компетенций на уроках математики:
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Сущность заданий
Примечания
Формулировка детьми вопросов по изучаемой теме, начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», оценивается самый лучший вопрос.
Используется жизненный опыт ребенка, помочь ему самостоятельно сформулировать цель.
Используется на начальных этапах изучения новой темы.
Ни один вопрос не остается без ответа.
Например: Тема урока в 5классе «Доли. Обыкновенные дроби».
Дети задают вопросы:
Что такое доли?
Дроби?
Что мы с ними будем делать?
А что это за числа?
Учитель: Ребята, а вы в жизни сталкивались с такими словами? Где они вам встречались? Например, доли. Дети: да, долька мандарина, апельсина, шоколада?
Учитель:А слово «дроби» вы где слышали?( это что дробить что-то?)
(слайды 6-7)
За 1-2 недели до урока-практикума по решению расчетных задач выдается карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники. Данные адаптируются учителем при подготовке к уроку.
Например:Используя толковый словарь, дайте различные определения математического понятия.
Детям раздаю карточки.
(слайды 8-10)
По мере необходимости.
Работа проводится при изучении новых терминов.
Задание: расскажи соседу по парте определение, правило, выслушай его ответ, правильное определение обсудите в четверке. Получи пропуск на урок, рассказав правило консультанту.
По карточке-тренажеру необходимо сдать консультанту зачет по устному счету (при выполнении задания учитывается затраченное время).
Работа в начале урока.
Например. (слайды 11-13)
Во внеурочное время.
Например: кодированные упражнения. «Сложение и вычитание десятичных дробей» (слайд 14)
В чем суть игры? Выполнив первое упражнение, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там нет – допущена ошибка. Выполнив все упражнения своего варианта, ученик подает учителю(консультанту) работу с кодированным ответом. Например: 6281. Это означает, что а-29,9; в=-36,6; g=-41,5.Таких заданий готовится столько, чтобы обеспечить работой каждого ученика и исключить списывание.
Например. «Кто быстрее?» (слайды 15-16)
КАРТОЧКА Тема: «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами».
(слайд 17) Для формирования и развития математической компетентности учащихся используются два типа задач: чисто математические и контекстные, которые принято называть задачами с практическим содержанием. Это одно из направлений компетентностного подхода – развитие прикладных умений и навыков.
(слайд 18) В качестве примера предлагаю несколько таких задач:
Игра: Ярмарка-распродажа.
Я благородный продавец: за то, что вы у меня покупаете товар - задачи, получаете 1 балл, если вы решаете правильно, ну, а если вы еще и проговариваете свое решение, то получаете дополнительный балл.
Дети могут сами выступать в роли продавца, придумав свои задачи. Можно дать задание на дом: ПРИДУМАТЬ ЗАДАЧИ с помощью РОДИТЕЛЕЙ (сильные учащиеся могут сами ).
В 6 классе можно: детей рассадить на группы (сильный, средний, слабый). Мой товар - примеры. Если решаете правильно и при этом проговариваете правило которым пользовались, то получаете доп. Балл.
Например (слайд 19)
Еще одно направление формирования математической компетентности – развитие вычислительных умений и навыков, которые формируются у детей с начальной школы. Считаю необходимым формирование прочных вычислительных умений учащегося. Хорошо считающий ученик, как опытный водитель, не тратит времени впустую, правильно реагирует на ситуацию, поэтому на каждом уроке (с 5 класса) провожу устный счет, использую , например, методику Зайцева, которая предлагает каждый урок начинать с развития вычислительных навыков, чередуя письменные и устные вычисления. ЦЕЛЬ этой методики: выделение эффективных способов по отработке вычислительных навыков у обучающихся 5-го класса. (слайд 20)
Письменные задания содержат 4 числовых выражения на умножение двухзначных чисел на двузначные, при этом в записи умножения в столбик в каждой строчке все цифры от 2 до 9 должны быть использованы только один раз так, чтобы цифры в одном числовом выражении не повторялись, например
57 64 28 93
*36 *72 *95 *48
Учитель пишет на доске и одновременно диктует учащимся выражения, по команде учителя учащиеся начинают их решать. Время для решения 2-1 минуты. По команде учителя учащиеся одновременно оканчивают вычисление. За это время учащийся может вычислить 40 цифр (в каждом примере первое неполное произведение содержит максимально 3 цифры, второе—3 цифры, полное произведение —4 цифры; итого 10 цифр.
В течение учебного года, используя данную методику, учитель периодически может проверять скорость вычислений учащихся, (т. е. сколько цифр они высчитывают за 1 минуту, не считая цифр, используемых при записи примера) и проводить мониторинг вычислительных навыков учащихся. При этом необходимо доводить результаты мониторинга до сведения учащихся, чтобы они видели повышение скорости своих вычислительных навыков. Эффективность этой работы возрастает при использовании само и взаимопроверки. Эти задания можно использовать как при работе со всем классом, так и для индивидуальных заданий. Оценивается уровень владения вычислительными навыками следующим образом: отметка «3» выставляется, если учащийся за 1 минуту высчитывает от 20 до 29 цифр; отметка «4» — от 30 до 39 цифр; отметка «5» — 40 цифр.
Используя эту методику можно выстраивать индивидуальную траекторию для ликвидации пробелов знаний.
Устный счет можно проводить и в форме игры, для того, чтобы ребенок поверил в собственные силы, и мотивировать его на учебу.
Например (слайды 21-23)
(слайд 24) Реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.