Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО Тема : «Игровые технологии на уроках математики».»
Выступление на МО
Тема : «Игровые технологии на уроках математики».
Учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Закора Натальи Владимировны
Г.Смоленск
Тема: «Игровые технологии на уроках математики».
В докладе представлено теоретическое содержание, включающее способы организации разнообразных игр на уроках математики, требования к проведению игр на уроке, классификацию игр в зависимости от игровой цели, виды дидактических игр.
Я использую игровые моменты на уроках математики и хочу поделиться своим опытом при обобщении, закреплении, повторении различных тем и вопросов. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их обучения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра–творчество, игра–труд. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в игру, прилагая все усилия. Отыскание новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, стало основной проблемой, которую я ставила перед собой, работая над данной темой. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Немаловажная роль здесь отводится играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения обучающийся получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры. При работе над темой я ставила перед собой задачи, отвечающие потребностям преподавателя при организации игровой деятельности на уроке: создание банка разных видов игр по математике для использования в учебном процессе, на примере которых можно было бы создавать подобные игры по различным темам курса математики в разных группах; обучение самостоятельному приобретению знаний в процессе игры; самостоятельная разработка и изготовление математических игр. В данной статье представлено теоретическое содержание, включающее способы организации разнообразных игр для уроков математики, требования к проведению игр на уроке, классификацию игр в зависимости от игровой цели, виды дидактических игр. Представлен дидактический материал, включающий разработки игр для применения их на уроках математики с подробным описанием правил организации и проведения. Это дает возможность, любому преподавателю, использовать новые методы преподавания и нетрадиционные формы уроков, возможность самим создавать дидактические игры и научить этому обучающихся.
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, и я научусь.
Древнекитайская мудрость. Актуальность темы.
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания, как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в профессиональных средних учебных заведениях является применение игровых технологий в процессе преподавания изучаемых дисциплин.
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем в преподавании является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению предмета.
- Грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).
- Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях.
- Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что: - игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса; - в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности; - в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира; - игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки; - игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением; - включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала; - разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету; - игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Таким образом, нас всё больше интересуют технологии обучения, формирующие активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении, развивающую общеучебные навыки: исследовательские, самооценочные, рефлексивные. Одной из таких технологий является игровая.
Преимущества использования на занятиях игровых форм обучения состоят в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с увлечением. Вместе с тем обучающиеся всегда с желанием, интересом принимают предложение педагога: “Поиграть на уроке”.
Теоретическое обоснование технологии. Игра - это особая сфера человеческой активности, это первый шаг ребёнка в культуру, это возможность раскрыться порой ещё не реализованным способностям и задаткам личности. Любой человек, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.
По определению Г.К.Селевко, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).
Коммуникативную: освоение диалектики общения.
Самореализации в игре как в полигоне человеческой практики.
Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.
Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.
Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей.
Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Назначение игр на уроках математики – развитие познавательных процессов у обучающихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках. Характерным для каждой игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о числе или в целом о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом игры является игровое действие. Внимание обучающегося направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу.
Игровые формы обучения. Игровое обучение – процесс мало предсказуемый и плохо управляемый. На его течение влияет такое количество факторов, подсчитать которые и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто. Сама теория игрового обучения похожа на попытку объять необъятное, классифицировать то, что с трудом поддается разумному описанию: харизму и интуицию модератора, динамику взаимоотношений обучаемых, неожиданные повороты их поведения и творческие озарения. Однако, систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности. Одним из приоритетов современной системы образования становится достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей обучающихсяи студентов,т.е. применение полученных знаний на практике. Особую роль в преподавании дисциплин в средних специальных учебных заведениях играют такие формы, как ролевые игры, исследование конкретных случаев, проекты, исследование на предприятиях, сценарии, деловые игры и т. д. Рассмотрим описание некоторых форм действий игровой деятельности, возможных для применения на занятиях в среднем специальном учебном заведении.
Изучение конкретного случая.Основная структура метода основывается на том, что обучающиеся и студенты сталкиваются со случаем из практики или же из собственной жизни. Они обсуждают какой-то конкретный случай, ищут альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают его, а потом сравнивают с тем решением, которое было принято на практике.
Имитационные игры. Имитационная игра как метод нашла свое применение в многочисленных стратегиях обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят ролевые, конфликтные, деловые игры, игры для принятия решений, компьютерные имитации на базе деловой игры и т. д. Имитационные игры сочетают такие элементы, как соревнование, кооперация, правила, отражающие характерные черты действительности. Особое значение в обучении имеют деловые и ролевые игры.
Ролевая игра как метод обучения дает возможность преподавателю оформить учебный процесс в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества, а обучающимся и студентам – открыть разные социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь серьезных санкций в случае неправильного поведения.
Деловые игры. Основой любой деловой игры является процесс имитации реальных ситуаций во время ее проведения. Деловая игра состоит из двух компонентов: модели игры и собственно игры. Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает базу для игры, которая предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели.
Метод направляющего текста. Направляющие тексты можно рассматривать как центральный метод обучения, который выполняет в рамках комплексных учебных задач направляющую и структурирующую учебный процесс функцию. Метод направляющего текста, как правило, является составной частью процесса обучения, предполагающего шесть фаз: информацию, планирование, принятие решения, выполнение, контроль, оценку. Направляющие тексты представляют собой обычно письменно зафиксированные инструкции для самостоятельного управления учебным процессом. В рамках своих функций – управления и структурирования – направляющие тексты дают информацию о содержании и целях процесса обучения, а также о дополнительных источниках информации для обработки заданной проблемы.
Проектный метод. Метод проектов для преподавателя – это альтернатива урочной системе, дополняющий ее и расширяющий границы творческой работы. Для обучающихся и студентов – это учебное дидактическое средство активизации познавательной деятельности, средство развития таких качеств, как самостоятельность, умение принимать решения и отвечать за последствия. Обучающийся и студент вовлекается в активный познавательный процесс, что позволяет ему осваивать новые способы человеческой деятельности, находить иные мотивы к учебе.
Исследование на предприятии. Следует отличать исследование на предприятиях от посещения предприятий, где обучающиеся и студенты получают общее представление об их деятельности. Обычно посещение не является интегрированной частью концепции обучения, а проводится более или менее случайно как разовое мероприятие, без предварительной подготовки и последующего подведения итогов. Обучающиеся и студенты заранее получают конкретные задачи для исследования. Полученная во время исследования информация обсуждается и используется на последующих занятиях. Таким образом, игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.
Игровые технологии.
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении.
Я использую их на разных этапах урока. Свое знакомство с группой начинаю с игры «Покажи свои знания», которая построена по принципу телепередачи «Своя игра». Обыкновенный опрос не вызывает должного интереса, кроме того, ребята еще чувствуют себя скованно, неохотно идут на контакт, и поэтому приходиться очень долго к ним присматриваться, чтобы выявить способности каждого. Наблюдения же во время игры помогают быстро сориентироваться и направить работу в нужно русло. Ценность игры заключается еще и в том, что ребята обогащаются новыми знаниями с помощью вопросов из истории математики, повторяют пройденный школьный курс, самостоятельно выполняют задания, стараются быть предельно внимательными. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», используются игры во время устного счёта:
- конкурс на лучшего счётчика, - кодированные упражнения, - графические диктанты, - математический лабиринт, - магические квадраты, - кроссворды, - ребусы, - математическая окрошка, - головоломки и др.
В дальнейшем игры использую на различных этапах урока.
В процессе усвоения и закрепления новых знаний использую игру «Диалог», направленную на повышение активности обучающихся. Идея игры состоит в том, что после объявления задания, создаю проблемную ситуацию. По правилам игры каждая команда должна задать минимум вопросов с тем, чтобы получить максимум информации. В данной игре я как бы не желаю выдавать информацию, а ребята умело, поставленными вопросами, вынуждают меня к этому. И если в таком диалоге у них наступает «озарение», значит задача по развитию творческого мышления выполнена. При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения.
Игровые занятия провожу чаще всего на повторительно-обобщающих уроках при контроле знаний.
Дидактическая игра является средством умственного развития, т.к. активизирует различные умственные процессы. Чтобы понять замысел и усвоить правила, нужно внимательно выслушать и осмыслить объяснения преподавателя. Практика показывает, предлагая обучающемуся дидактическую игру, необходимо, чтобы ее правила были точно сформулированными, а математическое содержание - доступно пониманию. В отличие от коллективных игр, которые занимают в большинстве своем весь урок, дидактические игры используются лишь на отдельных этапах урока, выступая в роли игровых моментов. В моей педагогической копилке имеются следующие дидактические игры:математическое лото, математические лабиринты.
Мониторинг показывает, что применение игр, игровых ситуаций повышает качество знаний и интерес к предмету, позволяя лучше усваивать сложный материал. К тому же, выше перечисленные игры имеют здоровье формирующую направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность обучающихся на уроке.
Игровые ситуации на уроках математики.
При организации математических игр необходимо придерживаться следующих положений:
-Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, доступными для понимания младшими школьниками. Если материал посилен только отдельным ученикам, а остальные либо не понимают правила, либо слабо разбираются в содержании математической или логической стороны игры, то она не вызовет интереса детей и будет проводиться только формально.
Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она вызывает слишком бурную реакцию у ребят, но не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной деятельности, не развивает математическую зоркость их и внимание.
При проведении игры, связанной с соревнованием команд, должен быть обеспечен контроль над её результатами со стороны всего коллектива присутствующих учеников. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.
Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из них станет активным их участником. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
Игровой характер материала по математике должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети будут во всем видеть только игру.
На уроках математики игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается умственная задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Тогда они будут содействовать не только формированию логического мышления младших школьников, но и правильной, четкой, краткой речи.
В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание. Игру не следует обрывать незавершенной. Только при этих условиях она оставит след в сознании ребят.
Дидактические игры
- Простейшие представления;
- Числа в пределах 10;
-Табличное сложение и вычитание;
- Полные десятки. Сто.
Основная задача занимательного материала, используемого на уроках математике, состоит в том, чтобы помочь детям в усвоении основных вопросов программы.
Простейшие представления.
При изучении тем данного блока у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
- Последовательность ряда однозначных чисел;
- Название геометрических фигур.
Дети должны уметь распознавать геометрические фигуры по форме и размеру, количеству и пространственному расположению.
На данном этапе использовались следующие игры.
Дидактическая игра "Чудесный мешочек".
Дидактическая цель: обобщение знаний о геометрических фигурах.
Средства обучения: Мешок из непрозрачной ткани 30*40 см, геометрические фигуры из плотного картона.
Содержание игры: В мешочек из непрозрачной ткани кладутся различные геометрические фигуры. Дети достают по одной фигуре. Есть два варианта: более простой - ребенок достает и называет предмет. И второй, более сложный - ребенок на ощупь должен угадать: "Что в мешочке?"
Дидактическая игра "Поймай рыбку".
Дидактическая цель: обобщение знаний о геометрических фигурах.
Средства обучения: Рыбки в виде различных геометрических фигур.
Содержание игры: На доску выващиваются рыбки в виде различных геометрических фигур. Каждый ряд должен собрать определённый вид рыбок. Дети выходят по очереди к доске и выбирают нужную фигуру.
Побеждает тот ряд, который соберёт своих рыбок быстрее и правильнее.
Дидактическая игра "Живой уголок".
Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, знакомство с понятиями “больше”, “меньше”. Средства обучения: карточки с животными и кормом.
Содержание игры: учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых)». При помощи составления пар проводится сравнение. Аналогично можно проводить игры на уменьшение количества предметов.
Дидактическая игра "Собирай - ка".
Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, обобщение знаний о геометрических фигурах.
Средства обучения: различные по размеругеометрические фигуры из плотного картона.
Содержание игры: Из набора геометрических фигур составляются различные предметы под руководством учителя или самостоятельно.
Например, дом. Учитель предлагает ученикам положить на середину листа большой квадрат, сверху на квадрат - подходящий по размеру треугольник. С правой стороны треугольника прикрепить маленький прямоугольник. В правый верхний угол выкладывается круг и т. д. Выбор предметов не ограничивается. Это могут быть и животные, техника и многое другое.
Дидактическая игра "Собери робота".
Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, обобщение знаний о геометрических фигурах.
Средства обучения: корзина, различные по размеругеометрические фигуры из плотного картона.
Содержание игры: участники команд по очереди берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?
Числа в пределах 10.
При изучении тем этого блока у детей должны быть сформированы следующие знания:
- Последовательность ряда однозначных чисел;
- Знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием;
- Знаки сравнения ();
-Название выражений, связанных со сложением и вычитанием.
- Переместительное свойство сложения;
Первоклассники должны к концу года уметь:
- Читать, записывать и сравнивать однозначные числа;
- Составлять, читать, записывать и находить значение простейших числовых выражений;
-Измерять длину отрезка с помощью линейки;
-Построить отрезок заданной длины.
При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка», используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применять следующие игры.
Дидактическая игра "Хлопки".
Дидактическая цель: формирование умения соотносить количество предметов с нужной цифрой.
Средства обучения: карточки с рисунками. Содержание игры: учитель на доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задаёт ритм хлопков).
Дидактическая игра "Лучший счётчик".
Дидактическая цель: формирование умения соотносить количество предметов с нужной цифрой, сравнивать группы предметов.
Средства обучения: карточки с рисунками и цифрами.
Содержание игры: учитель на доске по секторам размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.
Дидактическая игра"По порядку номеров".
Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.
Средства обучения: карточки с цифрами. Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.
Дидактическая игра "Составим поезд".
Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них исполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, играя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”. На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
Дидактическая игра "Украсим ёлку игрушками".
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся, рисунки игрушек с цифрами.
Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке - звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.
Дидактическая игра "Числа, бегущие навстречу друг другу".
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 + 10 = 10 10 + 0 = 10 1 + 9 = 10 9 + 1 =10 Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10”.
Дидактическая игра"Слушай и считай".
Дидактическая цель: закрепление знаний о составе чисел первого десятка.
Средства обучения: карточки с цифрами.
Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов. Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.
Дидактическая игра "Войди в ворота".
Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.
Средства обучения: карточки с цифрами.
Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами. В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.
Дидактическая игра "Контролёры".
Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например, 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков. Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.
Дидактическая игра "В гости к Белоснежке".
Дидактическая цель: закрепить умение измерять отрезки при помощи линейки, знание состава чисел в пределах десяти.
Средства обучения: картинки с Белоснежкой , гномиками. Отрезки разной длины из картона.
Содержание игры: на доске вывешивается картинка с Белоснежкой, каждый ряд получает картинку с гномом. На каждую парту выдается два отрезка из картона : 1 ряд – 3см и 4см; 2 ряд – 6см и 2см; 3 ряд – 5см и 4см. Детям предлагается измерить длину своего отрезка и проверить измерения соседа. Затем вычисляется сумма длин отрезков и узнаётся путь гномика к Белоснежке. Выясняют, чей гномик добрался быстрее и почему, путём сравнения чисел.
В связи с компьютеризацией в современной школе становится возможным использование на уроках математики ИКТ. В данном пособии в приложении № 1 представлено несколько слайдов используемых при изучении блока «Числа в пределах 10».
Табличное сложение и вычитание.
При изучении тем данного блока у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
- Таблицу сложения в пределах 10;
- Свойство 0 и 1 при сложении и вычитании.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять действия вычитания с использованием таблицы сложения в пределах 10;
- Решать простые задачи на сложения и вычитания;
- Составлять, читать, записывать и находить значения простейших числовых и буквенных выражений;
- Выполнять действия сложения и вычитания с использованием свойств 0 и 1.
Дидактическая игра " Угадай число".
Дидактическая цель: подготовить к изучению буквенных выражений.
Средства обучения: карточки с примерами и цифрами.
Содержание игры: на доске или на карточках учитель даёт примеры с пропущенными числами (вместо числа - окошко). Ученики показывают нужную цифру или вписывают её в карточки.
Дидактическая игра "Число потерялось".
Дидактическая цель: закрепить умение находить значения простейших числовых и буквенных выражений.
Средства обучения: карточки с буквенными выражениями и цифрами.
Содержание игры: на доске или на карточках детям предлагаются буквенные выражения. Первоклассники объясняют разницу между буквенным и числовым выражением. Ученики заменяют буквы подходящими цифрами.
Дидактическая игра "Кто быстрее?".
Дидактическая цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10.
Средства обучения: карточки с цифрами.
Содержание игры: на доске записаны числовые выражения в три столбика. Учащиеся с каждого ряда по очереди выходят к доске и находят значения выражений. Остальные ученики контролируют правильность ответов. Побеждает ряд , который правильно и быстро выполнил вычисления.
Дидактическая игра "Живые примеры".
Дидактическая цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10, закрепить знание терминов связанных со сложением и вычитанием.
Средства обучения: карточки с цифрами и знаками.
Содержание игры: учитель предлагает: « Увеличьте число 7 на 3.» Учащиеся с помощью карточек составляют и находят значение выражения. Для поверки к доске приглашаются несколько человек, в руках у которых карточки с нужными цифрами и знаками. Они составляют выражение с ответом. После этого ученик с цифрой называет, каким компонентом является его число в выражении.
Дидактическая игра "Будь внимательным".
Дидактическая цель: закрепить умение решать простые задачи на сложение и вычитание, развивать внимание.
Содержание игры: Учитель предлагает ученикам решить задачи в стихах. ( Приложение №1).
Полные десятки. Сто.
При изучении тем этого блока у учеников должны быть сформированы следующие умения:
- Читать, записывать и сравнивать полные десятки;
- Выполнять действия сложения и вычитания десятков;
-Решать простейшие уравнения способом подбора.
Дидактическая игра "Спор цифр".
Дидактическая цель: познакомить учащихся с записью полных десятков. Повторить свойство нуля при сложении и вычитании.
Содержание игры: Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит. - Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка. - Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры. - Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай! Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой). - Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! – Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50) Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала. - Я увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5–5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить. Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой. - Я больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица. Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала: - Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19) - Я десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь? Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79). - Я семь десятков, 70, понимаешь? Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась… Учитель спрашивает: - Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать? - Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки. Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше. В этой игре дети усваивают зависимость значения цифры от занимаемого его места.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа. Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра “Молчанка”.
Дидактическая игра "Молчанка".
Дидактическая цель: закрепить умение читать и записывать полные десятки.
Средства обучения: абак, карточки с разрезными цифрами.
Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках полные десятки , а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.
Средства обучения: картинки с птицами и клеткой, деревом, карточки с цифрами.
Содержание игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 0 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.
Дидактическая игра "Найди цифру".
Дидактическая цель: закрепить знания последовательности полных десятков.
Средства обучение: карточки с числами: 10, 20, 30, 40,50,60, 70, 80, 90, 100 .
Содержание игры: на доске два плаката, где в беспорядке прикреплены числа от 10 до 100. Участники команд по очереди снимают числа по порядку и составляют из них ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд.
Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к математике, что очень важно.
В заключении можно сделать вывод, что использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету.