kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на МО Тема : «Игровые технологии на уроках математики».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы по игровым технологиям на уроках в начальных классах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО Тема : «Игровые технологии на уроках математики».»









Выступление на МО

Тема : «Игровые технологии на уроках математики».








Учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Закора Натальи Владимировны




















Г.Смоленск



Тема: «Игровые технологии на уроках математики».

В докладе представлено теоретическое содержание, включающее способы организации разнообразных игр на уроках математики, требования к проведению игр на уроке, классификацию игр в зависимости от игровой цели, виды дидактических игр.


Содержание 

Пояснительная записка. 
Актуальность темы.
Теоретическое обоснование технологии.

Игровые формы обучения.


Игровые технологии на уроках математики.

Игровые ситуации.

Используемая литература.

Пояснительная записка 

Я использую игровые моменты на уроках математики и хочу поделиться своим опытом при обобщении, закреплении, повторении различных тем и вопросов. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их обучения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра–творчество, игра–труд. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в игру, прилагая все усилия. Отыскание новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, стало основной проблемой, которую я ставила перед собой, работая над данной темой. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. 
Немаловажная роль здесь отводится играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения обучающийся получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры. 
При работе над темой я ставила перед собой задачи, отвечающие потребностям преподавателя при организации игровой деятельности на уроке:  создание банка разных видов игр по математике для использования в учебном процессе, на примере которых можно было бы создавать подобные игры по различным темам курса математики в разных группах; обучение самостоятельному приобретению знаний в процессе игры; 
самостоятельная разработка и изготовление математических игр. 
В данной статье представлено теоретическое содержание, включающее способы организации разнообразных игр для уроков математики, требования к проведению игр на уроке, классификацию игр в зависимости от игровой цели, виды дидактических игр. Представлен дидактический материал, включающий разработки игр для применения их на уроках математики с подробным описанием правил организации и проведения. Это дает возможность, любому преподавателю, использовать новые методы преподавания и нетрадиционные формы уроков, возможность самим создавать дидактические игры и научить этому обучающихся. 

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь.

Древнекитайская мудрость.
Актуальность темы.

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания, как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в профессиональных средних учебных заведениях является применение игровых технологий в процессе преподавания изучаемых дисциплин.

Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем в преподавании является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению предмета.

- Грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).

- Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях.

- Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что: 
- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса; 
- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности; 
- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира; 
- игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки; 
- игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением; 
- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала; 
- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету; 
- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. 
Таким образом, нас всё больше интересуют технологии обучения, формирующие активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении, развивающую общеучебные навыки: исследовательские, самооценочные, рефлексивные. Одной из таких технологий является игровая.

Преимущества использования на занятиях игровых форм обучения состоят в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с увлечением. Вместе с тем обучающиеся всегда с желанием, интересом принимают предложение педагога: “Поиграть на уроке”.

Теоретическое обоснование технологии.
Игра - это особая сфера человеческой активности, это первый шаг ребёнка в культуру, это возможность раскрыться порой ещё не реализованным способностям и задаткам личности. Любой человек, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.

По определению Г.К.Селевко, игра это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:


  1. Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).


  2. Коммуникативную: освоение диалектики общения.


  3. Самореализации в игре как в полигоне человеческой практики.


  4. Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.


  5. Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.


  6. Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.


  7. Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей.


  8. Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.


Назначение игр на уроках математики – развитие познавательных процессов у обучающихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках. 
Характерным для каждой игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о числе или в целом о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. 
С другой стороны, неотъемлемым элементом игры является игровое действие. Внимание обучающегося направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. 


Игровые формы обучения.
Игровое обучение – процесс мало предсказуемый и плохо управляемый. На его течение влияет такое количество факторов, подсчитать которые и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто. Сама теория игрового обучения похожа на попытку объять необъятное, классифицировать то, что с трудом поддается разумному описанию: харизму и интуицию модератора, динамику взаимоотношений обучаемых, неожиданные повороты их поведения и творческие озарения. Однако, систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности. Одним из приоритетов современной системы образования становится достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей обучающихся и студентов, т.е. применение полученных знаний на практике. Особую роль в преподавании дисциплин в средних специальных учебных заведениях играют такие формы, как ролевые игры, исследование конкретных случаев, проекты, исследование на предприятиях, сценарии, деловые игры и т. д. Рассмотрим описание некоторых форм действий игровой деятельности, возможных для применения на занятиях в среднем специальном учебном заведении.

Изучение конкретного случая. Основная структура метода основывается на том, что обучающиеся и студенты сталкиваются со случаем из практики или же из собственной жизни. Они обсуждают какой-то конкретный случай, ищут альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают его, а потом сравнивают с тем решением, которое было принято на практике.

Имитационные игры. Имитационная игра как метод нашла свое применение в многочисленных стратегиях обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят ролевые, конфликтные, деловые игры, игры для принятия решений, компьютерные имитации на базе деловой игры и т. д. Имитационные игры сочетают такие элементы, как соревнование, кооперация, правила, отражающие характерные черты действительности. Особое значение в обучении имеют деловые и ролевые игры.

Ролевая игра как метод обучения дает возможность преподавателю оформить учебный процесс в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества, а обучающимся и студентам – открыть разные социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь серьезных санкций в случае неправильного поведения.

Деловые игры. Основой любой деловой игры является процесс имитации реальных ситуаций во время ее проведения. Деловая игра состоит из двух компонентов: модели игры и собственно игры. Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает базу для игры, которая предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели.

Метод направляющего текста. Направляющие тексты можно рассматривать как центральный метод обучения, который выполняет в рамках комплексных учебных задач направляющую и структурирующую учебный процесс функцию. Метод направляющего текста, как правило, является составной частью процесса обучения, предполагающего шесть фаз: информацию, планирование, принятие решения, выполнение, контроль, оценку. Направляющие тексты представляют собой обычно письменно зафиксированные инструкции для самостоятельного управления учебным процессом. В рамках своих функций – управления и структурирования – направляющие тексты дают информацию о содержании и целях процесса обучения, а также о дополнительных источниках информации для обработки заданной проблемы.

Проектный метод. Метод проектов для преподавателя – это альтернатива урочной системе, дополняющий ее и расширяющий границы творческой работы. Для обучающихся и студентов – это учебное дидактическое средство активизации познавательной деятельности, средство развития таких качеств, как самостоятельность, умение принимать решения и отвечать за последствия. Обучающийся и студент вовлекается в активный познавательный процесс, что позволяет ему осваивать новые способы человеческой деятельности, находить иные мотивы к учебе.

Исследование на предприятии. Следует отличать исследование на предприятиях от посещения предприятий, где обучающиеся и студенты получают общее представление об их деятельности. Обычно посещение не является интегрированной частью концепции обучения, а проводится более или менее случайно как разовое мероприятие, без предварительной подготовки и последующего подведения итогов. Обучающиеся и студенты заранее получают конкретные задачи для исследования. Полученная во время исследования информация обсуждается и используется на последующих занятиях. Таким образом, игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Игровые технологии.

 Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении.

Я использую их на разных этапах урока. Свое знакомство с группой начинаю с игры «Покажи свои знания», которая построена по принципу телепередачи «Своя игра». Обыкновенный опрос не вызывает должного интереса, кроме того, ребята еще чувствуют себя скованно, неохотно идут на контакт, и поэтому приходиться очень долго к ним присматриваться, чтобы выявить способности каждого. Наблюдения же во время игры помогают быстро сориентироваться и направить работу в нужно русло. Ценность игры заключается еще и в том, что ребята обогащаются новыми знаниями с помощью вопросов из истории математики, повторяют пройденный школьный курс, самостоятельно выполняют задания, стараются быть предельно внимательными. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», используются игры во время устного счёта:

- конкурс на лучшего счётчика,
- кодированные упражнения,
- графические диктанты, 
- математический лабиринт,
- магические квадраты,
- кроссворды,
- ребусы,
- математическая окрошка,
- головоломки и др.

В дальнейшем игры использую на различных этапах урока.

В процессе усвоения и закрепления новых знаний использую игру «Диалог»,
направленную на повышение активности обучающихся. Идея игры состоит в том, что после объявления задания, создаю проблемную ситуацию. По правилам игры каждая команда должна задать минимум вопросов с тем, чтобы получить максимум информации. В данной игре я как бы не желаю выдавать информацию, а ребята умело, поставленными вопросами, вынуждают меня к этому. И если в таком диалоге у них наступает «озарение», значит задача по развитию творческого мышления выполнена. При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения.

Игровые занятия провожу чаще всего на повторительно-обобщающих уроках при контроле знаний.

Дидактическая игра является средством умственного развития, т.к. активизирует различные умственные процессы. Чтобы понять замысел и усвоить правила, нужно внимательно выслушать и осмыслить объяснения преподавателя. Практика показывает, предлагая обучающемуся дидактическую игру, необходимо, чтобы ее правила были точно сформулированными, а математическое содержание - доступно пониманию. В отличие от коллективных игр, которые занимают в большинстве своем весь урок, дидактические игры используются лишь на отдельных этапах урока, выступая в роли игровых моментов. В моей педагогической копилке имеются следующие дидактические игры: математическое лото, математические лабиринты.

Мониторинг показывает, что применение игр, игровых ситуаций повышает качество знаний и интерес к предмету, позволяя лучше усваивать сложный материал. К тому же, выше перечисленные игры имеют здоровье формирующую направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность обучающихся на уроке.


Игровые ситуации на уроках математики.

При организации математических игр необходимо придерживаться следующих положений:


-Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, доступными для понимания младшими школьниками. Если материал посилен только отдельным ученикам, а остальные либо не понимают правила, либо слабо разбираются в содержании математической или логической стороны игры, то она не вызовет интереса детей и будет проводиться только формально.

  • Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она вызывает слишком бурную реакцию у ребят, но не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной деятельности, не развивает математическую зоркость их и внимание.

  • При проведении игры, связанной с соревнованием команд, должен быть обеспечен контроль над её результатами со стороны всего коллектива присутствующих учеников. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.

  • Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из них станет активным их участником. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

  • Игровой характер материала по математике должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети будут во всем видеть только игру.

  • На уроках математики игры имеют познавательное значение, поэтому в них  на первый план выдвигается умственная задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Тогда они будут содействовать не только формированию логического мышления младших школьников, но и правильной, четкой, краткой речи.

  • В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание. Игру не следует обрывать незавершенной. Только при этих условиях она оставит след в сознании ребят.

Дидактические игры

- Простейшие представления;

- Числа в пределах 10;

-Табличное сложение и вычитание;

- Полные десятки. Сто.

Основная задача занимательного материала, используемого на уроках математике, состоит в том, чтобы помочь детям в усвоении основных вопросов программы.


Простейшие представления.

При изучении тем данного блока у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

- Последовательность ряда однозначных чисел;

- Название геометрических фигур.

Дети должны уметь распознавать геометрические фигуры по форме и размеру, количеству и пространственному расположению.

На данном этапе использовались следующие игры.

Дидактическая игра "Чудесный мешочек".

Дидактическая цель: обобщение знаний о геометрических фигурах.

Средства обучения: Мешок из непрозрачной ткани 30*40 см, геометрические фигуры из плотного картона.

Содержание игры: В мешочек из непрозрачной ткани кладутся различные геометрические фигуры. Дети достают по одной фигуре. Есть два варианта: более простой - ребенок достает и называет предмет. И второй, более сложный - ребенок на ощупь должен угадать: "Что в мешочке?"



Дидактическая игра "Поймай рыбку".



Дидактическая цель: обобщение знаний о геометрических фигурах.


Средства обучения: Рыбки в виде различных геометрических фигур.

Содержание игры: На доску выващиваются рыбки в виде различных геометрических фигур. Каждый ряд должен собрать определённый вид рыбок. Дети выходят по очереди к доске и выбирают нужную фигуру.

Побеждает тот ряд, который соберёт своих рыбок быстрее и правильнее.



Дидактическая игра "Живой уголок".


Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, знакомство с понятиями “больше”, “меньше”.
Средства обучения: карточки с животными и кормом.

Содержание игры: учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых)». При помощи составления пар проводится сравнение. Аналогично можно проводить игры на уменьшение количества предметов.



Дидактическая игра "Собирай - ка".



Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, обобщение знаний о геометрических фигурах.

Средства обучения: различные по размеру геометрические фигуры из плотного картона.

Содержание игры: Из набора геометрических фигур составляются различные предметы под руководством учителя или самостоятельно.

Например, дом. Учитель предлагает ученикам положить на середину листа большой квадрат, сверху на квадрат - подходящий по размеру треугольник. С правой стороны треугольника прикрепить маленький прямоугольник. В правый верхний угол выкладывается круг и т. д. Выбор предметов не ограничивается. Это могут быть и животные, техника и многое другое.



Дидактическая игра "Собери робота".



Дидактическая цель: закрепление пространственной ориентации, обобщение знаний о геометрических фигурах.

Средства обучения: корзинаразличные по размеру геометрические фигуры из плотного картона.

Содержание игры: участники команд по очереди берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше? 


Числа в пределах 10.

При изучении тем этого блока у детей должны быть сформированы следующие знания:

- Последовательность ряда однозначных чисел;

- Знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием;

- Знаки сравнения ();

-Название выражений, связанных со сложением и вычитанием.

- Переместительное свойство сложения;

Первоклассники должны к концу года уметь:

- Читать, записывать и сравнивать однозначные числа;

- Составлять, читать, записывать и находить значение простейших числовых выражений;

-Измерять длину отрезка с помощью линейки;

-Построить отрезок заданной длины.

При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка», используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применять следующие игры.


Дидактическая игра "Хлопки".



Дидактическая цель: формирование умения соотносить количество предметов с нужной цифрой.

Средства обучения: карточки с рисунками.
Содержание игры: учитель на доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задаёт ритм хлопков).


Дидактическая игра "Лучший счётчик".

Дидактическая цель: формирование умения соотносить количество предметов с нужной цифрой, сравнивать группы предметов.

Средства обучения: карточки с рисунками и цифрами.

Содержание игры: учитель на доске по секторам размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.



Дидактическая игра "По порядку номеров".


Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.

Средства обучения: карточки с цифрами.
Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.



Дидактическая игра "Составим поезд".

Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.



Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них исполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, играя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон,  и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”. 
На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.



Дидактическая игра "Украсим ёлку игрушками".


Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.


Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся, рисунки игрушек с цифрами.


Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке  - звезда с числом 10.  Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе  сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.

Дидактическая игра "Числа, бегущие навстречу друг другу".



Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:

0  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10 
0 + 10 = 10                10 + 0 = 10 
1 +  9  = 10                   9 + 1 =10 
Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10”.

Дидактическая игра "Слушай и считай".



Дидактическая цель: закрепление знаний о составе чисел первого десятка.

Средства обучения: карточки с цифрами.

Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами  от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов. 
Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.

Дидактическая игра "Войди в ворота".



Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.

Средства обучения: карточки с цифрами.

Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами.  В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.



Дидактическая игра "Контролёры".


Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.


Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй  - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например, 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков. 
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.



Дидактическая игра "В гости к Белоснежке".



Дидактическая цель: закрепить умение измерять отрезки при помощи линейки, знание состава чисел в пределах десяти.

Средства обучения: картинки с Белоснежкой , гномиками. Отрезки разной длины из картона.

Содержание игры: на доске вывешивается картинка с Белоснежкой, каждый ряд получает картинку с гномом. На каждую парту выдается два отрезка из картона : 1 ряд – 3см и 4см; 2 ряд – 6см и 2см; 3 ряд – 5см и 4см. Детям предлагается измерить длину своего отрезка и проверить измерения соседа. Затем вычисляется сумма длин отрезков и узнаётся путь гномика к Белоснежке. Выясняют, чей гномик добрался быстрее и почему, путём сравнения чисел.

В связи с компьютеризацией в современной школе становится возможным использование на уроках математики ИКТ. В данном пособии в приложении № 1 представлено несколько слайдов используемых при изучении блока «Числа в пределах 10».


Табличное сложение и вычитание.

При изучении тем данного блока у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

- Таблицу сложения в пределах 10;

- Свойство 0 и 1 при сложении и вычитании.

Учащиеся должны уметь:

- Выполнять действия вычитания с использованием таблицы сложения в пределах 10;

- Решать простые задачи на сложения и вычитания;

- Составлять, читать, записывать и находить значения простейших числовых и буквенных выражений;

- Выполнять действия сложения и вычитания с использованием свойств 0 и 1.




Дидактическая игра " Угадай число".

Дидактическая цель: подготовить к изучению буквенных выражений.

Средства обучения: карточки с примерами и цифрами.

Содержание игры: на доске или на карточках учитель даёт примеры с пропущенными числами (вместо числа - окошко). Ученики показывают нужную цифру или вписывают её в карточки.




Дидактическая игра "Число потерялось".

Дидактическая цель: закрепить умение находить значения простейших числовых и буквенных выражений.

Средства обучения: карточки с буквенными выражениями и цифрами.

Содержание игры: на доске или на карточках детям предлагаются буквенные выражения. Первоклассники объясняют разницу между буквенным и числовым выражением. Ученики заменяют буквы подходящими цифрами.


Дидактическая игра "Кто быстрее?".

Дидактическая цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10.

Средства обучения: карточки с цифрами.

Содержание игры: на доске записаны числовые выражения в три столбика. Учащиеся с каждого ряда по очереди выходят к доске и находят значения выражений. Остальные ученики контролируют правильность ответов. Побеждает ряд , который правильно и быстро выполнил вычисления.




Дидактическая игра "Живые примеры".

Дидактическая цель: отработать вычислительные навыки при решении числовых выражений в пределах 10, закрепить знание терминов связанных со сложением и вычитанием.

Средства обучения: карточки с цифрами и знаками.

Содержание игры: учитель предлагает: « Увеличьте число 7 на 3.» Учащиеся с помощью карточек составляют и находят значение выражения. Для поверки к доске приглашаются несколько человек, в руках у которых карточки с нужными цифрами и знаками. Они составляют выражение с ответом. После этого ученик с цифрой называет, каким компонентом является его число в выражении.




Дидактическая игра "Будь внимательным".

Дидактическая цель: закрепить умение решать простые задачи на сложение и вычитание, развивать внимание.

Содержание игры: Учитель предлагает ученикам решить задачи в стихах. ( Приложение №1).




Полные десятки. Сто.

При изучении тем этого блока у учеников должны быть сформированы следующие умения:

- Читать, записывать и сравнивать полные десятки;

- Выполнять действия сложения и вычитания десятков;

-Решать простейшие уравнения способом подбора.


Дидактическая игра "Спор цифр".

Дидактическая цель: познакомить учащихся с записью полных десятков. Повторить свойство нуля при сложении и вычитании.

Содержание игры: Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит. 
               - Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка. 
               - Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры. 
- Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я  встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай! 
Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой). 
- Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! – Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50) 
Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала. 
- Я  увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5–5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить. 
Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой. 
- Я  больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица. 
Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала: 
- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19) 
- Я  десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь? 
Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79). 
- Я  семь десятков, 70, понимаешь? 
Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась…
Учитель спрашивает: 
- Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать? 
- Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки. 
Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше. 
В этой игре дети усваивают зависимость значения цифры от занимаемого его места. 

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа. 
Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра “Молчанка”.




Дидактическая игра "Молчанка".

Дидактическая цель: закрепить умение читать и записывать полные десятки.

Средства обучения: абак, карточки с разрезными цифрами.

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках полные десятки , а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.


Дидактическая игра "Освободи птичку".


Дидактическая цель: закрепить знание полных десятков.

Средства обучения: картинки с птицами и клеткой, деревом, карточки с цифрами.

Содержание игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку  из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 0 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.


Дидактическая игра "Найди цифру".

Дидактическая цель: закрепить знания последовательности полных десятков.

Средства обучение: карточки с числами: 10, 20, 30, 40,50,60, 70, 80, 90, 100 .

Содержание игры: на доске два плаката, где в беспорядке прикреплены числа от 10 до 100. Участники команд по очереди снимают числа по порядку и составляют из них ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд.


Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к математике, что очень важно.

В заключении можно сделать вывод, что использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выступление на МО Тема : «Игровые технологии на уроках математики».

Автор: Закора Наталья Владимировна

Дата: 28.10.2019

Номер свидетельства: 524500

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Внедрение проблемного обучения на уроках математики в классах 2 и 3 ступеней об учения как средство развития творческой активности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(165) "vniedrieniie-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-v-klassakh-2-i-3-stupieniei-ob-uchieniia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskoi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232141"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442758847"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок математики  по теме " Умножение десятичных дробей" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-matiematiki-po-tiemie-umnozhieniie-diesiatichnykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "109776"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405011788"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) ""Актуальность игровых технологий на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(58) "aktual_nost_ighrovykh_tiekhnologhii_na_urokakh_matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "444480"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1513319783"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по математике по теме "Доли. Обыкновенные дроби""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapomatiematikiepotiemiedoliobyknoviennyiedrobi"
    ["file_id"] => string(6) "280120"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453316070"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "«Арт-технологии, как средство развития умственных и творческих  способностей обучающихся»."
    ["seo_title"] => string(94) "arttiekhnologhiikaksriedstvorazvitiiaumstviennykhitvorchieskikhsposobnostieiobuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "269185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450779696"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1360 руб.
1940 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства