«Арт-технологии, как средство развития умственных и творческих способностей обучающихся».
«Арт-технологии, как средство развития умственных и творческих способностей обучающихся».
Тема моего выступления «Арт-технологии, как средство развития умственных и творческих способностей обучающихся».
В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы. Именно поэтому происходят изменения в подходе к теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, открывает для учителей широкую творческую возможность выбирать и моделировать учебный процесс в любом ракурсе.
В связи с этим особую важность приобретает апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.
Арт-технология построена на использовании технологий обучения человека различным видам искусства и направлена на достижение педагогических целей урока. Арт-технология — это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Она сочетает в себе разные методики, соединяя их со способами умственного образования. По сути это педагогика воспитания искусством обыкновенных учеников по самым обыкновенным общеобразовательным программам. Дети учатся, занимаясь теми или иными видами искусства — театром, живописью, танцем, музыкой — вполне легко воспринимают эти жанры, не преследуя цели стать в этой области профессионалами, сдать по мастерству экзамен. Искусство помогает осваивать жизнь, теорию, особенно сложный учебный материал и потому в обучении не является целью, а только средством познания.
Технологически арт-урок предполагает выдвижение игровой, в смысле играемой, ситуации как основы познавательного процесса. Решая поставленную познавательную задачу, учащийся полностью или частично выбирает способы выполнения своей роли в соответствии с определенными правилами игры. При этом у него остается достаточно степеней свободы, и он импровизирует, выдумывает, выбирает, догадывается, прогнозирует. Арт-урок часто идет по алгоритму «что будет, если…». При этом учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.
На сегодня четко обозначились три варианта использования искусств на уроках:
— построение всего урока на одном из видов искусств, когда по законам жанра действуют и учитель и ученики;
— включение элементов искусств как средств деятельности учителя;
— использование отдельных элементов различных жанров и видов искусств как способов организации познавательной деятельности детей.
Примеры таких уроков: театрализованный урок, урок-психодрама, заочные путешествия ,учебные игры и др.
Во время урока-психодрамы учащиеся разыгрывают сценки из собственной жизни. Сценарий может быть написан вместе с учащимися, например, о том, как они учат уроки или пишут сочинение. На таких уроках возникает критическое самопознание, коррекция личного опыта и поведения. Это своего рода психотерапия. Если в классе есть учащиеся с задержкой психического развития, то такие сценки хорошо разыгрывать с помощью кукольного театра. Спрятавшись за ширму, ребенок говорит от имени куклы, закрывшись маской и потому получает уникальную возможность выражать себя через другое «лицо».
Другой тип театрализованного урока - урок имитационного моделирования, например, развития тех или иных исторических событий, поведения литературных героев, «поведения» чисел в математике и т.д. Это и есть игровое проектирование по созданию гипотез, идей, разработок возможных вариантов протекания тех или иных процессов. Учащиеся при этом превращаются в исторических или литературных персонажей, в числа, предметы, растения, в представителей других народов, стран.
Такие уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение. Они позволяют ребятам проявить свою инициативу, творческую активность, раскрыть индивидуальные творческие способности, а также способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.
Театрализацию использую на разных уроках. В том числе и на уроках математики. Такие соединения сказочного и реального - вызывают у детей желание творчески относится к сухой теории и правилам. Любая задача на уроке решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. В итоге результат получается эффективнее, и знания гораздо прочнее.
Одной из разновидностей арт-технологии является использование техники коллажирования.
Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре;
При составлении коллажей на уроке могут понадобиться следующие материалы: бумага для основы (формата А-4, А-3, А-1); ножницы, клей, фломастеры; иллюстрации, картинки разнопланового содержания: с фигурами и лицами, сказочными героями и с обычными людьми, жизненными историями и иллюстрациями к ним, изображением природы, деловой жизни людей; также можно использовать реальные фотографии с изображением людей, собственным изображением и комбинировать их с журнальными картинками и т.д.
Коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. И даже те ученики, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Коллажирование, как и любая визуальная методика, дает возможность раскрыть потенциальные возможности ребенка, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у ребенка художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность, выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, свое понимание темы, развить художественные способности и повысить самооценку; проявить оригинальность и уникальность личности каждого участника группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Арт-технологии, как средство развития умственных и творческих способностей обучающихся».»
«Арт-технологии, как средство развития умственных и творческих
способностей обучающихся».
Тема моего выступления «Арт-технологии, как средство развития умственных и творческих способностей обучающихся».
В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы. Именно поэтому происходят изменения в подходе к теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, открывает для учителей широкую творческую возможность выбирать и моделировать учебный процесс в любом ракурсе.
В связи с этим особую важность приобретает апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.
Арт-технология построена на использовании технологий обучения человека различным видам искусства и направлена на достижение педагогических целей урока. Арт-технология — это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Она сочетает в себе разные методики, соединяя их со способами умственного образования. По сути это педагогика воспитания искусством обыкновенных учеников по самым обыкновенным общеобразовательным программам. Дети учатся, занимаясь теми или иными видами искусства — театром, живописью, танцем, музыкой — вполне легко воспринимают эти жанры, не преследуя цели стать в этой области профессионалами, сдать по мастерству экзамен. Искусство помогает осваивать жизнь, теорию, особенно сложный учебный материал и потому в обучении не является целью, а только средством познания.
Технологически арт-урок предполагает выдвижение игровой, в смысле играемой, ситуации как основы познавательного процесса. Решая поставленную познавательную задачу, учащийся полностью или частично выбирает способы выполнения своей роли в соответствии с определенными правилами игры. При этом у него остается достаточно степеней свободы, и он импровизирует, выдумывает, выбирает, догадывается, прогнозирует. Арт-урок часто идет по алгоритму «что будет, если…». При этом учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.
На сегодня четко обозначились три варианта использования искусств на уроках: — построение всего урока на одном из видов искусств, когда по законам жанра действуют и учитель и ученики; — включение элементов искусств как средств деятельности учителя; — использование отдельных элементов различных жанров и видов искусств как способов организации познавательной деятельности детей.
Примеры таких уроков: театрализованный урок, урок-психодрама, заочные путешествия ,учебные игры и др.
Во время урока-психодрамы учащиеся разыгрывают сценки из собственной жизни. Сценарий может быть написан вместе с учащимися, например, о том, как они учат уроки или пишут сочинение. На таких уроках возникает критическое самопознание, коррекция личного опыта и поведения. Это своего рода психотерапия. Если в классе есть учащиеся с задержкой психического развития, то такие сценки хорошо разыгрывать с помощью кукольного театра. Спрятавшись за ширму, ребенок говорит от имени куклы, закрывшись маской и потому получает уникальную возможность выражать себя через другое «лицо».
Другой тип театрализованного урока - урок имитационного моделирования, например, развития тех или иных исторических событий, поведения литературных героев, «поведения» чисел в математике и т.д. Это и есть игровое проектирование по созданию гипотез, идей, разработок возможных вариантов протекания тех или иных процессов. Учащиеся при этом превращаются в исторических или литературных персонажей, в числа, предметы, растения, в представителей других народов, стран.
Такие уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение. Они позволяют ребятам проявить свою инициативу, творческую активность, раскрыть индивидуальные творческие способности, а также способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.
Театрализацию использую на разных уроках. В том числе и на уроках математики. Такие соединения сказочного и реального - вызывают у детей желание творчески относится к сухой теории и правилам. Любая задача на уроке решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. В итоге результат получается эффективнее, и знания гораздо прочнее.
Одной из разновидностей арт-технологии является использование техники коллажирования.
Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре;
При составлении коллажей на уроке могут понадобиться следующие материалы: бумага для основы (формата А-4, А-3, А-1); ножницы, клей, фломастеры; иллюстрации, картинки разнопланового содержания: с фигурами и лицами, сказочными героями и с обычными людьми, жизненными историями и иллюстрациями к ним, изображением природы, деловой жизни людей; также можно использовать реальные фотографии с изображением людей, собственным изображением и комбинировать их с журнальными картинками и т.д.
Коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. И даже те ученики, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Коллажирование, как и любая визуальная методика, дает возможность раскрыть потенциальные возможности ребенка, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у ребенка художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность, выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, свое понимание темы, развить художественные способности и повысить самооценку; проявить оригинальность и уникальность личности каждого участника группы.