kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выявление и развитие способностей учащихся по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

пшпрзпщрер9еене-некн8апргшапернгнгггнгннгнгнгнгнгнн

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выявление и развитие способностей учащихся по математике»


Выявление и развитие способностей учащихся по математике


Денисова Елена Леонидовна, учитель математики МБОУ «СОШ № 12»


Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.

Система образования должна быть тем звеном, где созданы все условия для развития самостоятельного и нестандартного мышления, условия, обеспечивающие здоровый интеллектуальный климат класса, условия, формирующие творческую личность ребенка с учетом своеобразия его индивидуальности.

Большое значение имеет раннее выявление и развитие способностей с самого детства. Главная роль, конечно, в это время отводится родителям. Дома должны быть созданы наилучшие условия для развития способностей детей. Хорошая библиотека, развивающие игры, развитие моторики рук и связанная с ними умственная деятельность, все это отправные точки успешного развития ребенка. Развитие логического мышления, наблюдательности, памяти, зависит от систематических и целенаправленных занятий с ребенком. Здоровье любого ребенка тоже играет важную роль, оно является необходимым условием для физического, психического и умственного развития ребенка. Свою роль играет микроклимат семьи.

Уже в детском саду подготовка должна состоять в целенаправленном развитии ребенка, особенно познавательных способностей (памяти, мышления, речи) и воспитание таких качеств, как внимательность, наблюдательность, усидчивость, аккуратность, коллективизм. Наряду с мыслительными операциями должны формироваться практические умения и навыки: рисование простейших фигур и орнаментов в тетради, вычерчивание отрезков от руки и помощью линейки, умение вырезать фигуры по контуру, путем перегибания листа бумаги получать различные геометрические фигуры, понимать такие отношения, как «больше, меньше», « уже, шире».

Наблюдения, постоянные занятия с детьми показывают, что кто-то из детей лучше запоминает цифры, числа, понимает действия с ними, быстро устно считает, сравнивает и вообще более смекалист, логически умеет делать правильные выводы, быстро запоминает таблицу умножения, понимает принцип поразрядного сложения. Такие дети успешно усваивают программу начальных классов. Зная, что 4 класс на будущий год возьму как учитель математики, стараюсь посетить уроки, познакомиться с детьми поближе. Вопросам преемственности уделяю особое внимание, чтобы смягчить переход от младшей ступени на старшую ступень. Поддерживаю связь с учителями начальных классов постоянно, как руководитель МО и как учитель математики, всегда интересуюсь успехами детей именно по математике, за их продвижением. Чтобы добиться или почувствовать себя обладателем математических задатков, это надо много трудиться, решать большое разнообразие задач постоянно, без такого систематического труда и тренировок трудно ждать каких-то результатов.

На первом этапе развития одаренности деятельность носит репродуктивный характер. Постепенно элементы творчества в деятельности возрастают по мере общего развития ребенка и его способностей. Чем ярче и раньше выступают оригинальные творческие элементы, тем больше оснований для признания одаренности. В процессе обучения и воспитания можно создать наиболее оптимальные условия для быстрого перехода способности с одного уровня на другой, более высокий уровень развития. Для этого необходимо, во-первых, заинтересовать ребенка творческой работой. Во-вторых, научить его владеть основными способами творческого решения вопросов, в-третьих, предоставить самим школьникам возможность для проявления большей активности и самостоятельности в решении учебных и других задач.

Надо ставить проблемные вопросы, возбуждать активность и воображение учащихся, формировать метод подхода к решению поставленного вопроса. Важно обобщать способ решения задачи, для этого необходимо дать различные варианты типовой задачи и показать, что есть общего и что особенного во всех и каждой из решенных задач.

Решение задачи самостоятельно имеет большое значение, радость от решения задачи служит своеобразным стимулом к дальнейшим продвижениям, все это формирует характер, трудолюбие, обостряет творческие способности.

Способы стимулирования творческих способностей:

  • обеспечение благоприятной атмосферы;

  • доброжелательность со стороны учителя, отказ от критики в адрес ребёнка;

  • присутствие во время учебной и внеурочной деятельности моментов для развития творчества, нестандартного решения задач и логических головоломок;

  • поощрение высказывания оригинальных идей;

  • использование  личного примера творческого подхода к решению проблем.

Эффективны по выявлению и развитию способностей учащихся  следующие виды и формы организации деятельности:

1. Использование дифференциации и индивидуализации

2. Нетрадиционные формы проведения уроков

3. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности

4. Проектная деятельность 

5. Внеклассная работа, в т.ч. участие в олимпиадах, конкурсах и т. д.


  1. Использование дифференциации и индивидуализации

Одно из главных противоречий в образовании - между разнообразием интересов и способностей учащихся, с одной стороны, и единым для всех образовательным стандартом с другой, - легко устраняется, если использовать в работе идеи дифференциации и индивидуализации обучения.

В рамках классно-урочной системы организую работу с классом таким образом, что практически всегда выделяю время для индивидуальной работы с учащимися.

На уроках происходит обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности;  развитие и совершенствование умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе формировать интеллект школьника; максимально адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся.                                                                                                                                      Первая половина урока проходит традиционно: происходит организация познавательной деятельности учащихся. На уроке  это может быть работа с текстом, образцами решения задач,  алгоритмами, математическими моделями.                                                                  

 Вторая часть предполагает интеллектуально-преобразовательскую деятельность учащихся, в ходе которой они преобразовывают тот  материал, с которым познакомились на уроке. В зависимости от цели урока форма работы с учащимися может быть индивидуальной, парной, групповой, а могут присутствовать все формы, т. е. кто-то работает индивидуально, кто-то в парах, кто-то в группе, но все учащиеся работают самостоятельно в течение установленного времени.  Задания, предлагаемые учащимся, носят разноуровневый характер, как по объему, так и по степени сложности и могут быть репродуктивными, продуктивными или импровизационными, т. е. учитываются индивидуальные особенности учащихся. 

Иногда я предлагаю учащимся выбрать задания  по степени трудности и с учетом личностных особенностей, т. к. считаю, что развитие способностей наиболее эффективно, если давать ребенку возможность работать на том уровне, который доступен ему на данный момент. Интересно, что учащиеся в основном выбирают себе задания, адекватные своим способностям.

Все это позволяет варьировать обучение, создавать новые структуры уроков. Учитывается влияние индивидуальных особенностей учащихся и условий протекания их деятельности. Планируя урок, я предоставляю возможность учащимся работать в трех режимах: совместно с учителем; индивидуально; самостоятельно под его руководством.

Содержание контрольных работ должно предоставлять учащимся возможность выбора тех или иных задач, каждая из которых оценена определенным баллом или уровнем.  Нужно знать и выяснять не то,  что ученик не знает, а то, что он знает. Тогда у ученика будет вера в себя, в свои возможности, а оценка - отражать истинный уровень знаний школьника.


2. Нетрадиционные формы урока

Нетрадиционные формы урока  реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-соревнование, урок-игра, видео-урок, урок-консультация, урок-проект, урок-путешествие, урок-конференция и другие формы занятий (устный журнал, смотр знаний, зачет).

Можно сказать, что нетрадиционный урок - органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное - эффективные. Но не следует  часто проводить нетрадиционные уроки, так как они станут традиционными и уровень эффективности снизится. Да и много подготовительной работы требуется от учителя и, соответственно, времени, чего очень не хватает.


3. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

В современной школе особое значение приобретает игра, применение игровых технологий; служит сильным мотивационным фактором для развития устной и письменной речи; позволяет более успешно привлекать внимание детей и дольше его удерживать; стимулирует творческие возможности, развивает воображение; устанавливает связи между миром фантазии и реальным миром ребенка; расширяет его социальный опыт.

Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам, они выполняют множество функций в процессе развития ребенка: облегчают учебный процесс, помогают усвоить материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

На занятиях используются: дидактические, развивающие, обучающие и контролирующие игры, игровые моменты и ситуации, уроки в форме игры.

Проводим так называемые динамические паузы, физкультминутки. Динамическая пауза, замечательный вид релаксации. Он вызывает много позитивных эмоций. Обычно проводим в 5-6классах, дети выполняют небольшие упражнения, чтобы убить двух зайцев: отдохнуть, и в тоже время выполняются определенные,  связанные с темой урока задания. Например, когда называется, дробное число - хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, если называется целое число, топать ногами, если положительное число и т.д. Такие игровые задания весело и непринужденно развивают внимание у детей, умение слушать, тренируют речевую и двигательную активность, дают радостные моменты на уроках.


4.Проектная деятельность

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, творческого мышления, формирование коммуникативных компетенций. Результаты проектов должны быть наглядны, осязаемы, то есть должны быть конкретные решения, конкретные результаты. Существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад, выпуск газеты, презентация и т. д.).

В процессе работы над проектом учащиеся ставят задачи, выдвигают идеи по решению проблемы, ведут поиск и анализ информации, делают выводы, но также воплощают свои задумки, реализуют свой потенциал, показывают и развивают способность к самостоятельной деятельности. В то время как учитель является куратором, помощником самостоятельной деятельности учащихся.

В математике метод проектов можно использовать в рамках программного материала фактически по многим темам, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное — это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.

Работа над проектом приобщает ученика к самостоятельному поиску знаний, к творческому мышлению, формированию своей точки зрения и умения ее отстаивать, выдвигать гипотезы,  находить рациональные решения. Ученик учится методам исследования, видит актуальность темы. Учится планировать и осуществлять свой замысел.

Итак, метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, а поэтому - более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся ищут с интересом материал, воспринимая проектную работу с большой ответственностью. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Ученики рано  учатся работать со словарями, справочной литературой, бумажными и электронными носителями составляют сообщения, продумывают способ презентации, и, конечно, учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в  школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в будущей жизни.


5. Внеклассная работа.

Повышать интерес к математике и развивать математические способности, а тем более, раскрывать перед учащимися содержание и красоту математики можно только на основе хорошего математического содержания внеклассных мероприятий.

Кружки, факультативы, олимпиады, КВН, различные математические мероприятия, выпуск математических газет, участие в неделе математики, все это также способствует развитию математических способностей учащихся, так как для подготовки к этим мероприятиям необходимо самостоятельно ответить на поставленные вопросы, подобрать материал, задуматься над той или иной проблемой. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.



Вывод: Формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самостоятельную деятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления и формирования ее творческого потенциала.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Выявление и развитие способностей учащихся по математике

Автор: Денисова Елена Леонидовна

Дата: 26.02.2022

Номер свидетельства: 601307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Индивидуальное обучения и развитие способностей учащихся на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(91) "individual-noie-obuchieniia-i-razvitiie-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "201324"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429024828"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения на уроках технологии». "
    ["seo_title"] => string(156) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "103299"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402577526"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Рабочая программа дополнительного образования.Занимательная математика.4 класс. "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-zanimatiel-naia-matiematika-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "185099"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426147436"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа работы с одаренными детьми по математике для 5-9 классов "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-matiematikie-dlia-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "229138"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441628624"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Актуальные проблемы учителя математики при работе с одарёнными детьми (обобщение педагогического опыта)"
    ["seo_title"] => string(80) "aktualnye_problemy_uchitelia_matematiki_pri_rabote_s_odarionnymi_detmi_obobshche"
    ["file_id"] => string(6) "626016"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676742522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1810 руб.
2260 руб.
2000 руб.
2500 руб.
2110 руб.
2640 руб.
2110 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства