Открытое занятие по теме «Приемы быстрого счета»
8 класс
Мурса Елена Егоровна, учитель физии и математики
Цели урока
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
оценивать правильность выполнения действия на занятии
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные
Уметь решать примеры, используя приемы быстрого счета.
Личностные
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Задачи:
· образовательные:
формировать умения выполнять вычисления, используя приемы быстрого счета. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
· воспитательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации,
способность формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
развивающие:
Развивать метапредметные умения
Тип занятия: урок открытия новых знаний.
Образовательная технология: технология работы в группах, парах, индивидуальная работа.
Планируемый результат: учащиеся должны знать приемы быстрого счета и применять их на практике; учащиеся могут научиться использовать приемы быстрого счета при выполнении вычислительных операций, следить за цифровыми закономерностями, с целью выявления новых приемов быстрого счета..
Методы: словесный, проблемная ситуация, наглядный.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока:
Здравствуйте, свое занятие мне бы хотелось начать с картины Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет» (1895 г.) Сл. 1
- Что изображено на картине? Дети отвечают
- Что написал учитель на доске? (пишу на доске пример со слайда) Сл.2
- А как бы вы решали этот пример? Дети дают варианты решений
- Как вы думаете можно ли решить его быстрее?
- Хотите знать как?
- И как будет звучать тема нашего занятия?
Тема «Приемы быстрого счета». Сл.3
- Чем мы сегодня будем заниматься на занятии? Ответы детей
- Какие знания нам нужны, чтобы решить пример? Ответы детей
Приемов быстрого счета очень много и их авторы различны. Я вам покажу, как можно быстро решить наш пример
Напишите и решите по два примера, используя таблицу умножения на 9.
- Очень часто встречаются примеры вот такого вида. Сл4..
Умножение двузначного числа на 11.
На карточках посчитайте, как умеете, затем запишите пример с ответом в строчку и определите закономерность по цифрам.
- А теперь сформулируйте правило!!!! Формулируют сами или с помощью учителя
- Решаем в карточках по вариантам: 1 – столбиком, а 2 – приемом быстрого счета. Сл. 6 Решают
- Проверяем ответы. Заметили, что последний пример не соответствует данному правилу.
- Добавляем в правило условие по сумме цифр. Формулируют правило для особого случая.
- Закрепляем умения. Работаем в карточках по парам. Решают.
- Ещё нередко встречаются примеры следующего вида – Умножение чисел из промежутка от 10 до 20. Сл.7
- Умножьте как можете, напишите в строчку и попробуйте заметить закономерность.
- Формулируем правило!!!!!!!!!!!!!!!! Ответы детей
- Решаем, кому как проще и проверяем ответы.
Минутка отдыха Таблица умножения на какое число стирается из памяти быстрее остальных? На 9.
А вот способ быстрого счета – таблица умножения на 9, на пальцах.
- А теперь квадраты двузначных чисел, имеющих 5 единиц. Сл. 11
- Выявляем закономерность. А что для этого нужно сделать?? Сл.12-13
(озвучили закономерность)
- Закрепляем умения - решаем индивидуально. Проверяем ответы. Сл. 14
- С чего начиналось наше занятие? Упростить сложное выражение
-Решаем в группах пример до ответа. Подумайте, как распределить обязанности в ваших группах.
- Проверяем. (раскрываю секрет - последовательность Рачинского)
Рефлексия.
- Какие новые знания вы сегодня сформировали?
- На каких уроках вы можете использовать эти знания?
-Люди каких профессий смогут их использовать?
Спасибо за занятие. До свидания!!
Приложение 1
Карточка 1.
25*11=
32*11=
76*11=
_____________________________________________________________
Карточка 2.
76*11=
38*11=
73*11=
______________________________________________________________
Карточка 3.
13*15=
18*12=
19*16=
16*16=
__________________________________________________________
Карточка 4.
152=
752=
352=
_____________________________________________
Приёмы быстрого счета
(памятка)
Умножение двузначного числа на 11:
72 * 11 = 7 (7+2) 2 = 792
92 * 11= 9(9+2)2=1012
Умножение чисел от 10 до 20:
16∙18=(16+8) ∙ 10+6 ∙ 8=288
Возведение в квадрат двузначных чисел, имеющих 5 единиц:
852= (8*9)25=7225