Учебная задача как инструмент формирования математической грамотности
Учебная задача как инструмент формирования математической грамотности
Математическая грамотность является составной частью функциональной. Как инструмент формирования математической грамотности используется учебная задача.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебная задача как инструмент формирования математической грамотности»
Учебная задача как инструмент формирования математической грамотности
Автор: Волкова Ольга Михайловна
Организация: МБОУ «Гимназия № 10»
г.о. Луховицы Московская область
Современное общество испытывает потребность в людях, способных адекватно реагировать на регулярно происходящие в жизни изменения, успешно осваивающих всевозможные новшества, обладающих умением творческого и практического применения полученных знаний. ФГОС одним из условий успешной реализации образовательных программ считает формирование функциональной грамотности обучающихся. Математическая грамотность является составной частью функциональной. Как инструмент формирования математической грамотности используется учебная задача. Она воспринимается учеником как ориентир и мотивация к действию. Помочь ребенку понять учебную задачу можно путем создания проблемной ситуации, что часто используется мною на уроках. Цель выполнения учебной задачи состоит не только в отыскании конкретного решения проблемы, но и в формировании алгоритма действий для других аналогичных ситуаций. В своей работе по контролю выполнения учебных задач обучающимися я направляю их деятельность по схеме: не знаю → хочу узнать → знаю.
В практике учителя находят применение различных видов учебных задач: предметные, практико-ориентированные и ситуационные задачи. Например, при изучении темы «Решение задач на уравнивание» в 5 классе в устный счет ввожу задачу: «В двух коробках лежат 20 карандашей. Сколько карандашей в каждой коробке, если известно, что в одной из них на два карандаша больше, чем в другой?» Возникает проблема. Ребята начинают поиск решения задачи.
- Сколько всего карандашей? (20)
- Сколько коробок? (две)
- Почему нельзя сразу поделить 20 на 2? (карандашей не поровну)
- Как решить задачу?
Ребята приходят к выводу, что нужно убрать два карандаша, чтобы их количество в коробках стало равным. Затем успешно доводят решение до конца и составляют алгоритм решения таких задач (на уравнивание). По данному алгоритму ребята выполняют такие задания:
- Сумма двух чисел 96, а разность 18. Найдите эти числа.
- Сумма чисел 87, а разность 19. Найдите эти числа.
Пример работы над практико-ориентированной задачей.
Моток проволоки длиной 110 см надо разрезать на куски длиной 15 см и 10 см так, чтобы не осталось обрезков. Запишите различные числовые выражения, показывающие, как это можно сделать. После того, как ученики приведут примеры возможных решений, а именно выражения 110 = 15 ∙ 2 + 10 ∙ 8; 110 = 15 ∙ 4 + 10 ∙ 5; 110 = 15 ∙ 6 + 10 ∙ 3; ученики должны выявить особенность решения и пояснить, почему других вариантов разрезания проволоки, согласно условию задачи, не существует. (110 – круглое число, 10 – тоже круглое число, а 15 – не круглое, значит, чтобы при делении на куски не было обрезков, нужно 15 брать четное количество раз (2, 4, 6).
Ситуационная задача - это методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации. Решение ситуационных задач позволяет учащимся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией; помогает развивать умения учащихся моделировать, проектировать и конструировать; также при этом достигается дифференциация обучения, формирования компонентов содержания школьного образования.
Основные этапы работы над ситуационной задачей:
1) анализ текста задачи;
2) составление плана решения;
3) осуществление решений;
4) проверка решений.
Пример работы над ситуационной задачей под названием «Кто быстрей?».
Лариса и Антон набирают текст на компьютере. Лариса делает 660 ударов за 7 минут, а Антон – 380 ударов за 4 мин. Кто из них работает быстрее?
Проводится первичный анализ условия задачи, в ходе которого ученики выясняют, что известно (мысленно моделируют ситуацию). Затем фиксируется проблема: почему нельзя ответить на вопрос задачи сразу? (Потому что Лариса и Антон делают разное количество ударов за различные временные промежутки, что не позволяет сразу сравнить их результаты). Осуществляется переход к составлению плана решения задачи. Ученики приходят к выводу о том, что нужно узнать скорости печати девочки и мальчика, обсуждают варианты решения (Найти скорость печати Ларисы 660/7 у/мин. Найти скорость печати Антона 380/4 = 95/1 = 665/7 у/мин. Сравнить полученные результаты). Можно обсудить другой способ решения, указать на имеющиеся ошибки, если они будут.
Таким образом, введение в педагогическую практику различного вида учебных задач и регулярное их применение на уроках способствует формированию прочных навыков математической грамотности. Это помогает обучающимся понимать роль математики как науки в мире, находить практическое применение своим знаниям, учит высказывать обоснованные осознанные суждения, позволяет принимать экономически выгодные и правильные решения, тем самым помогает каждому быть полезным как самому себе, так и всему обществу.