kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

У математики не женское лицо?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика - это не только формулы и теоремы, а еще и те люди, которые ей занимаются, те люди, которые всю душу вкладывают в ее развитие. И никак нельзя, говоря о математике, не упомянуть о тех, кто ей посвятил всю жизнь и донес ее до нас.

История математики рассматривается как история мужчин - Декарта, Ньютона, Лейбница, Лобачевского.… Мне стало интересно, а могут ли женщины быть успешными в математике?

Цель работы:

Выяснить, может ли быть успешной женщина в такой трудной науке как  математика.

Задачи:

  •  Подобрать материалы о женщинах-математиках;
  •  Дать представление о них в презентации;
  •  Выяснить, есть ли в наше время успешные женщины – математики.

Проблемный вопрос:  Математика – это серьезная наука только для мужчин?

Гипотеза: женщины могут достичь высот в математике.

Методы исследования:  реферирование, опрос.

Новизна работы: у меня нет готового материала о женщинах – математиках.

Практическая значимость работы: подготовленную работу можно использовать во внеклассной работе и на уроках математики.

Неспособность женщин к математике — ничем не подтверждающаяся гипотеза. Стереотип «математика — не женское дело» во многом основан на том, что среди великих математиков прошлого женщин немного. Но они есть!

Софья Ковалевская. Самая известная русская женщина-математик. Стала профессором кафедры математики Стокгольмского университета, первой женщиной — профессором математики в Северной Европе и России.

Эмми Нётер. Особенно хорошо известна алгебраистам: ее именем названы фундаментальные алгебраические объекты, нётеровы кольца и нётеровы модули. Получила должность приват-доцента в Гёттингене.

Нина Карловна Бари. Советский математик, доктор физико-математических наук, профессор МГУ. Была одной из первых женщин, поступивших учиться на физико-математический факультет Московского университета. Степень доктора физико-математических наук ей присудили в 1935 году, когда она была уже известным ученым, имевшим большие заслуги в изучении тригонометрических рядов и теории множеств.

Джулия Робинсон. Одна из самых знаменитых американских математиков XX века. Работала в области матлогики и диофантовых уравнений. В 1983–1984 годах Робинсон возглавляла Американское математическое общество, став первой женщиной на этом посту.

Ольга Ладыженская. Занималась дифференциальными уравнениями с частными производными. Опубликовала ряд работ, связанных с решением 19-й и 20-й проблем Гильберта.

Сун-Юн Элис Чан. Ведущий профессор математики Принстонского университета. Работами в области нелинейных дифференциальных уравнений в приложении к геометрии и топологии заслужила право считаться одной из сильнейших современных математиков в своем направлении.

Мариам Мирзахани. В 2008 году стала полным профессором Стэнфордского университета. Специалист в области теории Тейхмюллера, эргодической теории и симпликтической геометрии.

В 1993 году женщины в России составляли 35,5% специалистов в физико-математических науках. В 2000 году женщины составляли 48%, а мужчины 52% профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

Согласно статистике в России на сегодняшний день среди учителей математики 95% женщин и 5% мужчин. В нашей школе среди учителей математики 3 женщины и 1 мужчина.

Ледяева Галина Николаевна - учитель математики и информатики. Стаж работы 35 лет, из них 12 лет – заместитель директора по учебной работе. Награждена значком «Отличник народного просвещения».

Самофалова Татьяна Петровна - учитель математики и экономики I категории. Стаж работы 35 лет. За многолетний добросовестный труд и за успехи в организации учебно-воспитательного процесса награждена Благодарственными письмами Волгоградской областной Думы и Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Марчукова Людмила Николаевна. Учитель физики и математики I категории. Стаж работы 32 года. За большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Крупный международный исследовательский проект TIMSS занимается тестированием школьников. Результаты четвероклассников из России оказались хуже результата четвероклассниц примерно на 1,5%, у восьмиклассников девочки оказались лучше в среднем на процент.

Задавшись вопросом, у кого знания по математике в нашей школе лучше (у мальчиков или девочек), я провела исследование среди учащихся 5 – 11 классов и получила следующие результаты.

Изучив данные вышеуказанной таблицы, я получила такие результаты: по математике в 5 классе имеют оценки 5 или 4 20% мальчиков и 71% девочек, в 6 классе 33% мальчиков и 33% девочек, в 7 классе 25% мальчиков и 57% девочек, в 8 классе 18% мальчиков и 75% девочек, в 9 классе 33% мальчиков и 67% девочек, в 10 и 11 классе 0% мальчиков и 100% и 33% девочек соответственно.

 Кроме того, с 1988 по 2014 гг. нашу школу закончили с золотыми и серебряными медалями 63 выпускника. Из них 12 юношей и 51 девушка.

На начальном этапе становления математики, как науки, женщины внесли весомый вклад в её развитие. В наши дни очень много женщин заняты преподаванием науки математики, и они добиваются высоких результатов в своей профессии. Поэтому не нужно нашим выпускницам бояться выбирать профессии, связанные с математикой и её преподаванием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«У математики не женское лицо? »

15


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Верхнебалыклейская средняя общеобразовательная школа»




Исследовательская работа по математике




«У математики не женское лицо?»








Выполнила:

ученица 10 класса МКОУ «Верхнебалыклейская СОШ»

Телякова Ксения.

Научный руководитель:

учитель математики МКОУ «Верхнебалыклейская СОШ»

Самофалова Татьяна Петровна.

2014 – 2015 учебный год



Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3


  1. Этапы развития женского образования………………………………….....3


2. Женщины-математики………………………………………………………..4

2.1.Софья Ковалевская………………………………………………………..4

2.2. Эмми Нётер……………………………………………………………….6

2.3. Нина Бари…………………………………………………………………8

2.4.Джулия Робинсон ………………………………………………………...9

2.5.Ольга Ладыженская ……………………………………………………...9

2.6.Сун-Юн Элис Чан………………………………………………………..10

2.7Мариам Мирзахани……………………………………………………….10


3.Мужчины и женщины равны в своих математических способностях…….11


Заключение……………………………………………………………………...12


Список литературы……………………………………………………………...13


Приложение. Фотографии женщин-математиков…………………………….14



























Введение

Математика - это не только формулы и теоремы, а еще и те люди, которые ей занимаются, те люди, которые всю душу вкладывают в ее развитие. И никак нельзя, говоря о математике, не упомянуть о тех, кто ей посвятил всю жизнь и донес ее до нас.

Их имена нельзя забывать. Эти люди отдали свою жизнь науке. Ради нас, ради своих потомков … Так что наш долг - помнить их и продолжать их дело.

Особенно это касается женщин математиков. История математики рассматривается как история мужчин - Декарта, Ньютона, Лейбница, Лобачевского.… Вот нам и стало интересно, а могут ли женщины быть успешными в математике?

Цель работы:

Выяснить, может ли быть успешной женщина в такой трудной науке как математика.

Задачи:

  • Подобрать материалы о женщинах-математиках;

  • Дать представление о них в презентации;

  • Выяснить, есть ли в наше время успешные женщины – математики.

Проблемный вопрос: Математика – это серьезная наука только для мужчин?

Гипотеза: Женщины могут достичь высот в математике.

Методы исследования: Реферирование, опрос.

Новизна работы: У нас нет готового материала о женщинах – математиках.

Практическая значимость работы: подготовленную презентацию можно использовать во внеклассной работе и на уроках математики.

Апробация: Публикация работы в социальной сети работников образования nsportal.ru. Web-адрес сайта: http:// nsportal.ru/tatyana-petrovna-samofalova и выступление с презентацией проекта во время недели математики перед учащимися 8-11 классов.


1. Этапы развития женского образования

  • 1405, Франция. Писательница Кристина Пизанская сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам.

  • 1619, Англия Мэри Уорд открывает первые школы для девочек

  • 1678, Италия. В университете Падуи ученому Елене Лукреции Корнаро Пископии присваивается звание доктора философских наук.

  • 1764, Россия. В Петербурге открыт Смольный институт благородных девиц - первое в России привилегированное среднее общеобразовательное учебное заведение для женщин.

  • 1826, США Открыты первые государственные школы для девочек.

  • 1850, Франция Начальное школьное образование распространяется теперь и на девочек.

  • 1851, США. Открывается первый в мире женский медицинский колледж.

  • 1857 , Россия. Открываются первые женские училища.

  • 1876, Россия. Открылись Бестужевские высшие женские курсы.

  • 1881, США. Гарвардский университет открывает прием девушек на общих основаниях.

  • 1882, Япония. Открывается первая Высшая женская школа.

  • 1884, Великобритания. Оксфордский университет начал принимать женщин в качестве студенток, но дипломы выпускницам не выдавались до 1920 г.

  • 1886, Индия. Медицинский колледж в Бомбее начал принимать женщин-студенток.

  • 1903, Франция. Физик Мари Кюри стала первой женщиной-ученым, получившей Нобелевскую премию.

  • 1905, Германия. Гейдельбергский и Фрайбургский университеты начинают принимать женщин.


2.Великие женщины-математики.


2.1Софья Васильевна Ковалевская.

Софья Васильевна Ковалевская (1850 – 1891 гг.) – выдающийся русский математик; первая в мире женщина – профессор и член – корреспондент Петербургской академии наук.

Отец Софьи Ковалевской – Василий Васильевич Корвин – Круковский был генерал-лейтенантом артиллерии; мать – Елизавета Федоровна – внучка известного астронома академика Ф.Ф.Шуберта. Детство свое Софья Ковалевская провела в селе Палибино, Витебской губернии, в имении своего отца. Первым ее учителем по высшей математике была самая обыкновенная стена детской комнаты, оклеенная пожелтевшими листами литографированного курса высшей математики М.В.Остроградского, по которому когда-то учился сам отец. Софья подолгу стояла у этой загадочной стены, стараясь разобрать символы высшей математики, неведомый ей язык дифференциального и интегрального исчисления. Она по-своему раскрывала их содержание и запоминала на долгие годы. Для понимания некоторых формул понадобилась тригонометрия, которую она постигла самостоятельно по учебнику физики Н.П.Тыртова, подаренному отцу самим автором. Отец заметил тягу дочери к математике, и вскоре Софья стала брать уроки у известного педагога А.Н. Страннолюбского.

На первых же занятиях с Софьей Страннолюбский был крайне удивлен тем, что его ученица все премудрости высшей математики схватывала буквально на лету. Создавалось впечатление, что все это она знает наперед. Так оно и было на самом деле. Многое из того, объяснялось учителем, она усвоила давно.

Женщине было тяжело в дореволюционной России. В сущности, она была бесправным существом. Ее интересы обычно замыкались семейным очагом. Доступ женщинам в высшие учебные заведения был запрещен. Так Софья Ковалевская не могла в условиях царской России поступить в университет, и вынуждена была уехать за границу. Женщин в университеты и там не принимали.

Сколько пришлось пережить и выстрадать, чтобы достигнуть цели! Чтобы получить паспорт замужней женщины, который нужен был для выезда за границу, она вступила в фиктивный брак с В.О.Ковалевским.

Приехав в Берлин, Софья Ковалевская спешит послушать лекции всемирно известного математика, профессора Берлинского университета Карла Вейерштрасса. Ученый совет Берлинского университета не допускал женщин в свои стены, он не сделал исключения и для Ковалевской. Тогда Софья решилась обратиться лично к Вейерштрассу.

Вейерштрасс принял Софью Ковалевскую весьма холодно и, чтобы скорей отвязаться от назойливой посетительницы, дал ей несколько трудных задач, надеясь, что она не справится с заданием. Однако Софья справилась с задачами, и после этого Вейерштрасс согласился заниматься с ней частным образом. Вскоре Софья стала его любимой ученицей.

Годы упорного труда закончились для Ковалевской тремя самостоятельными научными исследованиями. За эти работы в 1874 году Ковалевской была присуждена степень доктора философии “с наивысшей похвалой”. Ценой большого упорства и настойчивости, преодолев трудности, Софья Ковалевская получила высшее образование и даже ученую степень доктора. За границей она прославила себя рядом выдающихся открытий и в области математики стала знаменитостью.

Страстное ее желание вернуться на родину и работать на пользу русской науки не было поддержано царским правительством. Ей дали понять, что в женщинах-профессорах царская Россия не нуждается.

Потеряв всякую надежду получить кафедру на родине, Ковалевская в 1883 году по предложению видного шведского ученого-математика профессора Миттаг - Леффлера заняла должность приват-доцента в Стокгольмском университете.

В Швеции Софья Ковалевская не только читает лекции, но и ведет научную работу и занимается литературой.

В 1888 году С.Ковалевская закончила научную работу – “Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки”. Эта работа явилась подлинным научным триумфом Ковалевской. Она решила проблему, над которой ученые бились безуспешно в течение многих лет.

В 1889 году Ковалевской была присуждена еще одна премия, на этот раз Шведской академией наук, за вторую работу о вращении твердого тела.

П.Л.Чебышев в 1889 году совместно с академиками В.Г.Имшенецким и В.Я.Буняковским добился избрания Ковалевской членом-корреспондентом Российской академии наук.

10 февраля 1891 года на 42-м году жизни в расцвете своих творческих сил Софья Ковалевская скончалась от воспаления легких. Мир потерял крупнейшего математика, литератора, борца за раскрепощение женщин.

Работы Ковалевской внесли огромный вклад в теорию дифференциальных уравнений, теорию алгебраических функций, теоретическую и небесную механику.


2.2Нётер Эмми

Амалия Эмми Нётер (нем. Amalie Emmy Noether; 23 марта 1882, Эрланген, Германия — 14 апреля 1935, Брин-Мор, Пенсильвания, США) — выдающийся немецкий математик, «самая крупная женщина-математик, когда-либо существовавшая».

Родилась в Эрлангене, старшей из четверых детей в еврейской семье. Её родители, математик Макс Нётер и Ида Амалия Кауфман, происходили из состоятельных купеческих семейств. Брат, Фриц Нётер (Фриц Максимилианович Нетер), немецкий и советский математик, отец статистика Готфрида Нётера.

Первоначально изучала языки, планируя стать преподавателем английского и французского. С этой целью добилась разрешения посещать лекции в Эрлангенском университете, где работал её отец, вначале вольнослушательницей (1900), а с 1904 года, когда разрешили женское обучение, она была зачислена официально. Однако в университете лекции по математике привлекали Эмми больше, чем любые другие. Она стала ученицей математика Пауля Гордана, под руководством которого защитила в 1907 году диссертацию по теории инвариантов.

Уже в 1915 году Нётер внесла вклад в разработку Общей теории относительности; Эйнштейн в письме к мировому лидеру математиков Давиду Гильберту выразил восхищение «проницательным математическим мышлением» Нётер.

В 1916 году Нётер переехала в Гёттинген, где знаменитые математики Давид Гильберт и Феликс Клейн продолжали работы по теории относительности, и знания Нётер в области теории инвариантов были им нужны. Гильберт оказал на Нётер огромное влияние, сделав её сторонницей аксиоматического метода. Он пытался сделать Нётер приват-доцентом Гёттингенского университета, но все его попытки провалились из-за предрассудков профессуры, в основном в области гуманитарных наук. Стала известна фраза Гильберта:

Не понимаю, почему пол кандидата служит доводом против избрания её приват-доцентом. Ведь здесь университет, а не мужская баня!

Нетер, тем не менее, не занимая никакой должности, часто читала лекции за Гильберта. Лишь по окончании. Первой мировой войны она смогла стать приват-доцентом в 1919 году, затем сверхштатным профессором (1922).

Самый плодотворный период научной деятельности Нётер начинается около 1920 года, когда она создаёт целое новое направление в абстрактной алгебре. С 1922 года она работает профессором Гёттингенского университета, возглавляет авторитетную и быстро растущую научную школу. Современники описывают Нётер как на редкость умную, обаятельную и приветливую женщину. Её женственность проявлялась не внешне, а в трогательной заботе об учениках, всегдашней готовности помочь им и коллегам. В числе ее преданных друзей были ученые с мировым именем: Гильберт, Герман Вейль, Эдмунд Ландау, нидерландский математик Л. Брауэр, советские математики П. С. Александров, П. С. Урысон и многие другие.

Нётер придерживалась социал-демократических взглядов. На протяжении 10 лет жизни она сотрудничала с математиками СССР; в 1928—1929 учебном году она приезжала в СССР и читала лекции в Московском университете, где она оказала влияние на Л. С. Понтрягина и особенно на П. С. Александрова, до этого часто бывавшего в Гёттингене. П. С. Александров вспоминал: Вершиной всего услышанного мною в это лето в Гёттингене были лекции Эмми Нётер по общей теории идеалов,… Конечно, самое начало теории заложил Дедекинд, но только самое начало: теория идеалов во всём богатстве её идей и фактов, теория, оказавшая такое огромное влияние на современную математику, есть создание Эмми Нётер. Я могу об этом судить, потому что я знаю и работу Дедекинда, и основные работы Нётер по теории идеалов. Лекции Нётер увлекли и меня, и Урысона. Блестящими по форме они не были, но богатством своего содержания они покоряли нас. С Эмми Нётер мы постоянно виделись в непринуждённой обстановке и очень много с ней говорили, как на темы теории идеалов, так и на темы наших работ, сразу же её заинтересовавших. Наше знакомство, живо завязавшееся этим летом, очень углубилось следующим летом, а затем, после смерти Урысона, перешло в ту глубокую математическую и личную дружбу, которая существовала между Эмми Нётер и мною до конца её жизни. Последним проявлением этой дружбы с моей стороны была речь памяти Эмми Нётер на собрании Московской международной топологической конференции в августе 1935 года.

В 1932 году Нётер, совместно со своим учеником Эмилем Артином, получает премию Аккермана-Тёбнера за достижения в математике.

После прихода нацистов к власти в 1933 году Нётер, как еврейке, пришлось эмигрировать в США, где она стала преподавателем женского колледжа в Брин-Море (Пенсильвания) и приглашённым преподавателем Института перспективных исследований в Принстоне. Младший брат Эмми, одарённый математик Фриц Нётер, уехал в СССР, где был расстрелян в сентябре 1941 года за «антисоветские настроения».

Несмотря на блестящие математические достижения, личная жизнь Нётер не сложилась. Непризнание, изгнание, одиночество на чужбине, казалось бы, должны были испортить её характер. Тем не менее, она почти всегда выглядела спокойной и доброжелательной. Герман Вейль писал, что даже счастливой.

В 1935 году Эмми Нётер умерла после неудачной операции по удалению раковой опухоли. А. Эйнштейн в заметке на её смерть отнёс Нётер к величайшим творческим гениям математики.


2.3 Нина Карловна Бари.

Нина Карловна Бари ( 1901 – 1961 гг.) – советский математик , доктор физико-математических наук, профессор МГУ.

Нина Бари росла одаренным ребенком. Еще в гимназии она увлеклась математикой, которую считала любимым предметом. Нина Карловна была одной из первых женщин, поступивших учиться на физико-математический факультет Московского университета. Это был первый прием в университет после Октябрьской революции. Она получила возможность общаться с крупнейшими учеными нашей страны – Д.Ф.Егоровым, Н.Е.Жуковским, Н.Н.Лузиным, С.А.Чаплыгиным. Математический талант Бари заметил профессор Лузин. Нина Бари становится одной из его видных учениц и активной участницей семинара, проводимого ученым.

В 1925 году Н.К.Бари блестяще окончила аспирантуру Московского университета, а в январе следующего года успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему “ О единственности тригонометрических разложений”.

Первые результаты по теории множеств Нина Карловна получила еще в студенческие годы, когда училась на третьем курсе университета. О результатах своих исследований она доложила на заседании математического общества. Ее слушали прославленные ученые нашей страны.

Степень доктора физико-математических наук ей присудили в 1935 году, когда она была уже известным ученым, имевшим большие заслуги в изучении тригонометрических рядов и теории множеств.

Н.К.Бари оставила неизгладимый след в науке, которой она была предана всем своим сердцем. Но она не замыкалась в рамках только “чистой” науки. Нина Карловна была активной общественницей. Много лет она являлась заседателем народного суда, принимая в этом деле самое горячее участие. Безвозмездно много сил и энергии отдавала Бари организации и проведению научной работы среди студенческой молодежи. Педагогическую деятельность Н.К.Бари начала в двадцать лет. Студенты Московского университета, в котором работала с 1926 года, любили Нину Карловну за глубокий ум, вдохновенные лекции, за неустанное стремление увлечь и направить своих слушателей по нехоженым тропам науки.

Н.К.Бари – ученый с мировым именем. С 1927 года она – член Французского и Польского математических обществ. Бывала несколько раз за границей. В 1927 году в Париже активно участвовала в семинаре академика Адамара. Через год, снова в Париже, ведет большую научно-исследовательскую работу. Нина Карловна представляла советскую математическую школу на международных математических конгрессах в Болонье (1928) и в Эдинбурге (1958). Она выступала с обзорными докладами и на различных математических конференциях и съездах у нас в стране.

15 июля 1961 года Н.К.Бари погибла, попав под поезд.



2.4 Джулия Робинсон


1919–1985. Родилась в Сент-Луисе, Миссури, США.

Одна из самых знаменитых американских математиков XX века. Опираясь на ее работы, советский ученый Юрий Матиясевич доказал, что 10-я проблема Гильберта решается отрицательно. Увлеченная математикой с детства, в 16 лет она поступила в колледж города Сан-Диего и обучалась профессии школьного учителя математики. Только перейдя в университет в Беркли, она смогла полностью посвятить себя науке. В 1941 г вышла замуж за профессора математики Рафаэля Робинсона. Потеря ребенка привела к тяжелой депрессии, выйти из которой Робинсон удалось только благодаря занятиям наукой, к которым ее подталкивал муж. Работала в области матлогики и диофантовых уравнений. В 1983–1984 г Робинсон возглавляла Американское математическое общество, став первой женщиной на этом посту.



2.5Ладыженская Ольга Александровна


Ольга Александровна Лады? женская (7 марта 1922, Кологрив Костромской обл. — 12 января 2004, Санкт-Петербург) — советский и российский математик, специалист в области дифференциальных уравнений, академик АН СССР. Автор более двухсот научных работ, среди которых шесть монографий. О. А. Ладыженская родилась 7 марта 1922 года в городе Кологриве Костромской области, в семье школьного учителя математики, бывшего офицера русской армии. Внучка художника Г. А. Ладыженского.

В 1939 году пыталась поступить на математико-механической факультет Ленинградского университета (ЛГУ), но не была принята, как дочь репрессированного (её отец А. И. Ладыженский был расстрелян 1937 году, дядя — главный инженер завода «Ижсталь» — Н. И. Ладыженский также репрессирован и погиб в лагере, впоследствии об их судьбах было рассказано в «Архипелаге Гулаг» А. И. Солженицына, а сама она упомянута автором в списке 227 «свидетелей Архипелага»). Поступила в педагогической институт, два курса которого закончила к началу войны (1941).

В 1943 году поступила на механико-математический факультет Московского государственного университета, который закончила с отличием в 1947 году (научный руководитель — И. Г. Петровский). В этом же году по личным причинам переехала в Ленинград, где закончила аспирантуру в ЛГУ под руководством С. Л. Соболева. В 1949 году защитила кандидатскую диссертацию. В 1950 году перешла на работу на физический факультет ЛГУ. В 1954 году стала сотрудником Ленинградского отделения Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР (ЛОМИ).

Преподаватель ЛГУ (до 1961). С 1955 года — профессор кафедры высшей математики и математической физики физического факультета ЛГУ. Читала спецкурс «Теория краевых задач», вела спецсеминар «Нелинейные краевые задачи».

С 1962 — заведующая лабораторией математической физики ПОМИ РАН. С 29 декабря 1981 — член-корреспондент АН СССР по Отделению математики. С 15 декабря 1990 — академик АН СССР. С 1990 года — президент Санкт-Петербургского математического общества. Почетный доктор Боннского университета (Германия). Член Европейской Академии наук. Член Национальной академии деи Линчеи (Италия). Иностранный член Немецкой академии естественных наук Леопольдина и Американской академии наук и искусств в Бостоне.

2.6 Сун-Юн Элис Чан


1948. Родилась в Сиане, Китай

Ведущий профессор математики Принстонского университета. Получив степень бакалавра в Национальном университете Тайваня, поступила в аспирантуру Калифорнийского университета в Беркли. Работами в области нелинейных дифференциальных уравнений в приложении к геометрии и топологии заслужила право считаться одной из сильнейших современных математиков в своем направлении. Обладательница нескольких математических премий, в 1989– 1991 г занимала пост вице-президента Американского математического общества. С 2009 г — член Национальной академии наук США.


2.7 Мариам Мирзахани


1977. Родилась в Тегеране, Иран

Стала призером Международной математической олимпиады в 1994 и 1995 гг. На второй она показала невероятный результат: 42 очка из 42 возможных. Получила степень бакалавра в Технологическом университете имени Шарифа в Иране. Защитила докторскую диссертацию в Гарварде под руководством филдсовского медалиста Кёртиса Макмаллена. В 2008 г стала полным профессором Стэнфордского университета. Специалист в области теории Тейхмюллера, эргодической теории и симпликтической геометрии.

Марьям Мирзахани удостоилась премии Satter Prize Математического общества США в 2013 году (Satter Prize присуждается раз в два года женщине-ученому, добившейся важного достижения в области математики).

Мирзахани, которая уже в 2005 году, когда ей еще не исполнилось и 30 лет, преподавала в Принстонском университете, была названа научным изданием Popular Science одним из блестящих талантов Северной Америки.


3. Мужчины и женщины равны в своих математических способностях

Способности к изучению математики - индивидуально-психологические особенности умственной деятельности, отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики.

Мужчины и женщины равны в своих математических способностях, но женщины, если и выбирают научную карьеру, то почти никогда не связывают жизнь с математикой, говорят исследователи из университета Мичигана.

Жаклин Эккле (Jacquelynne Eccles), профессор психологии из Мичиганского университета, провела шесть широкомасштабных опросов студентов и школьников, выявляя их способности, склонности и интересы.

Она показала, что ученики старших классов (как юноши, так и девушки) с личностной ориентацией в качестве профильных предметов выбирали естественные либо социальные науки, избегая физики, математики, астрономии. "У девочек прослеживается тенденция преуменьшать свои математические способности, несмотря на хорошую успеваемость", — говорит Эккле. — "Но не оценка математических способностей влияет на выбор профессии, а стремление работать с людьми и представление о математике как теоретической, а не прикладной области знаний". Как подружить женщин с математикой? Женщины, если и выбирают карьеру в науке, то предпочитают заниматься исследованиями в области медицины, биологии или социологии. По данным Эккле, среди психологов 63% составляют женщины, среди биологов женщин 42%, а вот среди физиков и астрономов — всего 9%.Эккле считает, что, если школы и университеты хотят сделать математику привлекательной наукой не только для мальчиков, но и для девочек, придется менять всю систему образования. "Необходимо разработать такой учебный план, который раскрывает все прикладные аспекты математики и показывает, как знания в области математики могут помочь людям в реальной жизни", — говорит она.

В 1993 году женщины в России составляли 35,5% специалистов в физико-математических науках. В 2000 году женщины составляли 48%, а мужчины 52% профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

Согласно статистике в России на сегодняшний день среди учителей математики 95% женщин и 5% мужчин. В нашей школе среди учителей математики 3 женщины и 1 мужчина.

Ледяева Галина Николаевна - учитель математики и информатики. Стаж работы 34 года, из них 11 лет – заместитель директора по учебной работе. Награждена значком «Отличник народного просвещения».

Самофалова Татьяна Петровна - учитель математики и экономики I категории. Стаж работы 34 года. За многолетний добросовестный труд и за успехи в организации учебно-воспитательного процесса награждена Благодарственными письмами Волгоградской областной Думы и Почётной грамотой Министерства образования

и науки РФ.

Марчукова Людмила Николаевна - учитель физики и математики I категории. Стаж работы 31 год. За большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников награждена Почётной грамотой Министерства образования

и науки РФ.

Задавшись вопросом, у кого знания по математике в нашей школе лучше (у мальчиков или девочек), мы провели исследование среди учащихся 5 – 11 классов и получили следующие результаты: 20% мальчиков и 58% девочек по математике (алгебре, геометрии) имеют оценки 5 или 4. Кроме того, с 1988 по 2013 гг. нашу школу закончили с золотыми и серебряными медалями 60 выпускников. Из них 12 юношей (20%) и 48 девушек(80%).


Заключение


Извечный спор, кто умнее - мужчины или женщины, до сих пор не решен и ведется с переменным успехом. Тема «Женщины математики» неизбежно оказалась в контексте этого спора.

В истории математики женщины занимают существенное и достойное место.

На начальном этапе становления математики, как науки, женщины внесли весомый вклад в её развитие.

В наши дни много женщин заняты преподаванием науки математики, и они добиваются высоких результатов в своей профессии.

В современной науке заняты большей частью мужчины,

а в практической преподавательской деятельности больше женщин.

Многим странам, в том числе и России, удалось добиться равного доступа

к высшему образованию для мужчин и женщин. Теперь перед ними стоит задача достичь такого же равенства на высших ступенях научной иерархии.

Знания по математике учащихся нашей школы доказывают, что математика – наука не столько для мужчин, сколько для женщин.

Поэтому не нужно нашим выпускницам бояться выбирать профессии,

связанные с математикой и её преподаванием.

Нам кажется, что большое количество женщин в школе не отрицательный, а положительный фактор. Ведь именно женщины - учителя уже много лет в наших школах учат и развивают те математические способности и у мальчиков, и у девочек, которые сегодня так нужны.


Список литературы


1.Богданова Н.Ф. Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра // СоцИс. - 2004. - N 1. - С.103-112

2. Воронцова Л. Софья Ковалевская. - Москва, «Молодая гвардия», 1957. - 315с.

3 Добрынин Сергей, Журнал «Вокруг света», №11 (2866) / ноябрь 2012.

Рубрика «Математика».

4. Женщины и мужчины России. Краткий ст. сб. Госкомитет РФ по статистике.

М., 2000 – 112с. зд. с. 155.

5. Чистяков В.Д. Рассказы о математиках. - Минск, «Вышейшая школа», 1966. - 410с.

















Приложение. Фотографии женщин-математиков


Софья Ковалевская Эмми Нётер











Нина Бари Ольга Ладыженская








Джулия Робинсон Мариам Мирзахани Сун-Юн Элис Чан















Ледяева Галина Николаевна Самофалова Татьяна Петровна


















Марчукова Людмила Николаевна







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
У математики не женское лицо?

Автор: Телякова Ксения. Научный руководитель Самофалова Татьяна Петровна

Дата: 18.06.2015

Номер свидетельства: 220513

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "« Духовно – нравственное воспитание средствами музейной педагогики». "
    ["seo_title"] => string(71) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-sriedstvami-muzieinoi-piedaghoghiki"
    ["file_id"] => string(6) "190818"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427218642"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Анализ воспитательной работы в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(41) "analiz-vospitatiel-noi-raboty-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "221492"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435326508"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Внеклассное мероприятие "Я у мамы солнышко""
    ["seo_title"] => string(43) "vnieklassnoiemieropriiatiieiaumamysolnyshko"
    ["file_id"] => string(6) "293815"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455552695"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "«Башня Сююмбике в геометрии» "
    ["seo_title"] => string(34) "bashnia-siuiumbikie-v-ghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "120841"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413815305"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства