Просмотр содержимого документа
«Статья "Внеурочные занятия по математике как средство развития интереса учащихся к предмету"»
Внеурочные занятия по математике в 8 классе как средство развития интереса учащихся к предмету
Антонова Эльвира Викторовна
Учитель математики, гимназия №166 Центрального района
С ведением ФГОС ОО появились новые требования, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса в школе. На сегодняшний день вопрос об организации внеурочной деятельности актуален. В федеральных государственных стандартах дается такое определение: «Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы».
В начале своей профессиональной педагогической деятельности я столкнулась с тем, что помимо урочной деятельности учащихся мне нужно организовывать еще и внеурочную. Как у молодого и неопытного педагога у меня возник ряд вопросов.
-Чем заниматься на внеурочной деятельности?
-В какой форме проводить занятия?
-Как сделать так, чтобы внеурочные занятия по моему предмету были интересны большинству детей?
Именно на эти вопросы, я постараюсь ответить Вам.
Выполнив анализ большого количества существующих программ организации внеурочной деятельности по математики, я поняла, что это будет интересно только тем детям, которые и без того мотивированы на изучение математики. Таких детей в общеобразовательных школах сейчас не много. Мне это не подошло, моя цель – заинтересовать максимальное количество детей. Поэтому я начала отталкиваться от того, чего хотят сами дети. Проведя анкетирование и проанализировав результаты, был сделан вывод, что дети хотят изучать историю математики и применение их математических знаний в повседневной жизни.
Действительно, порой за огромным количеством задачного материала в теме, на уроке остается так мало времени на изучение исторического и прикладного аспекта математики. Как не странно, но даже студенты педагогических вузов, будущие учителя математики не изучают историю математики.
Поэтому я решила организовывать процесс обучения так, чтобы урочная и внеурочная деятельность в совокупности позволяли мне не только выполнять учебную программу, но и учитывать пожелания детей.
В изучение истории математики и вопросов использования математических знаний, мне помогает метод проектов. Это позволяет организовывать самостоятельную, творческую деятельность учащихся. Для учеников работа над учебными проектами — это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Это деятельность, направлена на решение интересной проблемы, которую часто формулируют сами дети, результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересен и значим для самих учащихся.
Помимо проектной деятельности – интерес к этому проявили сами учащиеся, ещё игровые технологии в образовательном процессе интересны учащимся любых возрастов, так использование игровых ситуаций, проведение в виде игр уроков и внеурочной деятельности повышают интерес учащихся к предмету своей не традиционностью и занимательностью.
Подробнее я бы хотела рассказать про игру, которая произвела огромное впечатление на моих детей. Целью данной игры было закрепление знаний учащихся по теме «Квадратные уравнения». Обычно эта тема довольно хорошо усваивается учащимися, решать уравнения и задачи становится скучно.
Игра «Яйцелет» не имеет привязки к содержанию, поэтому может быть использована не только на математике, но и на других учебных дисциплинах.
Это классическая игра по станциям, после прохождения той или иной станции команда зарабатывает себе определенный инструмент (воздушный шарик, яйцо, скотч, пластиковый стаканчик и др.), который в финале игры использует для конструирования своего летательного аппарата.
Задача всего мероприятия: заработать как можно больше предметов, чтобы сконструировать такой летательный аппарат, чтобы в него можно было положить яйцо, и оно при падении со стула/лестницы/2 этажа осталось целым. Учащиеся проявляют свои математические знания на станциях, а также творчески подходят к изготовлению летательного аппарата.
Еще одна форма творческой организации деятельности учащихся – тематический фотокросс, может проводиться в рамках предметной недели.
Учащимся предлагается известные фразы, на которые они должны сделать оригинальные фото-иллюстрации (примеры фото).
Таким образом, разнообразив содержание занятий по математике, как внеурочных, так и самих уроков, изменяя форму их приведения и учитывая все условия формирования познавательного интереса, можно способствовать его развитию у большого числа учащихся.