kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "Применение интерактивных методов на уроках математики как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит информацию о видах интерактивных методов, их определение, а также содержит теорию про познавательный интерес младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Применение интерактивных методов на уроках математики как средство развития познавательного интереса младших школьников"»

Применение интерактивных методов на уроках математики как средство развития познавательного интереса младших школьников

Рязанова Ирина Викторовна,

Студент специальности «Преподавание в начальных классах»

ГБПОУ СО «НТПК № 1»

г. Нижний Тагил

Одно из требований к условиям реализации образовательной программы на уроках математики в начальной школе на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является широкое использование в учебном процессе интерактивных методов проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью укрепления и развития познавательного интереса обучающихся.

Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в определении методов и приёмов использования интерактивных технологий на уроках математики в начальной школе.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

В соответствии с ФГОС НОО интерактивный метод означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Они ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся с учителем в процессе обучения. При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Учащиеся обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Сформировать у учащихся потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию – одна из стратегических задач современной Российской школы. Её решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов обучения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможность реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем образовании.

Под познавательным интересом понимается глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения, который создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.

Познавательный интерес обладает рядом характеристик, среди которых условно выделяют последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

По уровням устойчивости познавательного интереса в педагогической литературе Ильин Е.П. выделяет ситуативный интерес, относительно устойчивый интерес, достаточно устойчивый интерес.

Младший школьный возраст является сенситивным для формирования и развития познавательного интереса, это связано, прежде всего, с особенностями перцептивной сферы. Именно в этом возрасте должна быть проведена систематическая работа по развитию познавательного интереса. В качестве одного из средств может быть применение интерактивных методов обучения на учебных предметах, в том числе, в начальном курсе математики.

Понятие интерактивных методов представлено в педагогике как методы взаимодействия учащихся между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов, можно считать интерактивным, то есть построенным на взаимодействии.

Основными методами интерактивного обучения в начальной школе являются:

1. творческое задание - оно составляет содержание, основу любого интерактивного метода, придаёт смысл обучению, мотивирует обучающихся

2. работа в малых группах - возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения

3. мозговой штурм - это метод активизации творческого мышления в группе при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос

4. метод «кейсов» - это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций

5. метод «карусел» - учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно учащиеся, а во внутреннем обучающиеся через определенный промежуток времени меняются

6. метод «броуновское движение» предполагает движение обучающихся по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме

7. метод «дерево решений» заключается в том, что класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учащихся. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи

8. метод «цветок лотоса» состоит из большого квадрата, который разбит на 9 малых квадратов. Работа с диаграммой состоит в том, чтобы особым образом заполнить все ячейки. В центр помещается центральная, корневая тема, а вокруг неё - 8 подтем. Далее каждый из аргументов переносится из центрального квадрата в центр квадратов, расположенных на периферии.

9. метод «фишбоун» - это установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора

10. метод «мозаика» - учащиеся объединяются в небольшие группы для работы над материалом, который предварительно разбивается на части. Каждый обучающийся группы читает свою часть материала, становясь экспертом в ее содержании и готовясь преподать это содержание другим

11. метод «аквариум» заключается в том, что несколько учащихся разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют

12. метод «пазлы» - изучаемый материал частями записан на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Учащийся должен собрать все карточки по указанному учителем материалу.

Педагогические методы направлены на достижение результата, то и методы должны выбираться, соответственно, эффективные.

Эффективностью педагогических методов является создание оптимальных условий для возможности реализовать себя через создание обучающей среды, как культуры «школьной» организации, благоприятного психологического климата.

Они стимулируют познавательный интерес, разнообразят процесс обучения, раскрепощают личность обучающегося, позволяют проявиться его творческим способностям, помогают установить тесный психологический контакт между учителем и учащимся.

На уроках математики в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО возможно применение разнообразных интерактивных методов, адаптированных учителем. Среди них, например, синквейн, мозговой штурм, проблемный метод, мозаика, метод пресс, аквариум. При этом, для реализации таких методов в начальной школе, необходимо создание условий, таких как вовлечение всех обучающихся в работу, обеспечение психологического настроя учащихся, систематичность.

Таким образом, на уроках математики в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО возможно применение разнообразных интерактивных методов, адаптированных учителем. При этом, для реализации таких методов в начальной школе, необходимо создание условий, таких как вовлечение всех обучающихся в работу, обеспечение психологического настроя учащихся, систематичность. Анализируя опыт применения интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что это:

  • дает возможность обеспечить положительную мотивацию обучения;

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

  • усовершенствовать контроль знаний;

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

  • формировать умения подлинно исследовательской деятельности.

Cуть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Интерактивные методы в начальной школе: от методов к уроку / А.Г Асмолов. Москва: ТГУ, 2013. – 57 с.

2. Бунина И.В. Интерактивные формы методического обучения / И.В Бунина. Воронеж: МОДЭК, 2015. – 215 с.

3. Гусева Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах / Н.Б Бунина. Омск: МГЗПИ, 2013. – 38 с.

4. Ежихина Л.Г. Познавательный интерес и младшие школьники / Л.Г Ежихина. Москва: ТГУ, 2016. -38 с.

5. Жидин Е.В. Познвательный интерес младших школьников / Е.В жидина. Омск: ТГУ, 2012. – 103 с.

6. Заря И. В. Применение интерактивных методов на уроках в начальной школе / И.В Заря. Рязань: МОДЭК, 2013. – 64 с.

7. Златин И.П. Интерактивные методы методического обучения / И.П Златин. Рязань: МОДЭК, 2014. – 215 с.

8. Ломова Н.Б. Актуальные проблемы начального образования / Н.Б. Ломова. Москва: Просвещение, 2015. – 89 с.

9. Клименко В.В. Методические рекомендации по работе с интерактивными методами и их использование на уроках в начальной школе / В.В Клименко. Тюмень: ВЛАДОС, 2012. – 22 с.

10. Истомина Н.Б. Проблема познавательного интереса в педагогике / Н.Б Истомина. Волгоград: ВГПИ им. С.А Серафимович, 2013. – 97 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рязанова Ирина Викторовна

Дата: 23.05.2017

Номер свидетельства: 418059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья "Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс"
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-vniedrieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-uchiebnyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "249626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446924670"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе». "
    ["seo_title"] => string(88) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikativnykh-tiekhnologhii-ikt-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "224009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438328782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства