Литература 6 класс Краткосрочное планирование № 13
Тема урока: " Золотой век русской литературы. А.С.Пушкин «Я памятник воздвиг себе нерукотворный»
Цель урока:
Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Развитие умений понимания автора, смысла его высказывания, его позиции, слов, которыми он эту позицию выразил, поиск значимых формальных элементов. Воспитание отзывчивости на слово, понимания его красоты, сопереживания мыслям и чувствам автора.
Задачи: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Результаты учебной деятельности:
Учащийся научатся навыкам анализа лирического произведенения, ученик учится сопереживать мыслям и чувствам автора, отзываться на слово.
Источники, оснащение и оборудование:Учебник литературы, презентация
1.Мотивационный этап:
Деятельность учителя
1.Мотивация учебной деятедьности
Знание
Опрос басни С.Михалкова
Кумулятивная беседа.
Кому принадлежат слова? Чего тебе надобно, страче?
Из какой сказки слова:Жил-был поп, толоконный лоб?
Кому принадлежат строки: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя
Эпиграф урока: «У нас все от Пушкина». (Ф.М. Достоевский)
Операционный этап:
Понимание
Сообщение учащегося (опережающее задание)
В 1830 году поэт женился, зная при этом, что его жена молода, прекрасна и светская жизнь ей не чужда. Николай I, увлечённый красотой жены Пушкина, дарует поэту звание камер-юнкера, что позволяет семейной паре бывать на светских балах и приёмах. А.С. Пушкин в негодовании – подобное звание даётся юнцам, начинающим свою карьеру.
31 декабря 1836 года на новогоднем балу Пушкин читает роковое для него стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», написанное им 21 августа 1836 года. Это был точно выверенный удар по самолюбию Николая, после чего Пушкин был обречён, и он знал и ждал этого момента.
27 января 1837 года возникает долгожданная ссора и назначается дуэль.
Применение
Чтение стихотворения учителем. н Восприятие стихотворного текста: “Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема?” и т.д.).
- О чем это стихотворение? Каков сюжет? (сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).
2. Словарная работа.
Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского.
пиит – поэт.“всяк сущий” - существующий. тунгус – народность Восточной Сибири. муза – богиня поэзии, вдохновение.
3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы).
- Начинается стихотворение со слов “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Что значит “нерукотворный”?
- Какие ассоциации возникают при слове “нерукотворный”? Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку.
- Какое ещё значение несет эпитет “нерукотворный”?
- Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом?
Чтение 2 строфы.
Где будет жить душа поэта после смерти?
К кому обращена поэзия Пушкина?
Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина?
Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика?
Чтение 3 строфы.
- Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ?
Чтение 4 строфы.
В чем Пушкин видит предназначение поэта? Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.
Каково назначение поэзии? Помогать человеку стать человеком с большой буквы.
Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.
Чтение 5 строфы
“Веленью Божию, о муза будь послушна”. Как вы понимаете значение этих слов?
Каким должен быть поэт?
Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении
Работа со средствами художественной выразительности.
Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?
Какую роль играют эти тропы в стихотворении? Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта.
Вывод делают сами учащиеся
Инструктаж домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения. Ответ на вопрос: « Поэт должен быть…»
Рефлексивный анализ
Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я могу…
Было интересно…
Знания, полученные на уроке, пригодятся
Рефлексия учителя
Достиг или не достиг цели урока учитель?
Что я сделал? С какой целью? Почему именно так? Какой результат я получил?