kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Роль игры на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает роль игры в приобщении детей к школьному обучению.Некоторыми учителями роль игры на уроке понимается весьма ограниченно - как способ разгрузки и развлечения детей после утомительной и неприятной учебной работы. Однако дидактическая игра, если не делать из нее самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления познавательного интереса детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль игры на уроках математики" »



Обобщение опыта:









Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 28

Малюкова В.Н.







п. Мостовской

Детская игра – исторически возникшая ведущая деятельность – определяет развитие ребенка. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Подчеркивая большое значение игры, профессор В.В. Гориневский писал:

«Никакое упражнение по приказу не может сравниться по сумме работы с тем, что проделывает ребенок, играя с увлечением. Во время игр решимость его проделывать трудные упражнения или стойко переносить неприятные ощущения увеличивается и тем укрепляется и закаливается его воля».

Игра – одно из средств нравственного воспитания, особенно детей младшего и подросткового возраста. А.С. Макаренко сравнивал хорошую игру с хорошей работой и справедливо считал, каков ребенок в игре, таков он будет и в последующей работе, когда вырастет, так как в игре воспитываются навыки и черты характера, необходимые в работе: преодоление трудностей, активная деятельность, радость творчества, размах мысли, увлеченность своим делом, гордость успехами коллектива, воображение.

Приобщение детей к школьному обучению поставило вопрос о применении дидактических игр на уроке. Одновременно обнаружилось, что мы испытываем острый недостаток в таких играх и игрушках, которые способствовали бы общему развитию детей в условиях школьного обучения и усвоению ими программного материала.

Некоторыми учителями роль игры на уроке понимается весьма ограниченно – как способ разгрузки и развлечения детей после утомительной и неприятной учебной работы. Однако дидактическая игра, если не делать из нее самоцель, может исполнить свою исключительную роль усиления познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития.

Я согласна с тем, что игра необходима на уроке. Дети увлечены игрой, они работают активно и урок проходит быстро и интересно. Даже самые слабые ученики работают с удовольствием.

Работая в начальной школе, я познакомилась с опытом работы Амонашвили, Лысенковой, Зайцева. Кое-что я использовала в своей работе. С каждым разом я убеждалась, что введение игрового сюжета на уроке привлекает внимание учащихся всего класса.

С первого класса к ребятам приходят Чебурашка и Буратино, Веселые человечки и диковинные звери. Они часто просят о помощи, совета у ребят. Как не помочь, например, трем поросятам сосчитать желуди, а Буратино разгадать схему слова, ребус или загадку?

В первом классе многие дети не могли запомнить порядок чисел от 0 до 10, показать данную цифру. Я давала задание показать ту или другую цифру, дети давали ответы – цифры, пользуясь «Веером». Этот веер помогал нам и




при изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 10 и 20». На каждом лепестке написаны цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Я читаю пример, дети быстро показывают ответ. Большой интерес у детей вызывают игры «Молчанка», «Подставь в окошко данное число», «Определи маршрут самолета», «Десантники» и другие.

Кажется, что может быть проще темы «Сложение и вычитание в пределах 10»? Однако в каждом классе есть ученики, которым эта тема трудна. Задача учителя – научить каждого, складывать и вычитать в пределах 10. Во время изучения этой темы на доске, как правило, всегда есть ряд чисел, но он часто бездействует. Мы говорим детям: «Если к числу прибавить 1, будет следующее число, вычесть 1 – предыдущее». Смотрят – смотрят некоторые ученики на этот ряд чисел, а ответ дать не могут. Я заставляю этот ряд чисел «говорить», дополняя его стрелками и знаками действия. Получается вот такой ряд:



+1→

+1→

+1→

+1→

+1→

+1→

+1→

+1→

+1→


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-1←

-1←

-1←

-1←

-1←

-1←

-1←

-1←

-1←





По такому ряду все, даже самые слабые, решают примеры на сложение и вычитание с числами 1, 2, 3 и так далее. Такая опора есть у каждого ученика – это линейка. Дети пользуются ею, пока не запомнят табличку. Когда прибавляют число 2, они рассуждают так: к числу 1 прибавить 2, шагаем от 1 на два шага вправо, подходим к числу 3, значит 1+2=3. Если вычитаем из числа 3 число 2, шагаем влево 2 шага.

Табличные навыки сложения и вычитания в пределах 10 являются основой всей дальнейшей вычислительной деятельностью учащихся. Поэтому формирование прочных, доведенных до автоматизма навыков сложения и вычитания в пределах 10 – первоочередная задача математики в начальных классах. Положительную роль в формировании навыков сложения и вычитания играет установка на запоминание состава каждого числа. Организуя работу по усвоению (запоминанию) состава чисел в пределах 10, я использую различные индивидуальные карточки игры и карточки для работы всего класса, с которыми работаю также в игровой форме, например «заселяем домики»: на крыше записан номер дома. Учащиеся должны распределить числа в клеточки так, чтобы сумма была равна номеру дома. Карточки даю одинаковые и в то же время разные: для слабых детей такой же домик, но для помощи одна из квартир заселена. Карточки делаю разные,


чтобы детям было интересно работать, например: «Найди пару», «Числа бегущие друг к другу», «Проверь Незнайку».

Игры с такими же названиями использую при работе всего класса. Одну и ту же игру можно использовать при изучении состава любого числа. Например «Белочка и грибы». Белочка свои запасы прячет в разные места, и вот она нашла 7 грибов, как она их может положить в 2 дупла? – Дети подходят к доске и прикрепляют грибы на дупло, а я записываю на доске пары чисел: 2 и 5; 1 и 6; 3 и 4, и так с любым числом.

Некоторые игры использую в 1, 2, 3 и 4 классах, рисунки те же, а задания меняю, и дети их очень любят, например: «Забей гол», «Лучший летчик», «Определи курс движения самолета», «В зоопарке» и другие. Перед началом игры стараюсь заинтересовать детей небольшим стихотворением или просто ставлю цель:

Чтобы летчиком стать,

Чтобы в небо взлетать,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Летчикам помогает –

АРИФМЕТИКА!


При изучении темы «Порядок действий» использую игру «Помогите Буратино».

Важным звеном в изучении таблицы умножения являются так же математические игры. Они помогают быстро изучить и закрепить знание таблицы умножения, освоить соответствующие случаи деления, например, математическая игра «Кто быстрее?». Напротив каждого ряда на доске прикрепляются картинки, под которыми записаны примеры:





2·3=

2·4=

6·3=

4·5=

5·3=

2·5=

6·2=

7·2=

4·6=

3·9=

9·3=

8·5=

5·7=

6·8=

7·7=

9·2=

7·4=

3·9=

8·3=

8·7=

2·7=




По сигналу учителя учащиеся каждого ряда с начала ряда по порядку выходят к доске и пишут ответ. Побеждает ряд, который быстрее и правильно запишет ответ.

Можно провести второй вариант игры, в котором нужно составить примеры к данному ответу, например: 12=6*2, 3*4, 4*3, или 2*6.



Математическая игра «Садовники».

На листе бумаги нарисовано дерево – яблоня (любое можно и соответственно плоды). К нему прикрепляются красные, желтые яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры (изучаемой темы). К доске выходят 3 – 4 ученика и быстро записывают примеры (можно только ответы). Кто больше успел решить и записать примеров, тот, следовательно, и больше собрал яблок.



Многие игры и упражнения содержат материал различной степени трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний и учебной подготовленности. Например, учащимся предлагается самостоятельная работа в форме игры «Кого возьмем сегодня в космос?». Каждый ученик получает полоску бумаги, на доске вешаю ракету с примерами, дети должны посчитать и ответ записать на своей полоске. Решив все примеры, у них получается столбик ответов. Примеры надо решить за определенное время, если не знает ответа, то должен поставить точку и решать следующий пример. Затем я поворачиваю ракету обратной стороной, где написаны ответы, дети самостоятельно проверяют ответы или обмениваются листочками и проверяют друг у друга и выставляют оценки. Вот здесь как раз и можно выставить оценки по разному - учесть уровень развития ребенка, осуществить индивидуальный подход к ребенку. Такую же полоску использую в игре «Находчивый математик» или «»Лучший математик». Показываю детям карточку с примером, дети пишут ответы столбиком, я показываю другую карточку, если ученик не решил предыдущую, он ставит точку и решает следующий пример. Затем я читаю ответы, а дети, обменявшись полосками, проверяют ответы и ставят оценку. Чтобы меньше было ошибок, они учат таблицу.

Изучая десятичный состав чисел от 1 до 1000, я использую игру «Звероловы». На наборном полотне изображена картина с клеткой для кроликов, в прорези (на полянке) выставлены кролики (изображения), которые выбежали из клетки. На обратной стороне написаны двузначные и трехзначные числа. Соревнуются две команды по 5 человек в каждой. Поочередно каждый член команды «ловит кролика» (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор числа по десятичному составу. Если все ответы правильны – он

«поймал» кролика, если же была допущена ошибка – «кролик убежал», и он возвращается на место. Команда, поймавшая больше кроликов, выигрывает.

Хорошие результаты дают математические диктанты, которые предлагают сказочные герои, а не учитель. Ответы проверяют сами учащиеся, обмениваясь работами с соседом по парте. Ученики учатся находить ошибки, исправлять их.

На уроках стараюсь похвалить тех, кто не уверен в себе, но прилагает усилия, чтобы добиться успеха. Такого ребенка важно заметить и поддержать. Обязательное условие – вести детей от успеха к успеху, развивать чувство гордости от достижений. Очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу, чтобы она благотворно действовала на каждого ученика. Спокойный тон, вежливое обращение способствуют всестороннему, полноценному раскрытию способностей ребенка и тогда дидактические игры и веселые задачи будут приносить пользу на уроке.

Игра – есть внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания окружающего мира. В играх воспитываются дети – организаторы. В хороших полезных играх у детей развиваются качества коллективизма, желание и умение помочь товарищу. Дети в младшем возрасте отличаются недостаточным развитием воли, внимания, большой эмоциональностью, склонны к подражанию. Игра должна помочь им в первую очередь развивать внимание, выдержку, ответственность, умение действовать вместе со всем коллективом.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Роль игры на уроках математики"

Автор: Малюкова Валентина Николаевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(44) "didaktichieskiie-igry-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "217467"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433353969"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "МЕТОДЫ  АКТИВИЗАЦИИ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  СТАРШИХ КЛАССОВ  НА  УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
    ["seo_title"] => string(106) "mietody-aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-starshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "252117"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447334683"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Статья по теме  "Проблемное обучение на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(65) "stat-ia-po-tiemie-probliemnoie-obuchieniie-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "106107"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402942444"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Интегрированные задачи на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(49) "intieghrirovannyie-zadachi-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "169747"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466492"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Применение задач с профессиональной направленностью на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(81) "primienieniie-zadach-s-profiessional-noi-napravliennost-iu-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "283997"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453909123"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1530 руб.
2350 руб.
1380 руб.
2130 руб.
1560 руб.
2400 руб.
1470 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства