Данная статья раскрывает роль игры в приобщении детей к школьному обучению.Некоторыми учителями роль игры на уроке понимается весьма ограниченно - как способ разгрузки и развлечения детей после утомительной и неприятной учебной работы. Однако дидактическая игра, если не делать из нее самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления познавательного интереса детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль игры на уроках математики" »
Обобщение опыта:
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 28
Малюкова В.Н.
п. Мостовской
Детская игра – исторически возникшая ведущая деятельность – определяет развитие ребенка. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Подчеркивая большое значение игры, профессор В.В. Гориневский писал:
«Никакое упражнение по приказу не может сравниться по сумме работы с тем, что проделывает ребенок, играя с увлечением. Во время игр решимость его проделывать трудные упражнения или стойко переносить неприятные ощущения увеличивается и тем укрепляется и закаливается его воля».
Игра – одно из средств нравственного воспитания, особенно детей младшего и подросткового возраста. А.С. Макаренко сравнивал хорошую игру с хорошей работой и справедливо считал, каков ребенок в игре, таков он будет и в последующей работе, когда вырастет, так как в игре воспитываются навыки и черты характера, необходимые в работе: преодоление трудностей, активная деятельность, радость творчества, размах мысли, увлеченность своим делом, гордость успехами коллектива, воображение.
Приобщение детей к школьному обучению поставило вопрос о применении дидактических игр на уроке. Одновременно обнаружилось, что мы испытываем острый недостаток в таких играх и игрушках, которые способствовали бы общему развитию детей в условиях школьного обучения и усвоению ими программного материала.
Некоторыми учителями роль игры на уроке понимается весьма ограниченно – как способ разгрузки и развлечения детей после утомительной и неприятной учебной работы. Однако дидактическая игра, если не делать из нее самоцель, может исполнить свою исключительную роль усиления познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития.
Я согласна с тем, что игра необходима на уроке. Дети увлечены игрой, они работают активно и урок проходит быстро и интересно. Даже самые слабые ученики работают с удовольствием.
Работая в начальной школе, я познакомилась с опытом работы Амонашвили, Лысенковой, Зайцева. Кое-что я использовала в своей работе. С каждым разом я убеждалась, что введение игрового сюжета на уроке привлекает внимание учащихся всего класса.
С первого класса к ребятам приходят Чебурашка и Буратино, Веселые человечки и диковинные звери. Они часто просят о помощи, совета у ребят. Как не помочь, например, трем поросятам сосчитать желуди, а Буратино разгадать схему слова, ребус или загадку?
В первом классе многие дети не могли запомнить порядок чисел от 0 до 10, показать данную цифру. Я давала задание показать ту или другую цифру, дети давали ответы – цифры, пользуясь «Веером». Этот веер помогал нам и
при изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 10 и 20». На каждом лепестке написаны цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
Я читаю пример, дети быстро показывают ответ. Большой интерес у детей вызывают игры «Молчанка», «Подставь в окошко данное число», «Определи маршрут самолета», «Десантники» и другие.
Кажется, что может быть проще темы «Сложение и вычитание в пределах 10»? Однако в каждом классе есть ученики, которым эта тема трудна. Задача учителя – научить каждого, складывать и вычитать в пределах 10. Во время изучения этой темы на доске, как правило, всегда есть ряд чисел, но он часто бездействует. Мы говорим детям: «Если к числу прибавить 1, будет следующее число, вычесть 1 – предыдущее». Смотрят – смотрят некоторые ученики на этот ряд чисел, а ответ дать не могут. Я заставляю этот ряд чисел «говорить», дополняя его стрелками и знаками действия. Получается вот такой ряд:
+1→
+1→
+1→
+1→
+1→
+1→
+1→
+1→
+1→
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
-1←
-1←
-1←
-1←
-1←
-1←
-1←
-1←
-1←
По такому ряду все, даже самые слабые, решают примеры на сложение и вычитание с числами 1, 2, 3 и так далее. Такая опора есть у каждого ученика – это линейка. Дети пользуются ею, пока не запомнят табличку. Когда прибавляют число 2, они рассуждают так: к числу 1 прибавить 2, шагаем от 1 на два шага вправо, подходим к числу 3, значит 1+2=3. Если вычитаем из числа 3 число 2, шагаем влево 2 шага.
Табличные навыки сложения и вычитания в пределах 10 являются основой всей дальнейшей вычислительной деятельностью учащихся. Поэтому формирование прочных, доведенных до автоматизма навыков сложения и вычитания в пределах 10 – первоочередная задача математики в начальных классах. Положительную роль в формировании навыков сложения и вычитания играет установка на запоминание состава каждого числа. Организуя работу по усвоению (запоминанию) состава чисел в пределах 10, я использую различные индивидуальные карточки игры и карточки для работы всего класса, с которыми работаю также в игровой форме, например «заселяем домики»: на крыше записан номер дома. Учащиеся должны распределить числа в клеточки так, чтобы сумма была равна номеру дома. Карточки даю одинаковые и в то же время разные: для слабых детей такой же домик, но для помощи одна из квартир заселена. Карточки делаю разные,
чтобы детям было интересно работать, например: «Найди пару», «Числа бегущие друг к другу», «Проверь Незнайку».
Игры с такими же названиями использую при работе всего класса. Одну и ту же игру можно использовать при изучении состава любого числа. Например «Белочка и грибы». Белочка свои запасы прячет в разные места, и вот она нашла 7 грибов, как она их может положить в 2 дупла? – Дети подходят к доске и прикрепляют грибы на дупло, а я записываю на доске пары чисел: 2 и 5; 1 и 6; 3 и 4, и так с любым числом.
Некоторые игры использую в 1, 2, 3 и 4 классах, рисунки те же, а задания меняю, и дети их очень любят, например: «Забей гол», «Лучший летчик», «Определи курс движения самолета», «В зоопарке» и другие. Перед началом игры стараюсь заинтересовать детей небольшим стихотворением или просто ставлю цель:
Чтобы летчиком стать,
Чтобы в небо взлетать,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Летчикам помогает –
АРИФМЕТИКА!
При изучении темы «Порядок действий» использую игру «Помогите Буратино».
Важным звеном в изучении таблицы умножения являются так же математические игры. Они помогают быстро изучить и закрепить знание таблицы умножения, освоить соответствующие случаи деления, например, математическая игра «Кто быстрее?». Напротив каждого ряда на доске прикрепляются картинки, под которыми записаны примеры:
2·3=
2·4=
6·3=
4·5=
5·3=
2·5=
6·2=
7·2=
4·6=
3·9=
9·3=
8·5=
5·7=
6·8=
7·7=
9·2=
7·4=
3·9=
8·3=
8·7=
2·7=
По сигналу учителя учащиеся каждого ряда с начала ряда по порядку выходят к доске и пишут ответ. Побеждает ряд, который быстрее и правильно запишет ответ.
Можно провести второй вариант игры, в котором нужно составить примеры к данному ответу, например: 12=6*2, 3*4, 4*3, или 2*6.
Математическая игра «Садовники».
На листе бумаги нарисовано дерево – яблоня (любое можно и соответственно плоды). К нему прикрепляются красные, желтые яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры (изучаемой темы). К доске выходят 3 – 4 ученика и быстро записывают примеры (можно только ответы). Кто больше успел решить и записать примеров, тот, следовательно, и больше собрал яблок.
Многие игры и упражнения содержат материал различной степени трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний и учебной подготовленности. Например, учащимся предлагается самостоятельная работа в форме игры «Кого возьмем сегодня в космос?». Каждый ученик получает полоску бумаги, на доске вешаю ракету с примерами, дети должны посчитать и ответ записать на своей полоске. Решив все примеры, у них получается столбик ответов. Примеры надо решить за определенное время, если не знает ответа, то должен поставить точку и решать следующий пример. Затем я поворачиваю ракету обратной стороной, где написаны ответы, дети самостоятельно проверяют ответы или обмениваются листочками и проверяют друг у друга и выставляют оценки. Вот здесь как раз и можно выставить оценки по разному - учесть уровень развития ребенка, осуществить индивидуальный подход к ребенку. Такую же полоску использую в игре «Находчивый математик» или «»Лучший математик». Показываю детям карточку с примером, дети пишут ответы столбиком, я показываю другую карточку, если ученик не решил предыдущую, он ставит точку и решает следующий пример. Затем я читаю ответы, а дети, обменявшись полосками, проверяют ответы и ставят оценку. Чтобы меньше было ошибок, они учат таблицу.
Изучая десятичный состав чисел от 1 до 1000, я использую игру «Звероловы». На наборном полотне изображена картина с клеткой для кроликов, в прорези (на полянке) выставлены кролики (изображения), которые выбежали из клетки. На обратной стороне написаны двузначные и трехзначные числа. Соревнуются две команды по 5 человек в каждой. Поочередно каждый член команды «ловит кролика» (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор числа по десятичному составу. Если все ответы правильны – он
«поймал» кролика, если же была допущена ошибка – «кролик убежал», и он возвращается на место. Команда, поймавшая больше кроликов, выигрывает.
Хорошие результаты дают математические диктанты, которые предлагают сказочные герои, а не учитель. Ответы проверяют сами учащиеся, обмениваясь работами с соседом по парте. Ученики учатся находить ошибки, исправлять их.
На уроках стараюсь похвалить тех, кто не уверен в себе, но прилагает усилия, чтобы добиться успеха. Такого ребенка важно заметить и поддержать. Обязательное условие – вести детей от успеха к успеху, развивать чувство гордости от достижений. Очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу, чтобы она благотворно действовала на каждого ученика. Спокойный тон, вежливое обращение способствуют всестороннему, полноценному раскрытию способностей ребенка и тогда дидактические игры и веселые задачи будут приносить пользу на уроке.
Игра – есть внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания окружающего мира. В играх воспитываются дети – организаторы. В хороших полезных играх у детей развиваются качества коллективизма, желание и умение помочь товарищу. Дети в младшем возрасте отличаются недостаточным развитием воли, внимания, большой эмоциональностью, склонны к подражанию. Игра должна помочь им в первую очередь развивать внимание, выдержку, ответственность, умение действовать вместе со всем коллективом.