Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии»
Учитель математики Ерошенко Ю.В.
Современные образовательные технологии на уроках математики
Образовательная технология — система, включающая представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для определенных условий.
“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Современные образовательные технологии
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Проектные методы обучения
Исследовательские методы в обучение
Лекционное обучение, семинары, зачетная система
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Информационно-коммуникационные технологии;
Здоровье сберегающие технологии.
Применение данных видов технологий в процессе обучения математике способствует овладению навыками самостоятельной работы, повышающими не только познавательную активность, но и сознательное отношение к учебе, достичь таких развивающих целей обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений самостоятельно принимать оптимальное решение из возможных вариантов, формирование информационной культуры (работа с учебником, дополнительными источниками информаций), умений осуществлять обработку информации. Это ускоряет темп обучения, освобождает время, процесс обучения становится эффективным и плодотворным, помогает в достижении высоких результатов.
Проблемное обучение
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности обучающихся, позволяют нацелить учащихся на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемная ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания .Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Таким образом, проблемное обучение позволяет направлять обучающихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.
Технология уровневой дифференциации
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения обучающихся в учебе в соответствии с их возможностями.. Ребята постоянно заняты посильным трудом. Есть возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
Исследовательские методы в обучении
Дают возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.
Игровые технологии
Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Использую викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие умений и навыков.
Зачетная система
Данная система помогает обучающимся подготовиться к обучению в образовательных учреждениях СПО и ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке обучающихся.
Групповая технология
Одной из форм коллективной деятельности обучающихся на уроках является групповая работа. Принцип работы в группе состоит в передаче обучающимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы обучающихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу обучающихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы. Процессом взаимного обучения управляет учитель, он контролирует работу групп, вносит свои коррективы. В своей работе использую группы постоянного и временного состава.. В каждой группе назначается консультант, ими становятся обучающиеся, хорошо усваивающие материал по предмету, отличающиеся собранностью и требовательностью к себе. Применяю работу по парным карточкам. Одни и те же задания выполняют сразу два обучающихся: сильный за 1-ой партой, слабый - у доски. Сильный обучающийся, выполняя задания за партой, следит за работой более слабого одноклассника; слабый может обращаться за помощью к товарищу столько раз, сколько ему необходимо для полного понимания. Это дает возможность слабоуспевающему обучающемуся получить консультацию, что способствует ликвидации пробелов в знаниях.
Преимущества групповой формы учебной работы особенно ярко выступают при активизации слабых обучающихся, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Практика показывает, что обучающиеся с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.
Информационно-коммуникационные технологии
Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся. Обучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные обучающиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля.
Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование обучающихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.