kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социализация личности учащихся на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного  процесса. Концепция ФГОС предусматривает усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета, - знаний, умений, навыков, опыта решения проблем и творческой деятельности. Результаты обучения должны применяться в реальных жизненных ситуациях. Поэтому образовательные учреждения  в условиях ФГОС сориентированы на создание условий для развития личности на основе социальной компетентности. Развитие социальной компетентности на уроке математики  – один из способов достижения поставленной цели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социализация личности учащихся на уроках математики »

В.А. Щипанова

МБОУ ВСОШ №5 г. Ульяновска


Социализация личности учащихся на уроках математики


Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса. Концепция ФГОС предусматривает усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета, - знаний, умений, навыков, опыта решения проблем и творческой деятельности. Результаты обучения должны применяться в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений, обращаться к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процесса. Поэтому образовательные учреждения в условиях ФГОС сориентированы на создание условий для развития личности, способной к социально – прогрессивной самореализации в обществе, выражающейся в стремлении человека реализовать себя как части социума, на основе социальной компетентности. Развитие социальной компетентности на уроке математики – один из способов достижения поставленной цели.

Социальная компетентность – это особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний.

Социальная компетентность отражается в таких характеристиках:

- вступать в контакт, устанавливать сотрудничество;

- выражать свои мысли, чувства, переживания;

- слушать, реагировать на мнение и переживания другого;

- ставить цели, планировать действия;

- выдвигать альтернативные способы действий;

- распределять обязанности;

- запрашивать помощь;

- разрешать конфликты и межличностные проблемы.

Необходимость развития социальной компетентности вызвана тем, что, к сожалению, у современных школьников всё ещё распространено элементарное неумение общаться, слушать другого человека, выражать свои чувства, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей, и как следствие, совместно принимать решения, регулировать конфликты, прибегая к компромиссам. Достигнуть этого можно, решая следующие задачи:

  • организация групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;

  • предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;

  • использование проектного метода обучения;

  • систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;

  • обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.

Решая поставленные задачи, я применяю следующие формы и методы работы на уроке.

Групповая и парная форма работы – эффективная организация деятельности учащихся, так как соответствует реальной организации деятельности взрослых. При этом повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

Общие учебные задания приучают к коллективному характеру деятельности в обществе. Взаимодействие учащихся способствует развитию привычки к объективности и честности. Позитивная взаимозависимость соответствует сложившемуся типу взаимоотношений между людьми. Сотрудничество в группе нацеливает на кооперативную мотивацию деятельности и взаимопомощь. Индивидуальная подотчетность и ответственность вырабатывают гражданскую позицию, важную в процессе социализации. Для такой формы работы подходят задания, имеющие несколько способов решения, например, решение тригонометрического уравнения sin x + cos x = 1, задачи с неполным условием или не имеющие решения, с лишними данными. Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий, при выполнении проблемных заданий.

Проведение уроков в форме учебной деловых игр также способствует формированию социальной компетентности учащихся. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций и отношений;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
Например, урок – деловая игра «Редакция» по теме «Признаки равенства треугольников» в 7 классе. Учебное занятие начинается с построения модели игры, целеполагания, распределения ролей, функции всех участников. Класс делится на разноуровневые группы - отделы. В ходе игры актуализируются знания учащихся, выполняются задания по группам, причем результат одной группы используется другой. Задания прикладного характера требует совместного обсуждения и решения, творческого применения знаний. При проведении отчета осуществляется самооценка, взаимооценка учебной деятельности. Результаты (решения самостоятельных работ) помещаются в газету – продукт деятельности редакции. Игра завершается этапом рефлексии. На таких занятиях созданы условия для развития у детей социальной культуры, проявления инициативы и стремления обеспечить успех группы, готовности к психологическому контакту и взаимопомощи, самооценки качества своей работы с позиции её вклада в общий результат деятельности.

Важной задачей на всех этапах обучения является формирование у школьников умений добывать и применять знания, планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности помогают ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Выполняя проектную работу, школьники становятся более инициативными и ответственными, повышают эффективность учебной деятельности, приобретают дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. В основу его положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы. Это повышает мотивацию участников, способствует социализации учащихся. Такие проекты как «Как измерить Землю», «Ремонт классного офиса», «Его величество - процент» и др. нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Их отличает четко обозначенный результат деятельности участников и продуманная структура, поэтапное выполнение. Ребята, кроме математических расчетов, выбирали материалы для ремонта, интересовались их стоимостью, решали вопрос какими силами будет производиться ремонт. Результатом деятельности было составление сметы и организована их презентация.

В результате у детей формируются умения и навыки сотрудничать, планировать и реализовывать план действий, принимать ответственность на себя, выбирать эффективные пути решения задачи, осуществлять рефлексию поисковой и оценочной деятельности, менеджерские, коммуникативные качества.

В своей работе для успешной социализации ученика я использую следующие методические средства:

  • договор. Ценность договорных тактик обусловлена тем, что они способствуют формированию активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения;

  • диалог. При этом приобретаются навыки делового общения, умение формулировать вопросы, вести дискуссию;

  • обратная связь. Ученик или учитель определенным образом выражают свою реакцию на поведение других с целью его коррекции.

  • создание ситуаций выбора. Под этим подразумевается выбор домашнего задания, выбор конкретной роли при проведении игры, выбор объема и уровня сложности контрольного задания, выбор линии поведения в предлагаемой ситуации;

  • создание ситуации успеха – намеренное сочетание определенных условий, позволяющих ученику достичь собственной успешности. Учитывая эмоциональный подъем учащегося, учитель мотивирует его дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активности.

В заключении необходимо сказать, что социальная компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии и любого возраста. Главным является не предмет, а личность которую мы формируем. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Здесь уместны слова Конфуция «Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки вас обязательно ждёт провал».

Я искренне верю, что вся работа по социализации поможет моим ученикам:

  • приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

  • научит детей чувствовать и понимать других людей;

  • приобщит к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;

  • даст понимания  «ценности» каждого и всего живущего и растущего на Земле.

 






Список литературы

1. Проект Федерального государственного об­разовательного стандарта общего образова­ния (среднее (полное) общее образование) от 15 апреля 2011 г. Руководители разработки про­екта: Л.П. Кезина, академик РАО; А. М. Конда­ков, научный руководитель ИСИО РАО, член­ корреспондент РАО


2. Гузеев В.В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе.//Педагогические технологии - 2009. - №6

  1. Н.В. Калинина. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде. Психолого – педагогическое сопровождение. У ИПК ПРО, 2004

  2. Лукьянова М.И. и др. Личностно – ориентированный урок. Конструирование и диагностика.- М., «Педагогический поиск», 2006

  3. Мещанинова О.О. Проектная и исследовательская деятельность учащихся при обучении математики. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.rybadm.ru/info/teacheryear/2009/meshaninova.htm (Дата обращения 16.01.2014)

  4. Мустафина З.К. Социализация и развитие личности в условиях гимназии открытого типа. Издательство Биро, Уфа, 1999

  5. Тюкавкина Н.В. Воспитание толерантности в процессе социализации младшего школьника. //Педагогические технологии - 2009. - №5

  6. Пути формирования и развития социальной компетентности на уроках математики. [Электронный ресурс]. URL: htth://lib,convdocs/ index – 89099. html (Дата обращения 16.01. 2014)

  7. Фролов А. Формирование образовательной компетентности обучающихся через внедрение в учебно – воспитательный процесс технологий развивающего обучения. //Муниципальное образование и эксперимент.- 2010. - №5















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социализация личности учащихся на уроках математики

Автор: Щипанова Валентина Александровна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 121991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Инновационно - исследовательская работа "Социализация личности учащихся и социальная компетентность" "
    ["seo_title"] => string(113) "innovatsionno-issliedovatiel-skaia-rabota-sotsializatsiia-lichnosti-uchashchikhsia-i-sotsial-naia-kompietientnost"
    ["file_id"] => string(6) "122045"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414144513"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Формирование самостоятельности обучающихся на уроках математики - как важнейшее средство социализации личности. "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-samostoiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-vazhnieishieie-sriedstvo-sotsializatsii-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "114708"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411638542"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ,   КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ. "
    ["seo_title"] => string(140) "razvitiie-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstva-optimizatsii-poznavatiel-nogo-intieriesa-k-priedmietu"
    ["file_id"] => string(6) "127013"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415259402"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Сравнение обыкновенных дробей. 5 класс "
    ["seo_title"] => string(42) "sravnieniie-obyknoviennykh-drobiei-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "226436"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440268868"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Возможности использования интерактивной доски на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(80) "vozmozhnosti-ispol-zovaniia-intieraktivnoi-doski-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "120533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413732071"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства