kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование самостоятельности обучающихся на уроках математики - как важнейшее средство социализации личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ  МАТЕМАТИКИ – КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Развитие самостоятельности учащихся есть важнейшее средство социализации личности и развития ее интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, это условие саморазвития растущего человека как личности. Развития самостоятельности можно достичь, побуждая ученика к самостоятельным поискам, к сознательному выбору того или иного действия, самооценке результатов своей работы.
     Школа должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен ок­ружающей его реальности.

          Сегодня учебно – воспитательный процесс призван решать задачу вос­питания социально - активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Поэтому необходимым условием соответствия обра­зовательного процесса современным требованиям, является формирование умений учиться, самостоятельно приобретать знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию. Развивающая функция обучения  от нас, учителей, требует не просто изложения знаний в определенной сис­теме, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже извест­ные.

      Начальное звено обучения – один из сенситивных школьных периодов для формирования самостоятельности, которое активно развивается в этом возрасте в учебной деятельности. Ребенок, переступающий порог школы, вышеуказанными умениями не владеет. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоя­тельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

      Ни у кого не вызывает сомнения, что одним из средств воспитания са­мостоятельности на уроках является самостоятельная работа учащихся.

Как же научить учащихся работать самостоятельно на уроке? Необходимо регулярно во время совместной работы учителя со всеми учащимися обу­чать их приемам самостоятельной работы: самоконтролю и самооценке.   Необходимо отрабатывать организационные формы коллективной (пар­ной) самостоятельной работы, включая эти формы в процесс объяснения или закрепления. (фото детей)

    Методика самостоятельной работы  строится таким образом, что на каждом этапе выполнения задания учитель приучает учащихся ду­мать, искать и находить ответ на поставленный вопрос, самостоятельно анализировать заданную ситуацию, выявлять взаимосвязь между разно­родными объектами, выдвигать гипотезу о подмеченной взаимосвязи, осуществлять проверку справедливости ее и применять свою догадку для определения неизвестного числа.

    

    Для развивающего урока непременным условием является организация самостоятельной работы разноуровневого характера. Опыт работы доказы­вает, что самостоятельные работы разноуровневого характера облегчают организацию занятий в классе, создают атмосферу доброжелательности, атмосферу успеха, желание школьников продвигаться в учёбе в соответст­вии с их возможностями и даже развивать дальше свои  возможности.

   Применение самостоятельных работ разного уровня обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, давая возможность учителю регу­лярно знать реальную картину усвоения знаний учащимися, проблемы в знаниях и даёт возможность немедленного усвоения устранения пробелов, т.е. коррекции. [4]

По цели применения самостоятельные работы могут быть:

  1. обучающими;   мысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоя­тельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объ­яснения нового материала с целью развития интереса к изучаемому мате­риалу, привлечение внимания каждого ученика во время процесса обучения.
  2. тренировочными;

   Тренировочные самостоятельные работы должны включать однотипные примеры и задачи, содержащие существительные признаки и свойства данного определения, правила.

  1. закрепляющими;      К закрепляющим работам можно отнести самостоятельные работы, ко­торые способствуют развитию логического мышления и требуют комби­нированного применения различных правил. Эти работы показывают, на­сколько прочно и осмысленно усвоен учебный материал.

4)  повторительными;  Очень важны обзорные или тематические повторяющие работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли школь­ники, если у них проблемы, которые могут затруднить изучение нового материала.    С этой целью проводятся самостоятельные работы повтори­тельного характера, задания которых включают такие упражнения, кото­рые дадут детям понимание, что нужно знать для усвоения новой темы.

5)  развивающими; Самостоятельными работами развивающего характера могут быть до­машние работы по составлению докладов на определённые темы, подго­товка к олимпиадам, сочинение математических игр, сказок.  На уроках – это самостоятельные работы, требующие умения решать исследователь­ские задачи.

6)  творческими; Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности уча­щихся. В процессе их выполнения учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в но­вых неожиданных ситуациях.  Эти работы вызывают у учащихся большой интерес, учат мыслить творчески

7)  контрольными.    Особое место среди самостоятельных работ занимает контрольная ра­бота. Создание соответствующей системы контроля – необходимое усло­вие достижения планируемых результатов обучения.

    Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, по­могала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определен­ные условия, которые выработаны практикой обучения.

1. Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоя­тельно пользоваться.

2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.

3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.

4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.

5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.

   Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя. Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы.  Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни.

     Хочется  подчеркнуть, что   научить детей учиться можно только создав благоприятную психологическую атмосферу в классе и не забывать при оценке выполненной работы учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика, тогда формирование умений учиться будет ребенку в радость.

   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование самостоятельности обучающихся на уроках математики - как важнейшее средство социализации личности. »

Формирование самостоятельности Обучающихся на уроках математики – как важнейшее средство социализации личности. Автор : Приходченко Олеся Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 4 г. Котово 2014

Формирование самостоятельности

Обучающихся на уроках математики – как важнейшее средство социализации личности.

Автор : Приходченко Олеся Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 4

г. Котово

2014

Развитие самостоятельности учащихся есть важнейшее средство социализации личности и развития ее интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, это условие саморазвития растущего человека как личности.

Развитие самостоятельности учащихся есть важнейшее средство социализации личности и развития ее интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, это условие саморазвития растущего человека как личности.

Как же научить учащихся работать самостоятельно на уроке? Необходимо регулярно во время совместной работы учителя со всеми учащимися обучать их приемам самостоятельной работы: самоконтролю и самооценке
  • Как же научить учащихся работать самостоятельно на уроке? Необходимо регулярно во время совместной работы учителя со всеми учащимися обучать их приемам самостоятельной работы: самоконтролю и самооценке . Необходимо отрабатывать организационные формы коллективной (парной) самостоятельной работы, включая эти формы в процесс объяснения или закрепления.
Методика самостоятельной работы строится таким образом что на каждом этапе выполнения учитель:

Методика самостоятельной работы строится таким образом что на каждом этапе выполнения учитель:

  • приучает учащихся думать;
  • искать и находить ответ на поставленный вопрос;
  • самостоятельно анализировать заданную ситуацию;
  • выявлять взаимосвязь между разнородными объектами;
  • выдвигать гипотезу о подмеченной взаимосвязи
  • осуществлять проверку справедливости ее и применять свою догадку для определения неизвестного числа. 
Самостоятельные работы разноуровневого характера

Самостоятельные работы разноуровневого характера

  • облегчают организацию занятий в классе;
  • создают атмосферу доброжелательности, атмосферу успеха;
  • желание школьников продвигаться в учёбе;
  • развивать дальше свои возможности.
По цели применения самостоятельные работы могут быть:

По цели применения самостоятельные работы могут быть:

  • обучающими;
  • тренировочными;
  • закрепляющими;
  • повторительными;
  • развивающими;
  • творческими;
  • контрольными.
Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты необходимо соблюдать определенные условия:

Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты необходимо соблюдать определенные условия:

  • Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться.
  • Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.
Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.
  • Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.
Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.  Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.
  • Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.
  • Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.
Спасибо за внимание.  Удачи в работе.

Спасибо за внимание. Удачи в работе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Приходченко Олеся Владимировна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ,   КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ. "
    ["seo_title"] => string(140) "razvitiie-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstva-optimizatsii-poznavatiel-nogo-intieriesa-k-priedmietu"
    ["file_id"] => string(6) "127013"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415259402"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Формирование и развитие навыков самообслуживания  у обучающихся начальной школы с нарушением интеллекта как условие социально - бытовой адаптации"
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-i-razvitiie-navykov-samoobsluzhivaniia-u-obuchaiushchikhsia-nachal-noi-shkoly-s-narushieniiem-intielliekta-kak-usloviie-sotsial-no-bytovoi-adaptatsii"
    ["file_id"] => string(6) "306958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458227625"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Формирование и развитие навыков самообслуживания  у обучающихся начальной школы с нарушением интеллекта как условие социально - бытовой адаптации"
    ["seo_title"] => string(165) "formirovaniie-i-razvitiie-navykov-samoobsluzhivaniia-u-obuchaiushchikhsia-nachal-noi-shkoly-s-narushieniiem-intielliekta-kak-usloviie-sotsial-no-bytovoi-adaptatsii-1"
    ["file_id"] => string(6) "306959"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458227632"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Технология развития критического мышления учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhiia_razvitiia_kritichieskogho_myshlieniia_uchashchikhsia_na_urokakh_m"
    ["file_id"] => string(6) "431414"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1507494461"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад по  теме:  «Развитие творческого потенциала  обучающихся в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры» "
    ["seo_title"] => string(145) "doklad-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-obuchaiushchikhsia-v-uchiebno-vospitatiel-nom-protsiessie-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "162093"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422300504"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства