Сообщение по теме: "Эффективная организация домашнего задания по математике"
Сообщение по теме: "Эффективная организация домашнего задания по математике"
Эффективная организация домашнего задания
Одной из важных задач, стоящих перед современной школой является повышение качества обучения и развития учащихся. Каждый учебный предмет, изучаемый в общеобразовательной школе, имеет возможности для повышения интеллектуальных качеств учащихся и развития их способностей. Школьный курс математики не исключение. В программе по математике для общеобразовательных учреждений отмечено, что цели и задачи обучения математике определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. В образовательных стандартах по математике (2004 г.) подчеркивается, что математика должна оказывать положительное влияние на формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни. Для реализации этого направления необходимо развивать у учащихся интуицию, логическое мышление, творческие способности. Для достижения поставленных целей и задач необходимо уделять особое внимание не только содержанию, предлагаемых учащимся заданий, но и выбору методов, форм и приемов обучения. Необходимо добиваться формирования у учащихся прочной системы знаний, которые они могли бы применять в различных ситуациях (как для стандартных условий, так и для видоизмененных). И важная роль в формировании у учащихся таких знаний и умений принадлежит домашним заданиям, которые являются своего рода продолжением урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сообщение по теме: "Эффективная организация домашнего задания по математике" »
Эффективная организация домашнего задания
Одной из важных задач, стоящих перед современной школой является повышение качества обучения и развития учащихся. Каждый учебный предмет, изучаемый в общеобразовательной школе, имеет возможности для повышения интеллектуальных качеств учащихся и развития их способностей. Школьный курс математики не исключение. В программе по математике для общеобразовательных учреждений отмечено, что цели и задачи обучения математике определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. В образовательных стандартах по математике (2004 г.) подчеркивается, что математика должна оказывать положительное влияние на формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни. Для реализации этого направления необходимо развивать у учащихся интуицию, логическое мышление, творческие способности. Для достижения поставленных целей и задач необходимо уделять особое внимание не только содержанию, предлагаемых учащимся заданий, но и выбору методов, форм и приемов обучения. Необходимо добиваться формирования у учащихся прочной системы знаний, которые они могли бы применять в различных ситуациях (как для стандартных условий, так и для видоизмененных). И важная роль в формировании у учащихся таких знаний и умений принадлежит домашним заданиям, которые являются своего рода продолжением урока.
На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания обучающихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Домашняя учебная работа обучающихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками – наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой обучающихся по его выполнению.
Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок “про себя”, вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы. Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы.
Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.
Основные недостатки домашней учебной работы школьников.
Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе обучающихся имеются существенные недостатки.
Во-первых, многие школьники при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний.
Во-вторых, недочетом домашней работы многих обучающихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.
В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого обучающиеся допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях.
Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Перегрузка домашними заданиями также возникает, если обучающиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.
Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:
В первом классе (со 2 полугодия) – до 1 часа; Во втором классе – до 1,5 часа; В третьем-четвёртом классах – до 2 часов; В пятом-шестом классах – до 2,5 часов; В седьмом – восьмом классах – до 3 часов; В девятом-одиннадцатом классах – до 4 часов.
Правила домашней учебной работы школьников.
Первое: Обучающимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один "присест", а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени.
Второе: Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается впервые 10–12 часов после восприятия. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5 – 8 часа – только 28%.
Третье: Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Как это сделать? Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочется его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое – когда поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять торопливости и стремиться к глубокому осмыслению и усвоению материала.
Четвертое: Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения изучаемого материала. Указанная методика относится главным образом к младшим и средним классам.
В старших классах она значительно видоизменяется: наряду с учебником обучающиеся часто используют дополнительные источники знаний (тексты художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические документы и т.д.). Но в целом общая система домашней работы и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь. Не меньшее значение имеет в старших классах и применение приемов самоконтроля. Больше того, при значительном увеличении объема домашних заданий их роль в прочном усвоении знаний становится еще выше.
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:
индивидуальная;
групповая;
творческая;
дифференцированная;
одна на весь класс;
составление домашней работы для соседа по парте.
Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным обучающимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа обучающихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы “Цена. Количество. Стоимость” школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают обучающихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на “сильного”, так и на “слабого” ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей обучающихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у школьников отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: “Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке”.
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.
Для того чтобы добиться положительной динамики в развитии интеллектуальных и личностных качеств учащихся в результате выполнения домашних заданиях, необходимо чтобы формы домашнего задания и его содержание удовлетворяли определенным условиям.
Прежде всего, следует учитывать, что каждый учащийся это индивидуальность, со своими склонностями, потребностями, мотивами поведения. Поэтому необходимо придерживаться принципа учета индивидуальных особенностей субъекта с опорой на его возрастные возможности.
Второе условие связано с условием сотрудничества, так как, опираясь на определение “зоны ближайшего развития”, сформулированного Л.С.Выготским, можно утверждать, что в процессе сотрудничества учащиеся могут продвинуться в своем развитии гораздо дальше, чем при индивидуальной работе. В связи с этим, необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы выполнения домашнего задания.
Соблюдение перечисленных выше условий должно сочетаться с условием оптимизации, которое заключается в необходимости формирования позитивного отношения учащихся к выполнению домашних заданий. Учащиеся должны осознавать, что добросовестное выполнение предложенных заданий способствует достижению положительных изменений в результатах их обучения и развития.
И конечно, для того, чтобы учащимся было интересно выполнять домашнее задание необходимо, чтобы его содержание и формы выполнения отличались разнообразием.
Вышеизложенным условиям удовлетворяют следующие формы домашнего задания, которые доказали свою эффективность в результате практической проверки.
Прежде всего, необходимо отметить форму, которую назовем “реши и составь”. При ее использовании, учащимся предлагается группа заданий, направленная на усвоение изученного материала, отработку определенных умений. Данные задания учащиеся должны решить и после этого составить аналогичные задания по содержанию или по способу решения. Помимо аналогичных заданий учащиеся могут составить ряд вспомогательных заданий, решение которых будет иллюстрировать основные этапы решения предложенного учителем задания. Например, “Реши задачу: дан прямоугольный параллелепипед заданного объема V, в основании которого квадрат. В каком случае его полная поверхность будет наименьшей? Составь для данной задачи ряд вспомогательных задач”.
С формой “реши и составь” связана форма “составь и реши”. В этом случае учащиеся должны составить и решить задачи, удовлетворяющие данным учителем условиям. Например, “Составьте и решите задачи на нахождение наибольшего значения функции, в которых используется какая – либо геометрическая фигура”.
Перечисленные две формы направлены не только на усвоение учебного материала, но и на раскрытие творческого потенциала учащихся.
Следующий вариант формы домашнего задания назовем “три блока”. Ее суть заключается в следующем. Один блок заданий для своего решения требует проявления интуитивных компонентов мышления. Учащиеся при решении задач этого блока должны сформулировать предположения, построить прогноз развития связей между элементами задачи. Другой – логических компонентов мышления. Учащиеся должны ориентироваться на существенные признаки объекта, проводить логически обоснованные рассуждения, использовать определенные алгоритмы и т.п. Третий – творческих компонентов мышления. При решении задач данного блока учащиеся должны предложить интересное, нестандартное решение, сопоставить и выявить новые функции известного объекта и т.п.
Например, в 10-м классе при изучении темы “Перпендикулярность в пространстве”, можно предложить задания:
1. Докажите утверждение: “Две прямые, перпендикулярные к одной плоскости, параллельны”. Сформулируйте и проверьте обратное утверждение. 2.1. Замените в утверждении из п.1 слово “прямые” на слово “плоскости”. Оцените истинность полученного утверждения. 2.2 Выведите следствия из утверждения: “”. 3. Какая существует связь между параллельностью и перпендикулярностью в планиметрии? В стереометрии? Сравните полученные результаты.
Так, задания первого блока направлены на развитие логических компонентов мышления, второго – интуитивных и логических, третьего – в наибольшей степени творческих.
Четвертый вариант домашнего задания - “как можно больше”. При использовании данной формы, учащимся предлагается или задание, для решения которого они должны предложить как можно больше способов, или утверждение, из которого необходимо вывести как можно больше следствий, или задание на поиск наибольшего числа предположений для разрешения проблемной ситуации и т.п. Например, “Выведите как можно больше следствий из утверждения АВСДА1В1С1Д1 – куб со стороной а. Составьте как можно больше задач с использованием этого утверждения”.
Важно не только выбрать формы домашнего задания, но и разнообразить формы его проверки, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку, в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Для того чтобы максимально эффективно проверить результаты выполнения учащимися домашнего задания наряду с традиционными формами проверки можно использовать следующие формы.
Прежде всего, отметим “анализ домашнего задания”. Суть заключается в том, что учащиеся должны описать способ решения, структуру решения, выделить математические факты, используемые для решения и т.д., что способствует развитию логических компонентов мышления.
Далее, “проверка решения по цепочке” (если задание решается одним способом, или группа учащихся выполнила его одним способом). Кто – то из учащихся начинает выполнять решение задания на доске (допустима устная проверка) на некотором моменте он останавливается и решение продолжает другой ученик, выполнивший решение таким же способом и т.д.
Можно в начале урока провести проверочную работу, в которую включить задания из домашней работы.
Эффективно использование формы “проверка домашнего задания в парах или группах”. Известно, что многие обучающиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем в своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки.
Необходимо подчеркнуть, что перечисленные формы выполнения домашнего задания можно наиболее эффективно использовать, начиная с 8-го класса, хотя с определенными ограничениями или в ряде случаев дополнениями их можно применять и в младшем возрасте.
Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. А если всё-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи исключать нельзя. Можно приучить школьников работать на черновике и в случае неудачи предоставлять черновик, который просматривается обычно до урока или в процессе проверки домашнего задания. Или позволить вместо нерешённой задачи выполнять другое задание, по выбору самого ученика, и для этого предоставить возможность такого выбора. В любом случае надо ориентировать ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получилось решение, не ограничиваясь обычным “не понял”, “не сумел”.
Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе.
В заключение следует отметить, что для достижения качественных результатов обучения необходимо варьировать формы проведения домашнего задания и варианты проверки качества его выполнения. При этом важно добиться усвоения каждым учащимся учебного материала, соответствующего установленным стандартам обучения.
Литература:
Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. – М.: Изд-во “Лабиринт”, 2001.
Программа по математике/ сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк.- М.: Просвещение, 2006.
Стандарт основного общего образования по математике. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике/ Математика в школе №4, 2004.