Просмотр содержимого документа
«Система преподавания геометрии в 7-9 классах.»
Система преподавания геометрии в 7-9 классах.
Учитель математики МАОУ «Бутовская СОШ № 2» Федосеева Ольга Викторовна.
Всё чаще мы говорим о качестве образования, которое оценивается по уровню полученных знаний, по сформированности творческих качеств личности (компетенций), направленных на выполнение социальных и профессиональных задач.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: предметные, метапредметные и личностные. Мне бы хотелось выделить прежде всего метапредметные результаты , на которые я делаю акцент при изучении геометрии[1] :
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Геометрия , являясь неотъемлемой частью математического образования , имеет целью общеинтеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. Развитие учащихся средствами геометрии направлено на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования. И эти цели предполагают всестороннее развитие мышления детей и прежде всего геометрического мышления, развитие пространственных представлений у учащихся ( это цель для геометрии специфическая).
Геометрическое мышление- это мышление понятиями , высокой степени абстракции, так как представляет собой совокупность мышления пространственного и мышления логического.
Геометрия как школьный предмет всегда считался одним из самых сложных в школьном курсе. Это подтверждают результаты сдачи ОГЭ обязательных предметов в Московской области :
предмет
Средняя оценка
2014 год
2015 год
2016 год
Алгебра
3,75
3,8
3,86
Геометрия
3,32
3,76
3,73
Русский язык
4,27
4,3
4,34
Геометрии требует от школьников для своего усвоения хорошо развитого теоретического (понятийного) мышления, владение методами анализа и синтеза , но при этом хорошо усвоившие общие навыки имеют возможность широкого применения их при изучении других учебных дисциплин. Я считаю , чтобы хорошо решать задачи по геометрии как минимум не надо бояться этих задач, а как максимум знать теоретический материал по геометрии и помнить слова В.Произволова : « Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение». Исходя из всего вышесказанного я и строю свою систему преподавания геометрии в 7-9 классах.
Основные методические принципы:
правильная последовательность изложения материала. Движение от простого , частного к общему , более сложному;
необходимо разбивать новую информацию на минимально возможные «кванты» и дидактически прорабатывать каждый такой квант;
непрерывный контроль усвоения полученного материала – обратная связь;
ошибки и неточности нельзя пытаться скрыть и замолчать, их необходимо публично проанализировать;
отметка не карающий меч правосудия, а один из методических инструментов повышения эффективности процесса обучения;
любой серьёзный рубежный контроль (зачёт, экзамен, итоговая контрольная работа или проверочная работа по теме) должен быть тщательно подготовлен;
выбор методических приёмов должен соответствовать личным качествам.
Цели урока таковы [3]:
обучающая – это новый материал, который будет изложен на уроке;
развивающая- какие свойства личности получат своё логическое развитие на этом уроке, какие конкретные навыки и умения продолжат своё развитие на нём;
воспитательная- развитие внимания, критичности мышления, логического подхода, алгоритмизация мышления при решении задач, умение моделировать реальные ситуации;
преподевтическая-новое понятие вводится сначала на интуитивно-наглядном уровне, а потом даётся чёткое определение.
Типы и виды уроков по геометрии [4]:
Уроки изучения нового материала. На таких уроках происходит введение и осмысление нового материала, варианты уроков:
урок-беседа;
урок с использованием видеоинформации(диск к учебнику Геометрии под редакцией Л.С. Атанасяна, издательство «Просвещение»);
урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа), составляю сама или беру из книги Л.И. Боженковой [2];
урок смешанный.
Уроки совершенствования знаний, умений и навыков :
урок самостоятельная работа ( с применением технологии полного усвоения);
урок практических работ;
семинар.
Уроки обобщения и систематизации изученного материала я провожув форме семинара.
Уроки контроля по своей форме могут быть различны:
Устнный опрос;
Писменная работа( зачёт, контрольная работа);
Смешанная.
Комбинированные уроки.
При построении своего урока я ни только учитываю цели урока , но и педагогические технологии применяемые на уроке . Структура моего урока определяется типом урока [4] и особенностями построения урока по той или иной педагогической технологии.
Педагогические технологии , используемые на уроках геометрии :
технология критического мышления через чтение и письмо;
технология проблемного обучения;
технология развивающего обучения;
технология полного усвоения;
ИКТ технологии;
технология полного усвоения;
технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала(В.Ф.Шаталов).
Приёмы , используемые на уроках геометрии для формирования познавательных действий[2]:
приём анализа;
приём формирования утверждения , обратного или противоположного данному;
устная фронтальная работа – в ней участвуют не менее 30% класса, проводится только сидя. Начинается опрос с хороших учеников, для того , чтобы в начале прозвучали чёткие и грамотные ответы. Вопросы должны быть сформулированы так , чтобы ответ был кратким , а сам вопрос лаконичным и понятным для учеников. Самое эффективное место фронтального опроса- начало урока и служит для актуализации знаний. Чтобы выставить объективную оценку я активных участников фронтальной работы спрашиваю в течение всего урока или выставляю оценку непосредственно за данный вид работы.
письменная фронтальная работа- охватывает весь класс и занимает на уроке от 10 до 30 минут;
опрос у доски – я не вызываю к доске для решения задач по геометрии учеников , заведомо которые не справятся с данной задачей, я считаю ученик отвечает у доски ни столько для учителя и получения оценки , сколько для остальных школьников и служит неким эталоном ответа и записи решения геометрической задач. Следует помнить , что доска- это один из инструментов , помогающих объяснению нового материала или отработке сложных умений и навыков;
индивидуальная работа- работа с дидактическим материалом или на доске я выписываю задания за выполнение которых ученик может получить оценку и вызываю к доске средних или слабых учеников. При этом каждый обучающейся выбирает свой темп работы и может выполнять задания самостоятельно или работая с частью класса и отвечающим у доски.
Подбирая задания для опроса учащихся я ориентируюсь на планируемые результаты по предмету . Главными элементами становятся те предметные знания , которые необходимы для успешного освоения учебно-познавательных задач в старшей школе и необходимы для полноценного интеллектуального развития учащихся. Что бы построить систему дифференцированного обучения задания , используемые мной на уроках задания , даются на двух уровнях : базовом и повышенном. Задачи двух уровней чаще всего я использую для организации Математических диктантов и устных опросов на уроках обобщения , систематизации и коррекции знаний. В издательстве «Просвещение» вышла книга Т.М. Мищенко «Геометрия. Планируемые результаты» содержащая систему заданий 7-9 классы , которые я широко использую в своей работе.
Одним из важнейших этапов изучения геометрии в школе я считаю создание информационной основы обучения, базы которую составляет содержание школьного курса геометрии, развитие умения работать с теоретическим материалом , так необходимым для решения задач. Вся работа с теоретическим материалом фиксируется в специальной Теоретической тетради.
Цели и задачи Теоретической тетради :
Формировать и развивать умение учащихся работать с теоретическим материалом по математике;
иметь под рукой справочник по математике с пройденным материалом, необходимый для подготовки к зачётам, контрольным работам, переводным экзаменам, ГИА;
выполнять поисковые задания;
выполнять задания по систематизации и классифицировании математических объектов и понятий;
выполнять задания по преобразованию информации по предмету из учебника в новые формы, удобные для запоминания;
формировать сознательное отношение к учебной работе;
развивать аккуратность и ответственность.
Более подробный материал моей работы с теоретической тетрадью , со сканами фрагментов ученических тетрадей можно найти в статье « Обобщение опыта по работе с теоретической тетрадью на уроках математики» , расположенной на интернет-портале правительства Московской области (https://intranet.mosreg.ru/user/145929/documents).
Навыки работы с учебной информацией , её обработка очень важны для формирования познавательных учебных действий . В таблице представлена связь типов моделей учебной информации и познавательных универсальных действий [2]:
Типы моделей представления учебной информации в обучении геометрии
Познавательные УД для преобразования учебной информации школьного курса геометрии
знаковая модель записи доказательства теоремы, решения задачи;
Структурирование, достраивание
составление схемы определения понятия;
составление схемы поиска решения задачи(доказательства теоремы);
выполнение записи доказательства теоремы( решения задачи)
поисковые области понятий, связанных отношениями;
наборы объектов для подведение под понятия;
таблицы , информационные схемы;
Достраивание, структурирование
составление поисковой области;
составление набора объектов для подведение под понятие;
составление информационной схемы
классификационные и систематизационные схемы;
Структурирование
составление классификационной схемы
предписания для решения геометрических задач определённого класса
Алгоритмизация
составление предписания для решения задач определённого класса
И хотелось бы остановиться на используемой мной системе подготовки к тематической контрольной работе. Преподавание в средней школе отличается тотальной системой контроля как крупных , так и самых мелких ступеней продвижения вперёд. И это особенно присуще урокам геометрии. Мы не можем решать задачу без предварительного повторения теории , используемой в ней. И на каждом уроке я спрашиваю детей формулировки определений , свойства и признаки геометрических объектов. Основная цель любого вида контроля – получение учителем информации об уровне усвоения полученных знаний и своевременная коррекция ситуации. Для получения хороших результатов контрольная или проверочная работы должна быть хорошо подготовлена. Для этого я строю последовательность учебных занятий по технологии полного усвоения. Приведу пример блока уроков :
Решение задач. Самостоятельная работа+ этап коррекции и развития;
Зачётное занятие. Теоретический вопрос без доказательства+ теоретический вопрос с доказательством или без доказательства+ 1-2 задачи ;
Урок обобщения , коррекции и развития. Разбор заданий , с которыми большинство учащихся не справилось + самостоятельное решение 1 задачи ( базового или повышенного уровня, зависит как учащийся выполнил зачётные задания);
Тематическая контрольная(или проверочная) работа.
Учителю математики , и особенно на уроках геометрии стоит помнить , что «математика, как никакой другой школьный предмет , требует непрерывной цепи базовых знаний. Отсутствие какого-либо звена на этой цепи полностью лишает ученика возможности дальнейшего обучения»[3]. И создание этой цепи зависит от учителя и от созданной им системы преподавания . По вопросам , возникших к автору статьи можно писать на электронную почту [email protected] .
Список литературы
ФГОС среднего общего образования ; http://минобрнауки.рф/документы/336.
Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии/ Л.И. Баженкова.-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013.