Просмотр содержимого документа
«Система подготовки учащихся 9-х классов к успешной сдаче ОГЭ по математике»
«Система подготовки учащихся 9-х классов к успешной сдаче ОГЭ по математике»
«Образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае совершенно бесполезно». (Английский писатель Редьяр Киплинг)
Хорошо известно, что задача учителя - в условиях «обучения всех», прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне.
Многие школьники, которых мы учим, не видят смысла в образованности. В семьях, где родители не имеют образования, нет настроя на получение знаний, продолжение учебы.
Математика является движущей силой всех наук. Освоение учениками других точных наук напрямую зависит от качества математического образования. В каком состоянии ум наших школьников говорят мониторинги всех уровней. Но если попытаться понять причины низкой успеваемости по математике, то каждый из нас может уверенно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так уж и много. Основные причины низкого качества знаний учащихся следующие:
отсутствие мотивации;
низкие способности;
уровень подготовленности учащихся в начальной школе;
педагогическая запущенность;
недостаточное отслеживание учителем западающих тем;
отсутствие должного контроля со стороны родителей;
ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательное влияние вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность учащихся.
Хотя можно сказать что, сколько неуспевающих учащихся, столько и разных причин неуспеваемости.
В моей практике, в последние годы я работаю с классами при переходе из начальной школы и до 9 класса, к обучению в 7 классе, начинала замечать за учащимися, что происходит деление на группы: одни успевают выполнять мои требования в решении заданий, другие лишь частично успевают по индивидуальным карточкам или заданиям. Необходимо было решать эту проблему, и я стала задавать детям домашнее задание на выбор. При проверке некоторые высказывали, с чем они справились или что не получилось, по каким причинам не приступили к выполнению заданий, а затем предложила детям распределиться по группам (1-сильные, 2- средние, 3 –слабые).
Создание таких групп учащихся позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход и оказывать своевременную помощь каждой группе, а для учащихся данный процесс способствует улучшению учебной мотивации. Считаю, что организация деятельности ребенка должна быть такая, чтобы он преследовал цели, которые незначительно превосходят его возможности.
Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый - это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй - создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые имеют высокую учебную мотивацию и возможности для изучения математики на повышенном уровне
Я бы хотела подробнее остановиться на подготовке учащихся к ОГЭ.
Прежде всего, с тестами ОГЭ знакомлю уже восьмиклассников, давая им понять, что они уже много знают и умеют и экзамен в 9 классе просто обязан пройти успешно, если к нему подготовиться.
А в 9 классе работу начинаю с мотивации, к плодотворной подготовке к экзамену и успешной его сдаче. Прежде всего, учащихся убеждаю, что экзамен показывает истинную картину знаний, умений и навыков, где не у кого списать или воспользоваться решебником, а, значит, нужно надеяться только на себя и свои знания. Знакомлю учащихся с требованиями, критериями оценивания и временем написания работы. Чтобы учащиеся имели четкое представление о предстоящем экзамене, совместно с ними прорабатываю демоверсию, при этом отмечаю, какая часть задания каким отметкам соответствует. Ребята, которые учатся слабо, видят, что 8 заданий – это не так уж много и справиться на отметку «3» они смогут, если будут стараться. Для более сильных учащихся отмечаю задания, за которые они могут получить отметки «4» или «5», чтобы в будущем они смогли разумно распределить время выполнения заданий на экзамене. Практика показывает, что такая работа позволяет учащимся поверить в возможность успешной сдачи ОГЭ. К большинству учащихся приходит понимание, что готовиться к экзамену необходимо серьезно и в системе.
В сентябре провожу вводную контрольную работу и несколько вариантов тестирования и делаю анализ, обобщаю полученную информацию и провожу деление класса на группы.
На каждом уроке отвожу 5-10 мин для повторения теоретического материала, с этой целью провожу: устный счет, математические диктанты, привлекаю учащихся работать парами для отработки знаний формул, правил, свойств. Провожу обучающие самостоятельные работы с последующей самопроверкой по готовым ответам, записанным на доске. При составлении текстов самостоятельных работ, тестов использую дифференцированные задания с учетом сформированных групп. Отрабатывая тему, ученик имеет право на пересдачу в течение 2-3 дней. Ученик имеет право переходить из одной группы в другую. Работая с группой «риска» ставлю цель: отработать базовый уровень; «средней» группой базовый и повышенный. Работая с «сильной» группой отрабатываю повышенный, базовый и высокий уровни. С этой целью даю дополнительные задания с учетом допущенных ошибок, провожу консультацию по заданиям, вывешиваю в кабинете образцы решения. Практикую пересдачу даже во время уроков, даю 5-10 минут, в зависимости от темы урока, практикую элементы практических занятий. В чем они заключаются: готовлю 5-6 человек для решения и разбора задач. Каждый ученик решает свой тип задач на доске с пояснением и обсуждением с классом. После такого вида практикума, дается дополнительное задание на дом, собираю выполненные задания, проверяю, выставляю оценки, с исправленными ошибками даю возможность еще поработать. Контрольный срез провожу в классе по 5-6 вариантам.
Положительно работает на повышение качества знаний система зачетов, которые я провожу с 7 класса по каждой теме. Зачеты состоят из двух частей: теоретической и практической. Перед тем как сдать зачет, дети работают на уроке в малых группах, коллективными усилиями находя верное решение, самостоятельно применяя знания и приемы деятельности в новой ситуации. При выполнении тренировочного теста возможна помощь учителя, так как целью его проведения является не проверка знаний учащихся, а анализ их собственной деятельности, результатом которой должен быть ответ на вопрос: «Умею я решать задачи по этой теме или есть нерешенные проблемы, и какие именно?» Для организации такой работы не обязательно бесконечно готовить карточки, я применяю учебник, дидактический материал, тесты, а их в кабинете огромное количество. После этого проводится проверочная работа.
Огромное значение имеет этап подготовки к ОГЭ - это решение экзаменационных тестов. Начиная с ноября, регулярно раз в месяц на спаренных уроках начинаем писать тесты. Работа проводится с ограничением времени и в условиях близких к экзамену. Мониторинг проводится с заполнением бланков – это способствует снятию напряжения на экзамене. За основу критериев оценивания результатов выполнения тестов, берутся критерии с экзамена. При проверке тестов заполняется таблица с результатами выполнения работы по каждому заданию. Имея такую таблицу, легко найти задания, вызвавшие у учеников наибольшее затруднение. На следующем занятии выдаю проверенные работы, бланки ответов, текст теста и фронтально разбираем сначала массовые ошибки, а затем единичные по индивидуальным вопросам учащихся, обращаю внимание на заполнение бланков № 1, запись ответов. К следующему занятию готовлю задания по «западающим» темам для различных групп.
Для развития самостоятельных навыков в освоении отдельных тем учащийся обязан выполнять домашние зачетные работы из сборника под редакцией Семенова А. В., Ященко И. В., а так же задания СДО Прометей.
К концу третьей четверти я заканчиваю изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий, и можно приступать ко второй части экзаменационной работы. Так как задания второй части различаются по уровням сложности, то №№21,22,24 можно разбирать с учащимися из первой и второй групп на уроке, другие задания лучше прорешивать на дополнительных занятиях с наиболее успешными учениками и желающими.
Конечно же, требуется большое количество времени на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, но моя цель - привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается результата и ощущает ее, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально- творческий потенциал.