kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник для решения показательных уравнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

В курсе математики одно из важных мест отводится решению показательных уравнений. Впервые обучающиеся встречаются с показательными уравнениями в группах НПО на втором году обучения, а в группах СПО на первом году обучения. Показательные уравнения встречаются и в заданиях ЕГЭ. По этому изучению методов их решения должно быть уделено значительное внимание. При решении показательных уравнений часто возникают трудности, связанные со следующими особенностями:                     - приведения алгоритма решения показательных уравнений;                                - при решение показательных уравнений, обучающиеся производят преобразования, которые равносильно исходным уравнениям;                          - при решении показательного уравнения вводят новую переменную и забывают возвращаться к обратной замене.                                                                                                                                                                                                                       Предлагаемое пособие представляет с собой ответы на решение показательных уравнений для самостоятельных  работ и успешной сдачи ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник для решения показательных уравнений»

Сборник для решения показательных уравнений

Введение

В курсе математики одно из важных мест отводится решению показательных уравнений. Впервые обучающиеся встречаются с показательными уравнениями в группах НПО на втором году обучения, а в группах СПО на первом году обучения. Показательные уравнения встречаются и в заданиях ЕГЭ. По этому изучению методов их решения должно быть уделено значительное внимание. При решении показательных уравнений часто возникают трудности, связанные со следующими особенностями: - приведения алгоритма решения показательных уравнений; - при решение показательных уравнений, обучающиеся производят преобразования, которые равносильно исходным уравнениям; - при решении показательного уравнения вводят новую переменную и забывают возвращаться к обратной замене. Предлагаемое пособие представляет с собой ответы на решение показательных уравнений для самостоятельных работ и успешной сдачи ЕГЭ.

Цель данного сборника : изучить теоретический материал по теме, проанализировать данную тему в учебниках по алгебре и начала анализа, систематизировать задания ЕГЭ на решение показательных уравнений, систематизировать и обобщить методические рекомендации по решению показательных уравнений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить требования государственных стандартов по теме «Показательные уравнения»;

- проанализировать материал по теме в учебниках алгебры и начал анализа;

- систематизировать методы решения показательных уравнений ;

- систематизировать и обобщить методические особенности изучения данной темы. Пособие содержит два раздела. В первом разделе определяются показательное уравнение, свойства степеней, типы показательных уравнений и методы их решения с образцами решения. Во втором разделе представлены ряд примеров встречаемые в заданиях ЕГЭ. В конце предоставлены ответы к этим заданиям. Данное пособие можно использовать как на занятиях, так и для индивидуального обучения, а также для тех , кто хочет углубить свои знания по теме: «Показательные уравнения».





Определение. Уравнение, содержащее неизвестное в показателе степени, называется показательным.

Должны помнить! При решении показательных уравнений часто используется:.

1. Теорема: если a 0 ;, a ≠ 1 и = , то = .

2. Свойства степеней: ax * ay = ax+y = = * ( x = , ( y = ,

a-x = ; a0 = 1, a1 =a.

Рассмотрим основные типы показательных уравнений и методы решения.

1. Простейшее показательное уравнение вида:

ax = b, где a 0; b 0, a ≠ 1, имеет решение x = .

Пример 1. Решите уравнение 2x = 3.

Решение: x =
Ответ:

2. Для решения уравнений вида: af(x) = b, где a0; b0, a ≠ 1, нужно представить основания а в виде степени одного и того же числа, после чего сравнить показатели.

Пример 2. Решите уравнение 52х+4 = 25.

52х+4 = 52.

2х + 4= 2

2х = 2 – 4

2х = -2

х =-2:2

х = -1.

Ответ: -1.

3. Показательное уравнение вида

af(x)= aȹ(x) , a0, a ≠ 1

решается путём логарифмирования обеих частей уравнения по основанию а . Равносильное ему уравнение

f(x) = ȹ(x).

Пример 3. Решите уравнение 62х – 8 = 216х

Решение. 62х – 8 = 6, т.к. 216 = 63 = 6 * 6 * 6

2х – 8 = 3х

2х – 3х = 8

-х = 8

х = -8

Ответ: -8.

Пример 4. (ЕГЭ) Укажите промежуток, которому принадлежит корень

уравнения 0,1х-1 = 16.

1). (-1;1]; 3). (-3; -1];

2). (1;10]; 4). (16; 20].

Решение. Представим числа и 16 в виде степени числа 2:

= = 2-5 и 16 = 24

Получим уравнение, равносильное данному:

(2-5)0,1х-1 = 24, т.е. 2-5 (0,1х - 1) = 24.

Такое уравнение равносильно уравнению

-5(0,1х - 1) = 4

-0,5х + 5 = 4

-0,5х = 4 – 5

-0,5х = -1

х = -1 : (-0,5)

х = 2.

Число 2 содержится в промежутке (1;10], указанном в качестве одного из вариантов ответов. Следовательно , верный ответ 2.

Пример 4. (ЕГЭ) Найдите сумму квадратов корней уравнения -5 = 9-2х.

1) 26 2) 25 3) 17 4)13.

Решение. Используя свойства степеней, преобразуем правую часть уравнения: 9-2х = (32)-2х = 3-4х

Данное уравнение примет вид: -5 = 3-4.

Из свойств монотонности показательной функции следует, что показательные уравнение равносильно уравнению

х2 – 5 = -4х.

Решим квадратное уравнение х2 + 4х -5 = 0

D = b2 – 4ac

=

D = 42 – 4 * 1 * (-5) = 16 + 20 = 36 0, уравнение имеет два корня:

= = = = 1

= = = = -5.

Так как квадратное уравнение равносильно исходному уравнению полученные корни являются конями и данного уравнения. В прочем можно проверить и непосредственной подстановкой, что числа -5 и 1 являются корнями данного уравнения. Таким образом, сумма квадратов корней уравнения -5 = 9-2х равна (-5)2 + 12 = 25 +1 = 26.

Номер верного ответа - 1

4. Уравнение вида a0a2x + a1ax + a2 = 0.

Это уравнение называется трёхчленным показательным уравнением. Подставка ax = y обращает его в обычное квадратное уравнение a0y2x + a1y + a2 = 0. Решив его, найдем корни y1 и y2. После этого решение исходного уравнения сводится к решению двух уравнений ax = y1, ax = y2. Последние уравнения имеют решение при y10 и y20.

Пример 5. Решить уравнение 22x - 2x - 2=0.

Решение. Пусть 2x = y, тогда уравнение примет вид

y2 – y – 2 = 0

D = (-1)2 – 41 (-2) = 9 0, 2 корня

a) 2x = 2; b) 2x = -1, нет решения, т.к. -1

2x = 21

x = 1

Ответ: 1.

Пример 6. Решить уравнение 9x – 3x – 6 = 0

Решение. Первый член уравнения можно представить в виде 9x = 32x = (3x)2. Тогда исходное уравнение примет вид (3x)2 – 3x – 6 = 0. Обозначим 3x = y, тогда имеем y2 – y – 6 = 0

y1 = 3; y2 = -2.

a) 3x = 3 b) 3x = -2 – нет решения, т.к. -2

x = 1

Ответ: 1.

5. Уравнение вида



Это уравнение решается путём вынесения общего множителя за скобки.

Пример 7. Решить уравнение

2x+1 + 32x-1 – 52x + 6 = 0

Решение. Вынесем за скобки общий множитель 2x-1, получим

2x-1 ( 22 + 3 – 52 ) = -6

2x-1 ( -3 ) = -6

2x-1 = -6 : ( -3 )

2x-1 = 2

x - 1 = 1

x = 2

Ответ: 2

6. Уравнение вида , где f(x) – выражение, содержащее неизвестное число; a 0; a ≠ 1.

Для решения таких уравнений надо:

1. заменить 1 = a0; af(x) = a0;

2. решить уравнение f (x) = 0

Пример 8. Решить уравнение

Решение.

По определению степени с нулевым показателем имеем:

x2 – 7x + 12 = 0, ( т.к. 1 = 20 )

D = b2 – 4ac

=

Решая квадратное уравнение, получим: x1 = 3, x2 = 4.

Ответ: 3; 4.

7. Уравнение вид

Это уравнение приводится к трёхчленному показательному уравнению путём деления обеих частей на ax или bx .

Пример 9. Решите уравнение 9x + 6x = 22x+1

Решение. Перепишем уравнение в виде 32x + 2x 3x – 222x = 0.

Разделив обе части уравнения на 22x ≠ 0, получим

. Пусть , тогда уравнение примет вид

y2 + y -2 = 0 . Решая квадратное уравнение получим = -2 , = 1.

а) - нет решения, т.к. -2

б)

x = 0.

Ответ: 0











Примеры.

I. Решить уравнения:

1. 2x = 32.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29. 39x = 81.

30. 24x = 64.

31. 0,5x+7 0.51-2x = 2

32. 0,6x 0,63 =

33. 63x = 6

34. 32x-1 + 32x = 108

35. 2x+1 + 2x-1 + 2x = 28

36. 23x+2 – 23x-2 = 30

37. 3x-1 – 3x + 3x+1 = 63

38. =1

39. =1

40. 7x – 7x-1 = 6

41. 53x + = 140

42. 32y-1 +32y-2 -32y-4 = 315

43. 2x+1 + 32x-1 -52x + 6 =0

44. 9x - 43x +3 =0

45. 16x -174x +16 =0

46. 25x – 65x + 5 =0

47. 64x – 8x – 56 =0

48. 84x – 62x + 1 =0

49. + – 6 = 0

50. 132x+1 – 13x - 12 = 0

II. (ЕГЭ) Укажите какому промежутку принадлежит корень уравнения:

1. 34x+5 = 81

1) (-1;0] 2) (0;3] 3) (3;4] 4) (4;+∞]

2. 45x-8 = 64

1) (-∞; -3] 2) (-3; -2] 3) (-2;0] 4) (0; 3]

3. 63x+5 = 36

1) (-∞;-8] 2) (-8;0] 3) (0;20) 4) [20;+∞)

4. 25-3x = 16

1) (-3;-1) 2) [-1;0) 3) (0;1) 4) [1;3)

5. 25x-6 = 8

1) (-3;-1) 2) [-1;0) 3) (0;1] 4) (1;3)

6. 610x-1 = 36

1) (-4;-1) 2) [-1;0) 3) (0;1) 4) [1;4)

7. 52x-2.3 = 125

1) [0;1) 2) [1;2) 3) [2;10) 4) [10;+∞)

8. 34x+1 = 9

1) [-2;0] 2) (0;1) 3) [1;3] 4) [4;6]

9. 22x+3 = 8

1) [-1;1] 2) (1;2) 3) [2;4) 4) [4;6]

10. 52x+1 = 125

1) [-2;0] 2) (0;2) 3) [3;4] 4) [4;6]

11. 25x+1 = 4

1) [-4;-2] 2) [-2;-1] 3) [-1;1] 4) [1;4]

12. 5x+3 =125

1) [-6;-4] 2) [-4;-3] 3) [-3;1] 4) [1;3]

13. 62x+2 = 216

1) [0;1] 2) [1;3] 3) [-2;0] 4) [4;6]

14. 72x+2 = 343

1) [-4;-3] 2) [-3;-2] 3) [-2;0] 4) [0;2]

15. 33x+3 = 9

1) [-1;1] 2) [1;2] 3) [2;4] 4) [4;5]

16. 23x+1 = 8

1) [-6;-4] 2) [-4;-2] 3) [-2;2] 4) [2;4]

17. 4x+6 = 16

1) [-7;-5] 2) [-5;-3] 3) [-3;0] 4) [0;6]

18. 0,12x = 1003x+1

1) [-] 2) [; 1] 3) (-1;-0.5) 4) (0.5;1)

19. 0.2x-0.5 = 0.04x-1

1) [-1] 2) [1] 3) (-1;0) 4) (1.5; 3)

20. 0.008x = 51-2x

1) [-1; 1.5] 2) [0; 8] 3) (-1; -0.5) 4) (0.5;1)

III. Найдите сумму квадратов корней уравнения

1. = 2-3x

1) 9 2) 0 3) 4 4)

2. = 3-3x

1) 9 2) 1 3) 8 4)

3. =

1) 10 2) 4 3) 8 4) 0.04

4. = 0.56-3x

1) 10 2) 13 3) 37 4) 0.25

5. = 0,04x

1) 0 2) 2 3) 1 4) 0.25

6. = 9-2x

1) 26 2) 25 3) 17 4) 13

7. = 2-3x

1) 9 2) 0 3) 4 4)

8. = 3-3x

1) 9 2) 1 3) 8 4)

Ответы

I. Решить уравнения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

5

-3

1

-1

1

1

2

2

1

1

0

5,5

5,5

0,2

-2



16

17

18

19

20

21

22

23

24

Ответ


1


0;


1

1


2√3

-

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Ответ

-

-

-2

4

1,5

2,5

9

8

0,4



34

35

36

37

38

39

40

41

42

Ответ

2

3

1

3

-4;3

2,5

1

1

3

43

44

45

46

47

48

49

50

Ответ

2

1;0

0;2

1;0

1

-1;-2

-1

0




II. (ЕГЭ) Укажите какому промежутку принадлежит корень уравнения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

1

4

2

3

4

3

3

2

1

2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

3

3

1

4

1

3

2

1

2

1



III. Найдите сумму квадратов корней уравнения

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

1

2

1

2

2

1

1

2



Дополнительные примеры:



1. 43-2x = 42-x

2. 25x+1 = 42x

3. 53 = 25x+0,5

4. 8x = 4x-1

5. 2x = 32

6. =

7. =

8. 5x-4 = 252

9. = 1

10. =

11. 4x +2x -24 = 0

12. 9x – 4 * 3x – 45 = 0

13. 4x – 3 * 2x = 40

14. 24x – 50 * 22x = 896

15. 72x – 6 * 7x – 7 = 0

16. 9x – 8 * 3x – 9 = 0

17. 16x + 4 * 4x – 5 = 0

18. 4x -9 * 2x + 8 = 0

19. 36x – 4 * 6x – 12 = 0

20. 64x – 8x – 56 = 0

21. 7x+2 + 4 * 7x+1 = 539

22. 2x+1 + 3 * 2x-1 – 5 * 2x + 6 = 0

23. 7x + 7x+2 = 350

24. 7 * 5x – 5x+1 = 2 * 53

25. 3x+2 + 4 * 3x+1 = 21

26. 51+2x + 52x+3 = 650

27. 6x+1 + 35 * 6x-1 = 71

28. 4x+1 +4x = 320

29. 3x+1 – 2 * 3x-2 = 25

30. 23x+2 – 23x-2 = 30

31. 1+ = 2x

32. 5x-1 =

33. 4x = 5 – x

34. 3-x = -

35. 2-3x = 2x – 3

36. 3 * 22x + 6x -2 * 32x = 0

37. 2 * 22x – 5 * 2x * 3x + 3 * 32x =0

38. 3 * 16x + 2 * 81x = 5 * 36x

39. 3 * 42x – 4x * 9x + 2 * 92x = 0

40. 6 * 4x – 13 * 6x + 6 * 9x = 0

41. 3 * 22x + * 9x+1 – 6 * 4x+1 = - * 9x+2

42. 4x + 3x-1 = 4x-1 + 3x+2

43. =

44. 7x-5 * – 49 * + 3 * 7x-5 = 147

45. 3 * 2x+1 +2 * 5x-2 = 5x + 2x-2

46.

47. 0,125 * 2-4х-16 =

48.

49. 23+2х =

50. =

51. (0,2)х+0,5 = (0,04)х

52. = 8х-1

53. 32(х+8)(х-4) = 0,25 *

54. 5х+1 = 5х-1

55. 7х+1 - 7х + 2 * 7х-1 – 14 * 7х-2 = 48

56. 32х-1 – 9х + = 675

57. 52х-1 + 5х+1 = 250

58. – 5 * + 4 = 0

59. 22+х + 22-х = 17

60. 2х+1 * 5х = 10х+1 * 5х+2

61. 2х * 5х-1 = 200

62. * =

63. * * =

64. 7х+1 + 3 * 7х = 3х+2 + 3х

65. 9х – 5х – 3 * 15 + 5х+1 * 3 = 0

66. 25х – 7х – 7 * 52х+1 + 5 * 7х+1 = 0

67. 9х + 6х – 2 * 4х = 0

68. 4 * 2 – 6х = 18 * 9х

69. 4х = 2 * 10х + 3 * 25х

70. 64 * 9 – 84 * 12 + 27 * 16 = 0

71. + - = 0

72. 8х + 8 = 3 * 4х + 3 * 2х+1

73. 3-12х-1 – 9-6х-1 – 27-4х-1 + 811-3х = 2192

74. + = 4

75. + = 14

Заключение

Подведя итоги можно сделать следующие выводы:

1, Показательные уравнения представляют интерес для обучающихся. При решении показательных уравнений развиваются навыки систематизации, логического мышления при выборе правильного метода решения, повышает творческие и умственные способности.

2. Для каждого вида уравнений трудности могут возникнуть при определения метода решения.

В курсе алгебры и начала анализа, в заданиях ЕГЭ часто встречаются показательные уравнения. На уроках на изучение этой темы уделяется мало времени, в учебниках показаны не все методы решения показательных уравнений, приведено мало примеров для самостоятельного решения. По этому данное пособие поможет обучающимся глубже вникнуть в решение, усвоить программный материал данной темы для успешной сдачи письменного экзамена за курс общеобразовательной школы, а также для желающих при сдаче ЕГЭ.































Литература

  1. Математика в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004, 224 с.

  2. Математика. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.

  3. Система тренировочных задач и упражнений по матема­тике/ А.Я. Симонов, Д.С. Бакаев, А.Г. Эпельман и др. - М.: Просвещение, 1991. -208 с.

  4. Готовимся к единому государственному экзамену. Ма­тематика/ J1.0. Денищева, Е. М. Бойченко, Ю.А. Глазков и др. - 2 -е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004,- 120 с.

  5. Лаппо Л.Д., Попов М.А. Математика. Типовые тестовые задания: Учебно - практическое пособие / Л.Д Лаппо , М.А. Попов. - М.: Издательство «Экзамен», 2004 - 48 с.

  6. Единый государственный экзамен: математика: 2004 - 2005: Контрол. измерит, материалы / Л. О. Денищева, Г.К. Безрукова, Е.М. Бойченко и др.; под ред. Г.С. Кова­лёвой; М - во образования и науки Рос. Федерации. Фе­дерал. служба по надзору в сфере образования и науки. - М. : Просвещение, 2005. - 80 с.

  7. Математика. Тренировочные тесты ЕГЭ 2004 - 2005 / Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В. Шевелёва. - М.6 Изд - во Эксмо, 2005.- 80 с. (Подготовка к ЕГЭ)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Сборник для решения показательных уравнений

Автор: Краснян Елена Михайловна

Дата: 15.04.2016

Номер свидетельства: 318961

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по математике на тему "Показательные уравнения" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-pokazatiel-nyie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167507"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423110292"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Прикладной курс по математике "Способы решения уравнений и неравенств"   10 класс"
    ["seo_title"] => string(86) "prikladnoi-kurs-po-matiematikie-sposoby-rieshieniia-uravnienii-i-nieravienstv-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "282100"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453645700"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса "Решение задач с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-zadach-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "157156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562791"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по курсу математика для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-kursu-matiematika-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "241393"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445245000"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Программа спецкурса по математике " Математика абитуриенту",11 класс "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-spietskursa-po-matiematikie-matiematika-abituriientu-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118819"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413266581"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1310 руб.
1870 руб.
1450 руб.
2070 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства