kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник для решения показательных уравнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

В курсе математики одно из важных мест отводится решению показательных уравнений. Впервые обучающиеся встречаются с показательными уравнениями в группах НПО на втором году обучения, а в группах СПО на первом году обучения. Показательные уравнения встречаются и в заданиях ЕГЭ. По этому изучению методов их решения должно быть уделено значительное внимание. При решении показательных уравнений часто возникают трудности, связанные со следующими особенностями:                     - приведения алгоритма решения показательных уравнений;                                - при решение показательных уравнений, обучающиеся производят преобразования, которые равносильно исходным уравнениям;                          - при решении показательного уравнения вводят новую переменную и забывают возвращаться к обратной замене.                                                                                                                                                                                                                       Предлагаемое пособие представляет с собой ответы на решение показательных уравнений для самостоятельных  работ и успешной сдачи ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник для решения показательных уравнений»

Сборник для решения показательных уравнений

Введение

В курсе математики одно из важных мест отводится решению показательных уравнений. Впервые обучающиеся встречаются с показательными уравнениями в группах НПО на втором году обучения, а в группах СПО на первом году обучения. Показательные уравнения встречаются и в заданиях ЕГЭ. По этому изучению методов их решения должно быть уделено значительное внимание. При решении показательных уравнений часто возникают трудности, связанные со следующими особенностями: - приведения алгоритма решения показательных уравнений; - при решение показательных уравнений, обучающиеся производят преобразования, которые равносильно исходным уравнениям; - при решении показательного уравнения вводят новую переменную и забывают возвращаться к обратной замене. Предлагаемое пособие представляет с собой ответы на решение показательных уравнений для самостоятельных работ и успешной сдачи ЕГЭ.

Цель данного сборника : изучить теоретический материал по теме, проанализировать данную тему в учебниках по алгебре и начала анализа, систематизировать задания ЕГЭ на решение показательных уравнений, систематизировать и обобщить методические рекомендации по решению показательных уравнений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить требования государственных стандартов по теме «Показательные уравнения»;

- проанализировать материал по теме в учебниках алгебры и начал анализа;

- систематизировать методы решения показательных уравнений ;

- систематизировать и обобщить методические особенности изучения данной темы. Пособие содержит два раздела. В первом разделе определяются показательное уравнение, свойства степеней, типы показательных уравнений и методы их решения с образцами решения. Во втором разделе представлены ряд примеров встречаемые в заданиях ЕГЭ. В конце предоставлены ответы к этим заданиям. Данное пособие можно использовать как на занятиях, так и для индивидуального обучения, а также для тех , кто хочет углубить свои знания по теме: «Показательные уравнения».





Определение. Уравнение, содержащее неизвестное в показателе степени, называется показательным.

Должны помнить! При решении показательных уравнений часто используется:.

1. Теорема: если a 0 ;, a ≠ 1 и = , то = .

2. Свойства степеней: ax * ay = ax+y = = * ( x = , ( y = ,

a-x = ; a0 = 1, a1 =a.

Рассмотрим основные типы показательных уравнений и методы решения.

1. Простейшее показательное уравнение вида:

ax = b, где a 0; b 0, a ≠ 1, имеет решение x = .

Пример 1. Решите уравнение 2x = 3.

Решение: x =
Ответ:

2. Для решения уравнений вида: af(x) = b, где a0; b0, a ≠ 1, нужно представить основания а в виде степени одного и того же числа, после чего сравнить показатели.

Пример 2. Решите уравнение 52х+4 = 25.

52х+4 = 52.

2х + 4= 2

2х = 2 – 4

2х = -2

х =-2:2

х = -1.

Ответ: -1.

3. Показательное уравнение вида

af(x)= aȹ(x) , a0, a ≠ 1

решается путём логарифмирования обеих частей уравнения по основанию а . Равносильное ему уравнение

f(x) = ȹ(x).

Пример 3. Решите уравнение 62х – 8 = 216х

Решение. 62х – 8 = 6, т.к. 216 = 63 = 6 * 6 * 6

2х – 8 = 3х

2х – 3х = 8

-х = 8

х = -8

Ответ: -8.

Пример 4. (ЕГЭ) Укажите промежуток, которому принадлежит корень

уравнения 0,1х-1 = 16.

1). (-1;1]; 3). (-3; -1];

2). (1;10]; 4). (16; 20].

Решение. Представим числа и 16 в виде степени числа 2:

= = 2-5 и 16 = 24

Получим уравнение, равносильное данному:

(2-5)0,1х-1 = 24, т.е. 2-5 (0,1х - 1) = 24.

Такое уравнение равносильно уравнению

-5(0,1х - 1) = 4

-0,5х + 5 = 4

-0,5х = 4 – 5

-0,5х = -1

х = -1 : (-0,5)

х = 2.

Число 2 содержится в промежутке (1;10], указанном в качестве одного из вариантов ответов. Следовательно , верный ответ 2.

Пример 4. (ЕГЭ) Найдите сумму квадратов корней уравнения -5 = 9-2х.

1) 26 2) 25 3) 17 4)13.

Решение. Используя свойства степеней, преобразуем правую часть уравнения: 9-2х = (32)-2х = 3-4х

Данное уравнение примет вид: -5 = 3-4.

Из свойств монотонности показательной функции следует, что показательные уравнение равносильно уравнению

х2 – 5 = -4х.

Решим квадратное уравнение х2 + 4х -5 = 0

D = b2 – 4ac

=

D = 42 – 4 * 1 * (-5) = 16 + 20 = 36 0, уравнение имеет два корня:

= = = = 1

= = = = -5.

Так как квадратное уравнение равносильно исходному уравнению полученные корни являются конями и данного уравнения. В прочем можно проверить и непосредственной подстановкой, что числа -5 и 1 являются корнями данного уравнения. Таким образом, сумма квадратов корней уравнения -5 = 9-2х равна (-5)2 + 12 = 25 +1 = 26.

Номер верного ответа - 1

4. Уравнение вида a0a2x + a1ax + a2 = 0.

Это уравнение называется трёхчленным показательным уравнением. Подставка ax = y обращает его в обычное квадратное уравнение a0y2x + a1y + a2 = 0. Решив его, найдем корни y1 и y2. После этого решение исходного уравнения сводится к решению двух уравнений ax = y1, ax = y2. Последние уравнения имеют решение при y10 и y20.

Пример 5. Решить уравнение 22x - 2x - 2=0.

Решение. Пусть 2x = y, тогда уравнение примет вид

y2 – y – 2 = 0

D = (-1)2 – 41 (-2) = 9 0, 2 корня

a) 2x = 2; b) 2x = -1, нет решения, т.к. -1

2x = 21

x = 1

Ответ: 1.

Пример 6. Решить уравнение 9x – 3x – 6 = 0

Решение. Первый член уравнения можно представить в виде 9x = 32x = (3x)2. Тогда исходное уравнение примет вид (3x)2 – 3x – 6 = 0. Обозначим 3x = y, тогда имеем y2 – y – 6 = 0

y1 = 3; y2 = -2.

a) 3x = 3 b) 3x = -2 – нет решения, т.к. -2

x = 1

Ответ: 1.

5. Уравнение вида



Это уравнение решается путём вынесения общего множителя за скобки.

Пример 7. Решить уравнение

2x+1 + 32x-1 – 52x + 6 = 0

Решение. Вынесем за скобки общий множитель 2x-1, получим

2x-1 ( 22 + 3 – 52 ) = -6

2x-1 ( -3 ) = -6

2x-1 = -6 : ( -3 )

2x-1 = 2

x - 1 = 1

x = 2

Ответ: 2

6. Уравнение вида , где f(x) – выражение, содержащее неизвестное число; a 0; a ≠ 1.

Для решения таких уравнений надо:

1. заменить 1 = a0; af(x) = a0;

2. решить уравнение f (x) = 0

Пример 8. Решить уравнение

Решение.

По определению степени с нулевым показателем имеем:

x2 – 7x + 12 = 0, ( т.к. 1 = 20 )

D = b2 – 4ac

=

Решая квадратное уравнение, получим: x1 = 3, x2 = 4.

Ответ: 3; 4.

7. Уравнение вид

Это уравнение приводится к трёхчленному показательному уравнению путём деления обеих частей на ax или bx .

Пример 9. Решите уравнение 9x + 6x = 22x+1

Решение. Перепишем уравнение в виде 32x + 2x 3x – 222x = 0.

Разделив обе части уравнения на 22x ≠ 0, получим

. Пусть , тогда уравнение примет вид

y2 + y -2 = 0 . Решая квадратное уравнение получим = -2 , = 1.

а) - нет решения, т.к. -2

б)

x = 0.

Ответ: 0











Примеры.

I. Решить уравнения:

1. 2x = 32.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29. 39x = 81.

30. 24x = 64.

31. 0,5x+7 0.51-2x = 2

32. 0,6x 0,63 =

33. 63x = 6

34. 32x-1 + 32x = 108

35. 2x+1 + 2x-1 + 2x = 28

36. 23x+2 – 23x-2 = 30

37. 3x-1 – 3x + 3x+1 = 63

38. =1

39. =1

40. 7x – 7x-1 = 6

41. 53x + = 140

42. 32y-1 +32y-2 -32y-4 = 315

43. 2x+1 + 32x-1 -52x + 6 =0

44. 9x - 43x +3 =0

45. 16x -174x +16 =0

46. 25x – 65x + 5 =0

47. 64x – 8x – 56 =0

48. 84x – 62x + 1 =0

49. + – 6 = 0

50. 132x+1 – 13x - 12 = 0

II. (ЕГЭ) Укажите какому промежутку принадлежит корень уравнения:

1. 34x+5 = 81

1) (-1;0] 2) (0;3] 3) (3;4] 4) (4;+∞]

2. 45x-8 = 64

1) (-∞; -3] 2) (-3; -2] 3) (-2;0] 4) (0; 3]

3. 63x+5 = 36

1) (-∞;-8] 2) (-8;0] 3) (0;20) 4) [20;+∞)

4. 25-3x = 16

1) (-3;-1) 2) [-1;0) 3) (0;1) 4) [1;3)

5. 25x-6 = 8

1) (-3;-1) 2) [-1;0) 3) (0;1] 4) (1;3)

6. 610x-1 = 36

1) (-4;-1) 2) [-1;0) 3) (0;1) 4) [1;4)

7. 52x-2.3 = 125

1) [0;1) 2) [1;2) 3) [2;10) 4) [10;+∞)

8. 34x+1 = 9

1) [-2;0] 2) (0;1) 3) [1;3] 4) [4;6]

9. 22x+3 = 8

1) [-1;1] 2) (1;2) 3) [2;4) 4) [4;6]

10. 52x+1 = 125

1) [-2;0] 2) (0;2) 3) [3;4] 4) [4;6]

11. 25x+1 = 4

1) [-4;-2] 2) [-2;-1] 3) [-1;1] 4) [1;4]

12. 5x+3 =125

1) [-6;-4] 2) [-4;-3] 3) [-3;1] 4) [1;3]

13. 62x+2 = 216

1) [0;1] 2) [1;3] 3) [-2;0] 4) [4;6]

14. 72x+2 = 343

1) [-4;-3] 2) [-3;-2] 3) [-2;0] 4) [0;2]

15. 33x+3 = 9

1) [-1;1] 2) [1;2] 3) [2;4] 4) [4;5]

16. 23x+1 = 8

1) [-6;-4] 2) [-4;-2] 3) [-2;2] 4) [2;4]

17. 4x+6 = 16

1) [-7;-5] 2) [-5;-3] 3) [-3;0] 4) [0;6]

18. 0,12x = 1003x+1

1) [-] 2) [; 1] 3) (-1;-0.5) 4) (0.5;1)

19. 0.2x-0.5 = 0.04x-1

1) [-1] 2) [1] 3) (-1;0) 4) (1.5; 3)

20. 0.008x = 51-2x

1) [-1; 1.5] 2) [0; 8] 3) (-1; -0.5) 4) (0.5;1)

III. Найдите сумму квадратов корней уравнения

1. = 2-3x

1) 9 2) 0 3) 4 4)

2. = 3-3x

1) 9 2) 1 3) 8 4)

3. =

1) 10 2) 4 3) 8 4) 0.04

4. = 0.56-3x

1) 10 2) 13 3) 37 4) 0.25

5. = 0,04x

1) 0 2) 2 3) 1 4) 0.25

6. = 9-2x

1) 26 2) 25 3) 17 4) 13

7. = 2-3x

1) 9 2) 0 3) 4 4)

8. = 3-3x

1) 9 2) 1 3) 8 4)

Ответы

I. Решить уравнения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

5

-3

1

-1

1

1

2

2

1

1

0

5,5

5,5

0,2

-2



16

17

18

19

20

21

22

23

24

Ответ


1


0;


1

1


2√3

-

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Ответ

-

-

-2

4

1,5

2,5

9

8

0,4



34

35

36

37

38

39

40

41

42

Ответ

2

3

1

3

-4;3

2,5

1

1

3

43

44

45

46

47

48

49

50

Ответ

2

1;0

0;2

1;0

1

-1;-2

-1

0




II. (ЕГЭ) Укажите какому промежутку принадлежит корень уравнения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

1

4

2

3

4

3

3

2

1

2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

3

3

1

4

1

3

2

1

2

1



III. Найдите сумму квадратов корней уравнения

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

1

2

1

2

2

1

1

2



Дополнительные примеры:



1. 43-2x = 42-x

2. 25x+1 = 42x

3. 53 = 25x+0,5

4. 8x = 4x-1

5. 2x = 32

6. =

7. =

8. 5x-4 = 252

9. = 1

10. =

11. 4x +2x -24 = 0

12. 9x – 4 * 3x – 45 = 0

13. 4x – 3 * 2x = 40

14. 24x – 50 * 22x = 896

15. 72x – 6 * 7x – 7 = 0

16. 9x – 8 * 3x – 9 = 0

17. 16x + 4 * 4x – 5 = 0

18. 4x -9 * 2x + 8 = 0

19. 36x – 4 * 6x – 12 = 0

20. 64x – 8x – 56 = 0

21. 7x+2 + 4 * 7x+1 = 539

22. 2x+1 + 3 * 2x-1 – 5 * 2x + 6 = 0

23. 7x + 7x+2 = 350

24. 7 * 5x – 5x+1 = 2 * 53

25. 3x+2 + 4 * 3x+1 = 21

26. 51+2x + 52x+3 = 650

27. 6x+1 + 35 * 6x-1 = 71

28. 4x+1 +4x = 320

29. 3x+1 – 2 * 3x-2 = 25

30. 23x+2 – 23x-2 = 30

31. 1+ = 2x

32. 5x-1 =

33. 4x = 5 – x

34. 3-x = -

35. 2-3x = 2x – 3

36. 3 * 22x + 6x -2 * 32x = 0

37. 2 * 22x – 5 * 2x * 3x + 3 * 32x =0

38. 3 * 16x + 2 * 81x = 5 * 36x

39. 3 * 42x – 4x * 9x + 2 * 92x = 0

40. 6 * 4x – 13 * 6x + 6 * 9x = 0

41. 3 * 22x + * 9x+1 – 6 * 4x+1 = - * 9x+2

42. 4x + 3x-1 = 4x-1 + 3x+2

43. =

44. 7x-5 * – 49 * + 3 * 7x-5 = 147

45. 3 * 2x+1 +2 * 5x-2 = 5x + 2x-2

46.

47. 0,125 * 2-4х-16 =

48.

49. 23+2х =

50. =

51. (0,2)х+0,5 = (0,04)х

52. = 8х-1

53. 32(х+8)(х-4) = 0,25 *

54. 5х+1 = 5х-1

55. 7х+1 - 7х + 2 * 7х-1 – 14 * 7х-2 = 48

56. 32х-1 – 9х + = 675

57. 52х-1 + 5х+1 = 250

58. – 5 * + 4 = 0

59. 22+х + 22-х = 17

60. 2х+1 * 5х = 10х+1 * 5х+2

61. 2х * 5х-1 = 200

62. * =

63. * * =

64. 7х+1 + 3 * 7х = 3х+2 + 3х

65. 9х – 5х – 3 * 15 + 5х+1 * 3 = 0

66. 25х – 7х – 7 * 52х+1 + 5 * 7х+1 = 0

67. 9х + 6х – 2 * 4х = 0

68. 4 * 2 – 6х = 18 * 9х

69. 4х = 2 * 10х + 3 * 25х

70. 64 * 9 – 84 * 12 + 27 * 16 = 0

71. + - = 0

72. 8х + 8 = 3 * 4х + 3 * 2х+1

73. 3-12х-1 – 9-6х-1 – 27-4х-1 + 811-3х = 2192

74. + = 4

75. + = 14

Заключение

Подведя итоги можно сделать следующие выводы:

1, Показательные уравнения представляют интерес для обучающихся. При решении показательных уравнений развиваются навыки систематизации, логического мышления при выборе правильного метода решения, повышает творческие и умственные способности.

2. Для каждого вида уравнений трудности могут возникнуть при определения метода решения.

В курсе алгебры и начала анализа, в заданиях ЕГЭ часто встречаются показательные уравнения. На уроках на изучение этой темы уделяется мало времени, в учебниках показаны не все методы решения показательных уравнений, приведено мало примеров для самостоятельного решения. По этому данное пособие поможет обучающимся глубже вникнуть в решение, усвоить программный материал данной темы для успешной сдачи письменного экзамена за курс общеобразовательной школы, а также для желающих при сдаче ЕГЭ.































Литература

  1. Математика в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004, 224 с.

  2. Математика. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.

  3. Система тренировочных задач и упражнений по матема­тике/ А.Я. Симонов, Д.С. Бакаев, А.Г. Эпельман и др. - М.: Просвещение, 1991. -208 с.

  4. Готовимся к единому государственному экзамену. Ма­тематика/ J1.0. Денищева, Е. М. Бойченко, Ю.А. Глазков и др. - 2 -е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004,- 120 с.

  5. Лаппо Л.Д., Попов М.А. Математика. Типовые тестовые задания: Учебно - практическое пособие / Л.Д Лаппо , М.А. Попов. - М.: Издательство «Экзамен», 2004 - 48 с.

  6. Единый государственный экзамен: математика: 2004 - 2005: Контрол. измерит, материалы / Л. О. Денищева, Г.К. Безрукова, Е.М. Бойченко и др.; под ред. Г.С. Кова­лёвой; М - во образования и науки Рос. Федерации. Фе­дерал. служба по надзору в сфере образования и науки. - М. : Просвещение, 2005. - 80 с.

  7. Математика. Тренировочные тесты ЕГЭ 2004 - 2005 / Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В. Шевелёва. - М.6 Изд - во Эксмо, 2005.- 80 с. (Подготовка к ЕГЭ)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Сборник для решения показательных уравнений

Автор: Краснян Елена Михайловна

Дата: 15.04.2016

Номер свидетельства: 318961

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по математике на тему "Показательные уравнения" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-pokazatiel-nyie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167507"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423110292"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Прикладной курс по математике "Способы решения уравнений и неравенств"   10 класс"
    ["seo_title"] => string(86) "prikladnoi-kurs-po-matiematikie-sposoby-rieshieniia-uravnienii-i-nieravienstv-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "282100"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453645700"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса "Решение задач с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-zadach-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "157156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562791"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по курсу математика для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-kursu-matiematika-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "241393"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445245000"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Программа спецкурса по математике " Математика абитуриенту",11 класс "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-spietskursa-po-matiematikie-matiematika-abituriientu-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118819"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413266581"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства