Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на личность школьника
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на личность школьника
Содоклад.
В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в любой области культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на личность школьника»
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на личность школьника.
Коллектив- это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности ребенка в общении, самоутверждении. Коллектив дает возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества.
В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в любой области культуры.
увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, владеть информацией из сети интернет и просто быть культурным человеком. Уважение у ребят вызывает классный руководитель, который духовно богат, справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своего класса. Приоритетным для классного руководителя должно являться принятие каждого ребенка, уважение его как личности.
Ступени формирования коллектива:
1.Выявление коллективистских навыков (1-2 класс).
2.Формирование коллективистских и лидерских навыков (3-4 класс).
3.Формирование коллектива (5-6 класс).
4.Развитие и становление коллектива (7-8 класс).
5. Формирование и социализация личности через коллектив (9-11 класс).
Когда учитель начальных классов набирает очередной класс, то он должен задавать себе вопрос: с чего начать? А начать надо с обдумывания своей воспитательной стратегии, с четкого определения своей позиции, осознания целей и задач своей деятельности:
1.Осуществлять непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием каждого ребенка.
2.Содействовать созданию оптимальных условий для формирования каждой личности.
3.Организовать виды индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей обучающихся в разнообразные коммуникативные ситуации.
4.Вносить необходимые коррективы в учебный процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей школьников.
5.Работать над созданием классного коллектива, как воспитательной системы, обеспечивающего социализацию каждого ребенка.
На мой взгляд, работа классного руководителя на первой ступни формирования классного коллектива состоит в изучении особенностей его личности.
1.Аналитическая функция определяет следующее содержание работы классного руководителя:
изучение индивидуальных особенностей школьников;
изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;
анализ и оценка уровня воспитанности школьника.
Это надо знать, чтобы воспитывая, создавать условия для максимального развития каждого школьника. Приоритетной задачей классного руководителя должно стать установление дружеских контактов с учащимися: через слово, жест, просьбу, взгляд, задание, совместные действия и т. д. Изучение учащихся – это анализ не только индивидуальности каждого, но и общей воспитанности всего коллектива. Эти знания необходимы, чтобы целенаправленно планировать работу, спроектировать систему взаимодействий, отвечающих уровню развития именно этого ученика, учитывающих его возможности, способности, особенности характера, положение в коллективе, содержание личностных отношений и потребностей.
2. Прогностическая функция:
прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;
определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива;
предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями учащихся.
На 2 ступени формирования классного коллектива преобладает организационно-координирующая функция:
помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности школьников;
помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;
организация взаимодействия с семьями учащихся;
стимулирование творческой, инновационной деятельности, как учащихся, так и родителей школьников.
Для успешного взаимодействия личности и коллектива я придерживаюсь следующих принципов:
принцип сотрудничества;
безусловное принятие личности, ее слабых и сильных сторон;
терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;
диалогичность в общении;
сотрудничество;
целевая направленность;
привлекательная деятельность;
«обратная связь» после каждого проведенного дела.
После каждого проведенного совместного дела, мероприятия я организую беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива. Стараюсь поддерживать, стимулировать и незаметно корректировать все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся.
Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме – плану, а комплексно, в рамках целостной воспитательной программы.