Реализация дифференцированного подхода обучения как фактор повышения интереса и познавательной активности учащихся
Реализация дифференцированного подхода обучения как фактор повышения интереса и познавательной активности учащихся
Дифференцированный подход в обучении является одним из факторов, влияющих на достижение высоких результатов. В статье приведены различные примеры дифференцированного подхода в обучении математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация дифференцированного подхода обучения как фактор повышения интереса и познавательной активности учащихся»
Реализация дифференцированного подхода обучения как фактор повышения интереса и познавательной активности учащихся
Педагогикой и психологией установлено, что по своим способностям, темпу работы, по специфике мыслительной деятельности учащиеся отличаются друг от друга. Часть учеников на уроках предпочитает молчать, равнодушно взирая на учителя, а чаще всего спокойно размышляя о своём. В этих же классах учатся ребята (в моих классах их немного), которые занимаются с удовольствием. Сама математика, сам предмет держит их внимание. В данной ситуации учитель вынужден выбирать формы и методы обучения, направленные на достижения результатов средним учеником. Но при этом уделяется мало внимания слабым ученикам, а сильные ученики выпадают из поля зрения учителя. При таком обучении «сильные» теряют интерес к учёбе, а для слабых учеников задания среднего уровня кажутся непосильными. Появляется ощущение неполноценности, они боятся высказать свои суждения, постепенно появляется отвращение к учёбе. Эти негативные явления известны давно. Я пытаюсь преодолеть их, организуя дифференциацию обучения внутри класса. При работе использую правила организации уровневой дифференциации:
Не сравнивать детей между собой в отношении успехов их деятельности;
Сравнивать успехи самого ребёнка с собой, чтобы он знал свою зону ближайшего развития;
Стараться работать на положительном эмоциональном фоне.
В начале сентября я предложила ребятам разделиться на две группы, работающие в двух режимах: 1) в режиме самостоятельности (более сильные); 2) в режиме контроля.
Более сильные сели на один ряд, а два другие заняли ребята послабее. Так мне легче следить за работой каждой группы учащихся. Сильному ученику созданы все условия для работы в классе: слабый не будет отвлекать его во время самостоятельной и контрольной работы. Более слабый ученик теперь должен надеяться только на свои знания, а значит пытаться быть более внимательным на уроках.
Стараюсь свою работу организовывать так, чтобы обеспечить выполнение задач уровневой дифференциации:
Формирование устойчивого внимания средствами развития интереса;
Развитие познавательного интереса средствами частично-поисковой деятельности;
Развитие творческого мышления средствами творческих видов деятельности.
В поурочном плане указывается работа с каждой группой учащихся отдельно, со всем классом. Ставятся разные задачи для каждой группы, отслеживается их выполнение.
Урок алгебры начинаю с объяснения темы, ученой цели урока. Это концентрирует внимание учеников.
I этап урока – разминка, она включает разные задания для каждой группы. Более сильным ученикам предлагаю 2-3 задания из тестов под редакцией Иванова. Эти задания включают материал по всему курсу алгебры в нестандартном виде. Они способствуют развитию логического мышления учащихся, внимания, улучшают навыки счёта. На обдумывание задания даётся 2-3 минуты, затем выслушиваются мнения ребят и демонстрация более рационального решения. В это время ученики второй группы отрабатывают решение упражнений обязательного уровня по данной теме (задание записывается на доске). После обсуждения решений, во время которого высказываются ученики, а учитель записывает решение на доске, разминка заканчивается. Обе группы учеников работали в своем темпе, справлялись с посильными для них заданиями. Создаются педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития.
II этап урока – объяснение учителя или решение упражнений по теме. Весь класс работает вместе, за решение у доски я отметки не ставлю, т.к. идёт разучивание материала.
III этап урока – закрепление материала – проводиться самостоятельная работа для всего класса или решение более сильными учениками заданий повышенной сложности, а со слабыми ещё раз разбор заданий обязательного уровня по теме или игра типа «Поле чудес» по проводимой теме.
Проверка знаний осуществляется через самостоятельные работы, которые проводятся каждую неделю. Во время этой работы ученик может пользоваться тетрадью, но работает самостоятельно. В конце темы даётся самостоятельная работа для каждой группы отдельно. Для более сильных ребят даются задания III уровня сложности.
Контрольные работы проводятся на 4 варианта. Контрольные работы составляются таким образом, что каждое следующее задание сложнее предыдущего. Слабые ученики показывают свои знания по овладению базового уровня знаний, а сильные – более глубокие знания.
Работа со слабыми учениками на любом этапе урока идёт под руководством учителя. Используются фронтальные формы опроса; основные вопросы по теме записываю на доске и на каждом уроке их повторяем хором; хоровое повторение определений и теорем способствует преодолению речевого барьера, развитию математической речи, заучиванию определений и теорем; для отработки основных понятий по геометрии начинаем решать простые задачи устно по готовому чертежу, а затем переходим к оформлению задач в тетради; со слабых учеников по геометрии спрашиваю решение только домашних задач, если ученики не справились с контрольной работой, они могут исправить двойки. Им предлагается ещё раз решить 5 основных задач по теме, а затем рассказать решение 3 из этих задач учителю и ответить все определения и теоремы по теме. Ученики могут прийти на консультацию и выяснить все вопросы, которые у них возникли.
Во второй группе я комбинирую различные формы деятельности. При усвоении новых знаний учащиеся действуют под доминирующим влиянием учителя. Затем происходит постепенный переход к самостоятельному выполнению заданий, усложнению их.
Ребята прорешивают задания повышенной степени сложности, создаются условия для сотрудничества, обсуждения проблем в парах постоянного состава. По геометрии часть теорем даётся для самостоятельного изучения, а основные ученики отвечают после уроков.
Домашнее задание даётся общее, но более сильные ученики получают ещё одно задание повышенной трудности, решение которого на следующем уроке обязательно обсуждается. Таким образом, выполняются все принципы гуманистической педагогики:
Не навреди, спешите делать добро;
Признание всеобщей талантливости;
Взаимное превосходство;
Неизбежность перемен.
Система дифференцированных заданий успешно применялась в девятом классе; прошла апробацию в десятом классе. Подготовлен банк заданий двух уровней сложности. Было отмечено, что разноуровневые задания облегчают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями.
«Слабые» учащиеся охотно выполняют задания, содержащие инструктивный материал, особенно те упражнения, в которых приведены данные для самоконтроля. Это позволило сделать вывод, что таким школьникам недостаточно показать ответ, как это делается в учебнике. Выяснив, что получен неверный ответ к заданию, ученик не в состоянии проследить всю цепочку и найти ошибку.
Задания творческого характера стимулировали познавательную активность «слабых учеников». Ребята, потратившие определённые усилия на творческие задания, охотно принимали участие в обсуждении этих заданий, с интересом выслушивали объяснения приёмов их решения даже в тех случаях, когда они этих приёмов сами найти не смогли.
Предъявление разноуровневых заданий даёт возможность варьировать для каждой группы учебную нагрузку, предлагая каждой из них посильные задания. Тем самым время урока использовалось более эффективно. Для оценки знаний и умений использовалась обычная пятибалльная система.
Разноуровневые задания, составленные с учётом возможностей учащихся, создавали в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникало чувство удовлетворения после каждого верно решённого задания. У учащихся, в том числе и у «слабых», появлялось уверенность в своих силах, они уже не чувствовали страха перед новыми задачами, рисковали пробовать свои силы в незнакомой ситуации, брались за решение задач более высокого уровня. Всё это способствовало созданию положительной мотивации к учению, проявлению интереса и активизации мыслительной деятельности учащихся.