Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теории вероятности несколькими способами.»
Решение задач по теории вероятности несколькими способами.
( Для уроков математики и факультативных занятий при подготовке к ЕГЭ)
Подготовила Пирожик Г.К.,
учитель математики
МКОУ СШ №2 г.Котельниково.
Умение решать задачу различными способами связывается с развитием гибкости мышления и играет определенную роль в развитии умственных способностей и математического мышления. Рассмотрим решение задач по теории вероятностиразличными способами, что способствует более глубокому осознанию задачной ситуации и развивает наблюдательность и математическую зоркость.
Задача 1.
В ящике 4 красных и 2 синих фломастера. Фломастеры вытаскивают по очереди в случайном порядке. Какова вероятность того, что первый раз синий фломастер появится третьим по счету?
Решение.
1 способ.
Изобразим с помощью дерева возможные исходы. 4+2=6-всего фломастеров. Последовательность исходов, приводящая к событию «первый раз синий фломастер появится третьим по счету» выделена оранжевым цветом.
Искомая вероятность равна
Ответ: 0,2.
2 способ.
4+2=6-всего фломастеров. Если первый раз синий фломастер вынимают третьим, то в первые два раза должны были вынуть красные фломастеры. То есть, нужно найти вероятность события: К К С
(здесь К – красный фломастер; С – синий фломастер). Эти события зависимые между собой. Вероятность выбрать первый красный фломастер, равна:
(так как мы имеем изначально 4 красных и 2 синих фломастера). Затем, в ящике остаются три красных фломастера, а всего их 5, получаем вероятность выбора второго красного фломастера:
Наконец, выбрать третий синий фломастер – это вероятность:
(так как осталось 2 синих, а всего 4 фломастера). Искомая вероятность равна произведению этих вероятностей, имеем: Р=Р1∙Р2∙Р3=
Ответ: 0,2
Задача 2.
В ящике лежат ручки: 8 синих, 6 красных и 2 зеленых. Надя достает случайным образом две ручки. Какова вероятность, что она достанет одну синюю и одну красную ручки?
Решение.
1 способ.
Будем считать все ручки различными. Результатом эксперимента является неупорядоченная пара ручек, которые достала Надя. Всего есть равновозможных способов выбрать две ручки. Пару из синей и красной ручки можно составить 6 ∙ 8 =48 способами. Следовательно, искомая вероятность равна
Ответ: 0,4
2 способ.
Всего 16 ручек. Заметим, что возможны два случая, когда выбраны одна синяя и одна красная ручка.
1) Сначала выбрали синюю и вероятность этого , осталось 15 ручек. Потом красную, вероятность этого .
2) Сначала выбрали красную, вероятность , а потом синюю, вероятность .
Эти события несовместны, следовательно, искомая вероятность равна P(С; К) + P(К; С):
Ответ: 0,4
Задача 3.
В кармане у Пети было 2 монеты по 5 рублей и 4 монеты по 10 рублей. Петя, не глядя, переложил какие-то 3 монеты в другой карман. Найдите вероятность того, что пятирублевые монеты лежат теперь в разных карманах.
Решение:
1 способ(уменьшение групп)
Представим, что шесть монет делят на две группы по три монеты. Вероятность, что первая двухрублевая монета попадет в один из карманов (групп) = 1. Вероятность, что вторая монета попадет в другой карман = количество оставшихся мест в другом/ на количество оставшихся мест в обоих карманах 3/5 = 0,6.
Ответ: 0,6
2 способ
Задачу выполняем в несколько вариантов.
Чтобы пятирублевые монеты оказались в разных карманах, Петя должен взять из кармана одну пятирублевую и две десятирублевые монеты. Это можно сделать тремя способами: 5, 10, 10; 10, 5, 10 или 10, 10, 5. Можно изобразить это на схеме (перекладывает Петя в карман 2, поэтому будем высчитывать вероятности в колонке «карман 2»):
Вероятность происхождения какого-либо их этих 4-х вариантов равна сумме вероятностей каждого из вариантов:
Ответ: 0,6
Задача 4.Симметричную монету бросают 10 раз. Во сколько раз вероятность события «выпадет ровно 5 орлов» больше вероятности события «выпадет ровно 4 орла»?
Решение.
1 способ (применяем формулу Бернулли)
Воспользуемся формулой Бернулли:
- вероятность наступления события k раз в n испытаниях;
p- вероятность наступления события в одном испытании;
q = 1 – p- вероятность не наступления события в одном испытании;
Cnk — число сочетаний.
Найдем вероятность события А, состоящего в том, что при десяти бросаниях выпадет ровно 5 орлов:
Аналогично найдем вероятность события B, состоящего в том, что при десяти бросаниях выпадет ровно 4 орла:
Тогда
Ответ: 1,2
2 способ
Вероятность того, что выпадет ровно 5 орлов, равна отношению количества вариантов, при которых выпадает ровно 5 орлов, к общему количеству вариантов: Вероятность того, что выпадет ровно 4 орла, равна отношению количества вариантов, при которых выпадает ровно 4 орла, к общему количеству вариантов: Тогда отношение этих вероятностей
Количество вариантов, при которых выпадет ровно 5 орлов, равно
Количество вариантов, при которых выпадет ровно 4 орла, равно
Тогда
Ответ: 1,2
Задача 5.Стрелок в тире стреляет по мишени до тех пор, пока не поразит её. Известно, что он попадает в цель с вероятностью 0,2 при каждом отдельном выстреле. Какое наименьшее количество патронов нужно дать стрелку, чтобы он поразил цель с вероятностью не менее 0,6?
Решение.
1 способ
Эту задачу проще решать от обратного и вычислять вероятность промаха цели при одном, двух, трех и т.д. числу выстрелов. А, затем, взять противоположную вероятность, которая будет определять поражение цели. Имеем:
То есть, стрелку нужно сделать 5 выстрелов (минимум).
Ответ: 5
2 способ
Вероятность попадания в мишень равна 0,2. Вероятность противоположного события — промаха — равна 1 − 0,2 = 0,8. Заметим, что вероятность попадания с n-го раза равна 1 − 0,8n. Таким образом, задача сводится к решению неравенства 1- 0,8n ≥ 0,6 0,8n ≤ 0,4
При n = 2 получаем 0,82=0,64.
При n = 3 получаем 0,83=0,512.
При n = 4 получаем 0,84=0,4096.
При n = 5 получаем 0,85=0,32768.
Так как 0,32768
Ответ: 5.
Пример 6.
В торговом центре два одинаковых автомата продают кофе. Обслуживание автоматов происходит по вечерам после закрытия центра. Известно, что вероятность события «К вечеру в первом автомате закончится кофе» равна 0,25. Такая же вероятность события «К вечеру во втором автомате закончится кофе». Вероятность того, что кофе к вечеру закончится в обоих автоматах, равна 0,15. Найдите вероятность того, что к вечеру дня кофе останется в обоих автоматах.
Решение.
1 способ
Рассмотрим события
А = кофе закончится в первом автомате,
В = кофе закончится во втором автомате.
Тогда
A·B = кофе закончится в обоих автоматах,
A + B = кофе закончится хотя бы в одном автомате.
По условию P(A) = P(B) = 0,3; P(A·B) = 0,15.
События A и B совместные, вероятность суммы двух совместных событий равна сумме вероятностей этих событий, уменьшенной на вероятность их произведения:
Следовательно, вероятность противоположного события, состоящего в том, что кофе останется в обоих автоматах, равна 1 − 0,35 = 0,65.
Ответ: 0,65.
2 способ
Вероятность того, что кофе останется в первом автомате равна 1 − 0,25 = 0,75. Вероятность того, что кофе останется во втором автомате равна 1 − 0,25 = 0,75. Вероятность того, что кофе останется в первом или втором автомате равна 1 − 0,15 = 0,85. Поскольку P(A + B) = P(A) + P(B) − P(A·B), имеем: 0,85 = 0,75 + 0,75 − х, откуда искомая вероятность х = 0,65.
Примечание.
Заметим, что события А и В не являются независимыми. Действительно, вероятность произведения независимых событий была бы равна произведению вероятностей этих событий: P(A·B) = 0,25·0,25 = 0,0625, однако, по условию, эта вероятность равна 0,15.
Ответ: 0,65.
Пример 7.
В магазине стоят два платёжных автомата. Каждый из них может быть неисправен с вероятностью 0,05 независимо от другого автомата. Найдите вероятность того, что хотя бы один автомат исправен.
Решение.
1 способ
Найдем вероятность того, что неисправны оба автомата. Эти события независимые, вероятность их произведения равна произведению вероятностей этих событий: 0,05 · 0,05 = 0,0025.
Событие, состоящее в том, что исправен хотя бы один автомат, противоположное. Следовательно, его вероятность равна 1 − 0,0025 = 0,9975.
Ответ: 0,9975.
2 способ
Вероятность того, что исправен первый автомат (событие А) равна 0,95. Вероятность того, что исправен второй автомат (событие В) равна 0,95. Это совместные независимые события. Вероятность их произведения равна произведению вероятностей этих событий, а вероятность их суммы равна сумме вероятностей этих событий, уменьшенной на вероятность их произведения. Имеем:
В случайном эксперименте симметричную монету бросают трижды. Найдите вероятность того, что орел не выпадет ни разу.
Решение
1 способ
Можно выписать и рассмотреть все возможные исходы 3-ёх бросаний монеты:
{ооо, ооp, оро, орр, роо, рор, рро, ррр}, где О - сокращение от "орёл", Р – сокраще-ние от "решка". Из перечисления видно, что n = 8, m = 1.
(Благоприятствующее только РРР). По формуле P(А) = 1/8 = 0,125.
Ответ: 0,125
2способ
Можно заметить, что условия испытания удовлетворяют схеме Бернулли с p = и q = и воспользоваться формулой P(0) = ·( )0∙( )(3-0) = 1·( )3 = = 0,125.
Ответ: 0,125
Пример 9.
В кармане у Пети было 2 монеты по 5 рублей и 4 монеты по 10 рублей. Петя, не глядя, переложил какие-то 3 монеты в другой карман. Найдите вероятность того, что пятирублевые монеты лежат теперь в разных карманах.
Решение.
1способ
Чтобы пятирублевые монеты оказались в разных карманах, Петя должен взять из кармана одну пятирублевую и две десятирублевые монеты. Это можно сделать тремя способами: 5, 10, 10; 10, 5, 10 или 10, 10, 5. Эти события несовместные, вероятность их суммы равна сумме вероятностей этих событий:
Ответ: 0,6.
2способ
Вероятность того, что Петя взял пятирублевую монету, затем десятирублевую, и затем еще одну десятирублевую (в указанном порядке) равна
Поскольку Петя мог достать пятирублевую монету не только первой, но и второй или третьей, вероятность достать набор из одной пятирублевой и двух десятирублевых монет в 3 раза больше. Тем самым, она равна 0,6.
Ответ: 0,6.
3способ
Количество способов взять 3 монеты из 6, чтобы переложить их в другой карман, равно Количество способов выбрать 1 пятирублевую монету из 2 пятирублевых монет и взять вместе с ней еще 2 десятирублевых монеты из имеющихся 4 десятирублевых монет по правилу произведения равно Поэтому искомая вероятность того, что пятирублевые монеты лежат в разных карманах, равна