kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческой активности учащихся через индивидуализацию обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по развитию творческой активности учащихся  через индивидуализацию обучения на уроках математики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой активности учащихся через индивидуализацию обучения.»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77»

Учитель математики: Гончарова Е. П.

г. Новокузнецк, 2016

Развитие творческой

активности учащихся через

индивидуализацию обучения

Рассматривая вопрос профильного обучения в современной школе, нельзя без внимания оставить вопрос о развитии творческого потенциала учащихся. Именно творческая личность, способная ставить проблемы, анализировать ситуации, предлагать и находить оптимальные варианты решения, оформлять эти решения оригинальным способом и будет в дальнейшем интересовать любого работодателя.

Как можно помочь нашим выпускникам адаптироваться к ритму и требованиям современной жизни, научить творчески подходить к решению проблем? Эти и другие вопросы рано или поздно ставит перед собой любой цивилизованный учитель.

Используя свой опыт работы, я хочу показать, как можно развивать творческую активность учащихся через индивидуализацию обучения.

Индивидуальный подход к ребенку следует начать с того, что необходимо вызвать у него интерес к предмету, а затем непрерывно его поддерживать. Здесь уместно вспомнить слова С.В.Ковалевской о фантазии: «Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают ее с арифметикой, считают наукой сухой; В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии». Проявить фантазию может каждый ученик, приняв участие в составлении творческих задач, ибо как считал Д.Пойа «Математический опыт учащегося нельзя считать полным, если он не имел случая решить задачу, изобретенную им самим».

Что такое творческая задача? Это задача, которую составил, решил и красочно оформил сам ученик. Такие задачи выполняются на альбомном листе, на котором, с одной стороны, написана задача, проиллюстрированная самим учеником, на другой – решение этой задачи.
























Учитель проверяет задачу, ставит оценку, ученик имеет право ее переделать, т.к. творчество нельзя оценить оценкой, не приносящей радости. Отобрав самые красочные и интересные работы, учитель проводит урок- практикум, как обобщение темы. При этом работу можно проводить в двух направлениях – как индивидуальную, так и в группах. Индивидуальная работа предполагает следующую организацию. Учитель раздает по 3 – 4 задачи каждому ученику. Ученик решает в тетради, а затем, перевернув лист с задачей, проверяет ее решение. При этом он сразу видит свои ошибки. Т.к. скорость решения задач у всех детей разная, то каждый из них работает в своем темпе. Решив положенное число задач, ученик может брать у учителя другие задачи, тем самым, он отрабатывает навыки по их решению. Работа продолжается до тех пор, пока не настанет время проводить зачет по решению задач (примерно 10-15 мин. до конца урока). Учитель раздает каждому ученику по 2-3 контрольные задачи, в зависимости от их сложности. Проверить задачи теперь ученик может только под контролем учителя. Решив задачу, ученик поднимает руку и в присутствии учителя, перевернув карточку, сверяет ответ. Проверка происходит очень быстро, учитель фиксирует результат в тетради. В конце такого урока обязательна рефлексия:

1. Кто сколько решил задач;

2. Трудной или легкой показалась тема;

3. Какие ошибки допускали;

4. Какая задача понравилась тебе больше других и почему.

Можно допустить и другую форму контроля – в конце урока ученик сдает отчет:

Решал…………………….задач;

Решил правильно………..задач;

Допустил ошибки: а) не правильно выбрал метод решения;

б) допустил вычислительную ошибку;

в) не успел решить до конца;

г) другие причины.

Групповая работа предполагает следующую организацию. Класс делится на группы по 5 человек, в каждой из которых выбирается консультант, который выполняет в группе всю координаторскую работу: выдает задачи, фиксирует, кто, сколько решил задач, объясняет,

в свободное время – решает сам. В конце урока он дает полный отчет о работе группы, ставит оценку каждому ученику своей группы. Любой ученик может опротестовать это решение или согласиться с мнением консультанта. Рефлексия в этом случае также обязательна. Такую работу можно проводить по любой теме и в любом классе, где решаются текстовые задачи. Как правило, это наиболее любимые учениками уроки. У меня накоплен огромный дидактический материал из творческих задач.

Потребность в проявлении индивидуальности при составлении задач приводит к тому, что в старших классах в процессе элективного предметного курса «Решение тригонометрических уравнений» учащиеся создают свои «именные уравнения»: решение которых требует и творческий подход, и многократный отбор корней.

Большой интерес у учащихся вызывают практические работы на основе метода проектов. Например, изучив тему «Масштаб», ученикам на дом дается задание нарисовать план дачи – мечты с указанием масштаба и пояснениями. После того, как учитель проверит работу, выставит в своем журнале оценки и сделает краткий анализ, каждому ученику под определенным номером выдается какой – либо неизвестный ему план и предлагается следующая работа: Снять необходимые размеры с плана и вычислить площади:

- усадьбы;

- дома;

- подсобных помещений;

- огорода;

- садовых посадок;

- места для отдыха и игр;

- пустующей местности.

































Свои вычисления ученик записывает в тетради, после чего пишет акт приема дачного участка, в котором отображает следующие мысли:

- Считаю, что достоинством данного проекта является…………;

- Однако, существуют и недостатки………………;- Проект можно принять: а) полностью:

б) без существенных изменений;

в) с изменениями (указать какими).

- Проект нельзя принять по причинам (указать каким)……………;

- Необходимо переделать.


Оценка за проект:

Главный архитектор – Ф.И.О. /Роспись/

Дата принятия проекта.

Эту работу также оценивает учитель. Интересно проверять и видеть, как проект под одним и тем же номером по-разному оценивают в разных классах. Данная работа активизирует самостоятельную деятельность учащихся, повышает их самооценку и значимость. Заставляет другим глазами посмотреть на предмет с позиции профессии дизайнера и архитектора. Учитель имеет возможность оценить каждого ученика индивидуально, увидеть ошибки при работе с масштабом и определить типовые вычислительные ошибки при вычислении площадей.

Говоря о развитии творческого потенциала нельзя не сказать о том, какую роль при индивидуализации обучения играют семинары и конференции в подростковом возрасте. Именно в 6-7 классах наиболее ярко проявляются индивидуальные черты ребенка при решении поставленных проблем. Несколько слов я скажу об организации научных семинаров. Определившись с темой, за 10 дней до семинара класс разбивается на группы по 3-4 человека, которым предлагается изучить определенные вопросы. За два дня необходимо провести консультацию, цель которой – определить четкие границы ответов. Перед началом семинара учащиеся подают заявки на выступления от каждой группы. После прослушивания сообщений, можно дополнять, обсуждать, задавать вопросы, высказывать собственно мнение и конспектировать некоторые мыли, т. к. в качестве домашней работы предлагается задание: «Что нового я узнал на семинаре» Примерно по той же схеме проводятся практические исследования. Результатом таких научных семинаров и практических работ можно считать выступления учеников на районных научно – практических конференциях с докладами:

- «Тайны простых чисел». Автор -Чернявский Кирилл, получивший не только первое место , но и диплом Томского политехнического университета за оригинальный проект. В своей работе Кирилл обобщил теоретические знания, и предоставил собственную формулу для нахождения простых чисел.

- «Развитие рациональных чисел в координатах времени». Автор – Копылова Ольга, обобщила и самостоятельно спроектировала модель развития чисел на координатной прямой.

Эта индивидуальная, творческая деятельность учащихся, закрепленная в старших классах, позволяет в результате проводить неповторимые поэтические уроки. Эти уроки следует рассматривать как уроки обобщения и повторения пройденного материала или как смотр знаний. Суть таких уроков в следующем: в процессе изучения темы ученики составляют стихи по решенным задачам и сдают учителю. Учитель компонует стихи по смыслу, выполняет чертежи на доске. Во время урока ученику, сочинившему задачу, предоставляется возможность выступить. Слушая стихотворение, ученики создают математическую модель задачи, находят необходимый чертеж и повторно решают задачи, тем самым, закрепляя пройденный материал. При этом следует отметить тот факт, что в стихотворную форму облачаются не только задачи, но и теоремы. В качестве примера можно привести стихотворение Гутовой Татьяны.












Треугольник АВС – маленького роста,

И носил прямой он угол очень даже просто.

И на угол этот враз облачко присело,

Параллельно стороне – вот такое дело!

Ровно в метре от нее облачко пристроилось,

И, проекции приняв, сразу успокоилось.

Проекции катетов были такими:

Три метра и пять, - они славно зажили.

Третью проекцию ты покажи,

И как посчитать ее нам расскажи.

Ученики, выслушав стихотворение, переводят его на математический язык: «Через вершину прямого угла треугольника АВС на расстоянии 1м, проведена плоскость, параллельно гипотенузе. Проекции катетов на эту плоскость равны 3м и 5м. Найдите проекцию гипотенузы». После чего ученики находят соответствующий рисунок на доске и решают задачу. В результате таких уроков, учащимся становятся более понятными слова А.С. Пушкина: «Вдохновение нужно в геометрии так же, как и в поэзии».


Подводя итог, могу утверждать, что, пробудив творческий потенциал ребенка, мы даем ему реальную возможность развиваться, индивидуально пробовать свои силы в различных областях науки и жизнедеятельности, заведомо создавать ситуацию успеха при решении проблем. Такой человек всегда будет востребован обществом, и будет являться хозяином своей жизни.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие творческой активности учащихся через индивидуализацию обучения.

Автор: Гончарова Елена Павловна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Дидактическая система по развитию творческой самореализации учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(106) "didaktichieskaia-sistiema-po-razvitiiu-tvorchieskoi-samoriealizatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "217593"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433403273"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Cистема работы по развитию творческой самореализации учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(96) "cistiema-raboty-po-razvitiiu-tvorchieskoi-samoriealizatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "217596"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433403474"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) ""Развитие творческих способностей учащихсяв урочной и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_uchashchikhsiav_urochnoi_i_vneurochnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "617546"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668611543"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(118) "obobshchieniie-opyta-raboty-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "158023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421680929"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ."
    ["seo_title"] => string(93) "povyshieniie-kachiestva-matiematichieskoi-podgotovki-na-osnovie-individualizatsii-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256302"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448112350"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства