kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие логического мышления и логических действий на уроках математики в пятом классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предназначена для учителей математики, работающих в пятых классах, как пример развития логического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления и логических действий на уроках математики в пятом классе»

 

ГБОУ Севастопольский политехнический лицей


учитель математики

Мереуц Анна Александровна



Развитие логического мышления и логических действий

на уроках математики в пятом классе


Абсолютный национальный приоритет Российской Федерации – это развитие человека как необходимого условия прогресса современного общества. Поэтому развитие национальной системы образования по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики, является ключевым.

В соответствии с «Концепцией развития математического образования в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013г. № 2506-р «Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин»[1].

Для математического мышления является характерным присутствие логического компонента (понятийного, структурного, дедуктивного).

Проблема развития логического мышления исследовалась психологами в общей теории мышления (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Славская), в теории развития мышления (Д.Б. Богоявленская, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская).

Говоря о логическом мышлении Л.С. Выгодский отмечает, что основными логическими формами, в которых реализуется мысль, принято считать аналитическую и синтетическую деятельность ума, то есть такие, которые сперва разлагают воспринимаемый мир на отдельные элементы, а затем строят из этих элементов новые образования, помогающие разобраться в окружающем [3].

Под логическим мышлением в психологии понимается способность и умение учащихся производить умственные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

Логическое мышление подразумевает сложный системный процесс, основными формами которого являются: (производными которого являются)

- понятия;

- суждения;

- умозаключения (выводы).

Логическое мышление является важнейшим компонентом процесса познания. Поэтому с позиции федеральных государственных образовательных стандартов наиболее востребованным для преподавания математики являются познавательные универсальные учебные действия (УУД), которые включают в себя общеучебные и логические действий. Особый интерес представляют логические универсальные действия, которые имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания.

Логике придается большое значение в процессе изучения математики, т.к. выполнение всех математических операций, формируемых в 5-6 классах, происходит на основе логических УУД, что является основой для дальнейшего успешного обучения по данному предмету. При их формировании необходимо опираться на следующую номенклатуру логических действий:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и

несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное

достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек

объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности

утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование [2].

Математика в 5 и 6 классах подготавливает учащихся к дальнейшему освоению программы по алгебре и геометрии в 7-11 классах.

Задачей математического образования 5-го класса является подготовка учащихся к решению заданий, которые будут встречаться в более усложненном виде в старших классах. При этом необходимо, чтобы учащиеся научились использовать алгоритм последовательности действий и логических рассуждений, результатом которых даже может быть создание собственных формул.

Начиная с 5-го класса, учащиеся знакомятся с понятиями натуральные числа и нуль, учатся выполнять математические действия с ними, формировать законы арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения и т.д.

Помимо предметных результатов учащиеся научаться использовать приёмы рационального вычисления, анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, решать математические задачи, выполнять несложные практические расчёты.

В частности, необходимо будет различать ситуации по нахождению количества чисел или их сумму «от числа a до b включительно» или «между a и b». Приведем пример такого задания.

Сколько чисел расположено между числами 1 и 10?

Решение: не составляет труда сосчитать эти числа : 2,3,…9

Всего 8.

Рассмотрим аналогичную задачу.

Найти количество чисел между 38 и 67.

Решение: 39,40, …66.

Всего 28.

В обоих случаях решение состоит в перечислении этих чисел. Затем арифметически они складываются.

А если задача состоит в нахождении количества чисел от числа а до числа в, где а и в - любые натуральные числа.

Именно простые на первый взгляд задачи дают возможность учащимся проследить закономерность и вывести формулу нахождения количества чисел между а и b : b-а-1.

Проверим:

количество чисел между числами 1 и 10 мы нашли. Это 8.

Исходя из формулы 10-1-1=8.

Также проверяем 67-38-1=28.

Ответы сходятся, следовательно, выведенная формула работает.

Аналогично будет решаться задача на нахождение всех чисел от 1 до 10 (с 1 по 10).

Все эти числа 1,2, …10. Всего 10.

Или найти количество чисел c 38 до 67.

38,39,40, …67. Всего 30.

Получаем формулу нахождения количества чисел от (с) а и до (по) b:

b-а+1.

Данные логические рассуждения помогают в решении олимпиадных задач, одну из которых мы рассмотрим.

Нумерация страниц в книге начинается с третьей страницы. Всего в книге 103 страницы. Сколько цифр напечатали для нумерации страниц?

Решение:

Прежде всего, необходимо найти количество всех страниц и по отдельности количество страниц и однозначной нумерацией, двухзначной и трехзначной.

С помощью выведенных ранее формул получаем, что всего страниц в книге:

103-3+1=101

В том числе:

однозначных страниц: 9-3+1=7

количество напечатанных цифр 7*1=7

двухзначных страниц: 99-10+1=90

количество напечатанных цифр 90*2=180

трехзначных страниц: 103-100+1=4

количество напечатанных цифр 4*3=12

Общее количество всех напечатанных цифр: 7+180+12=199

Ответ: 199 цифры напечатали для нумерации страниц.

Анализ результатов олимпиады 5-го класса показал, что 91% учащихся справились с подобной задачей.

Действия с натуральными числами изучаются на протяжении всего 5-го класса. Глава «Делимость натуральных чисел» научит формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, доказывать и опровергать утверждения о делимости чисел, возможность решать задачи, связанные с использованием четности чисел и признаков делимости.

Посчитать количество натуральных двухзначных чисел, кратных 3?

Решение:

Посчитаем количество всех двухзначных чисел по выведенной ранее формуле.

Это числа от 10 до 99, поэтому их количество равно 99-10+1=90.

Теперь находим количество тех чисел, которое делятся на 3.

Так как на 3 делится каждое третье натуральное число, начиная с 1. По условию для расчета нам нужны только двухзначные числа, поэтому первые девять мы отбросили. Число 9 является последним и делится нацело на 3. Значит, начиная с 10, каждое третье число тоже будет кратно 3.

Получаем 90:3=30.

Ответ: 30 двухзначных чисел кратных 3.

Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, то есть, логически исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики разного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование этих задач является не только желаемым, но даже необходимым элементом обучения математике.

В истории математики известен такой случай, когда учитель чтобы заставить учеников подумать, дал задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Какова же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ: искомая сумма равна 5050! Этот ученик - Карл Фридрих Гаусс, ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Решение задачи выглядело следующим образом:

101 (количество чисел) * 50 (среднее число) = 5050.

В дальнейшем не составило труда юному математику подсчитать также сумму от 1 до 200, 500, 1000 и…n числа.

А формула эта выгладит так: n*(n+1):2

На данных примерах мы видим, что математика является площадкой для освоения логических учебных действий как составной части познавательных универсальных учебных действий. Развитие логического мышления в итоге приводит к тому, что учащиеся начинают мыслить нестандартно.


Литература

1) Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013г. №2506-р.

2) ФГОС ОО, раздел «Требования к условиям реализации основной образовательной программы».

3) Л.С. Выготский. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М. , 1999 г.

4) С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин «Математика учебник для 5 класса» - М, Просвещение 2014 г.

5) С.Г. Журавлев, В.В. Ермаков, Ю.В. Перепелкина, В.А. Свентковский «Тесты по математике 5 класс» - М, Экзамен 2015 г.

6) http://www.rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html

7) http://econf.rae.ru/article/5207



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Мереуц Анна Александровна

Дата: 29.10.2017

Номер свидетельства: 435195

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока математики «Уравнение. Решение уравнений методом подбора» (2 класс) "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-matiematiki-uravnieniie-rieshieniie-uravnienii-mietodom-podbora-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "154642"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421172917"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Конспект  урока математики "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-matiematiki-2"
    ["file_id"] => string(6) "113042"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409074024"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока математики в 4 классе по теме "Площадь прямоугольника""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-4-klassie-po-tiemie-ploshchad-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "249185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446833352"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(87) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepomatiematikie3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267589"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450412300"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "развитие творческого потенциала на уроке математики "
    ["seo_title"] => string(59) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-na-urokie-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "167119"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423052466"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1490 руб.
2130 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1310 руб.
1870 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства