Развитие самостоятельности младших школьников при использовании групповых методов обучения на уроках математики
Развитие самостоятельности младших школьников при использовании групповых методов обучения на уроках математики
Начальная школа находится на рубеже значительных изменений. ФГОС ставит задачи модернизации начального общего образования, ориентированного на личностно-ориентированное развитие. Результатами образования становятся: развитость учебной самостоятельности, как способности младших школьников к самостоятельному выбору деятельности, формы и способов действия; умение работать коллективно и индивидуально.
Особое внимание в модернизированной школе уделяется коллективным способам обучения, групповым формам и методам обучения. Это связано с тем, что учение рассматривается как процесс перевода всего, что накоплено в деятельности людей в сознание ученика через групповое взаимодействие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие самостоятельности младших школьников при использовании групповых методов обучения на уроках математики »
Развитие самостоятельности младших школьников при использовании групповых методов обучения на уроках математики
Начальная школа находится на рубеже значительных изменений. ФГОС ставит задачи модернизации начального общего образования, ориентированного на личностно-ориентированное развитие. Образовательными результатами образования становятся: развитость учебной самостоятельности, как способности младших школьников к самостоятельному выбору деятельности, партнеров, формы и способов действия; умение работать коллективно и индивидуально и др.
Современное образование рассматривается как процесс реализующий педагогику сотрудничества, становления самостоятельного и ответственного учащегося. Одним из основных условий для создания и реализации новой модели образовательного процесса является готовность к отказу от традиционной учительской позиции – передачи готовых знаний. Учитель должен владеть технологиями становления учебного сообщества класса через разные формы учебного сотрудничества, сопровождения учащегося в самостоятельном продвижении в предмете.
Особое внимание в модернизированной школе уделяется коллективным способам обучения, групповым формам и методам обучения. Это связано с тем, что учение рассматривается как процесс перевода всего, что накоплено в деятельности людей в сознание ученика через групповое взаимодействие.
Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества - как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель, и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу, при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.
Практика обучения при внедрении группового способа работы в учебный процесс убедительно показывает, что именно организационная форма обучения ''ученик – ученик'' (которое можно рассматривать как учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования учебной самостоятельности, способствующей повышению эффективности обучения .
Однако по-прежнему в школе преобладают фронтальные методы обучения, которые чаще всего носят безликий характер. В этом случае ни индивидуальный, ни коллективный подход не осуществляется. В связи с этим не развивается и учебная самостоятельность школьника.
Таким образом, анализ образовательной ситуации выявил противоречия между внедрением технологии личностно-ориентированного обучения и преобладанием фронтальных методов обучения; между «внедрением» педагогики сотрудничества и отсутствием групповых форм организации деятельности. Потребность в устранении этих противоречий определила проблему исследования: какие методы групповой работы должны быть выстроены в условиях современной образовательной среды начальной школы, которые способствовали бы учебной самостоятельности младших школьников. Целью исследования сталовыявление роли групповых методов обучения в развитии учебной самостоятельности младших школьников на уроках математики. Необходимо было установить соотношение методически грамотного применения групповых форм сотрудничества и уровня развития учебной самостоятельности у учащихся.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросы учебной самостоятельности рассматриваются в русле кардинальных проблем развития личности, ее самосознания и деятельности. Самостоятельность определяется как важнейшее свойство личности, обуславливающее ее позицию в жизнедеятельности, характеризующее особенность планировать и активно осуществлять свою деятельность. Это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне.
Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность; воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах; сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Таким образом, особое место в формировании учебной самостоятельности занимает групповая работа. Она имеет ряд преимуществ перед другими формами обучения. Ученики имеют возможность приобрести опыт разнообразного общения, создается на занятиях атмосфера сотрудничества, деятельность осуществляется без постоянного надзора со стороны учителя, а ученики могут высказываться свободнее.
Однако, как показывает практика, организация групповой работы не всегда проходит гладко. Проблемой организации работы в школе является потеря опыта коллективной работы. Грамотная организация групповой работы как формы дифференцированного обучения требует специального исследования механизмов совместной деятельности детей, разработки принципов подбора групп.
Было бы ошибкой считать, что достаточно объединить ребят в группы, дать им учебное задание и пойдет настоящая эффективная работа. По мнению Г.А.Цукерман , групповая работа – условие содержательной работы в предмете, а не просто форма «сидеть в группе». Под руководством учителя происходит порождение знаний детьми совместно друг с другом. Все этапы групповой работы требуют специального освоения, как со стороны детей, так и педагогов.
Для организации групповой работы нужно разделить учеников на группы – рабочие коллективы. И здесь существует ряд подходов: группировка по интересам учащихся, по схожести мнения, по месту сидения и т.п.
Ясные формулировки задания — залог успешной работы в группах, которые позволяют поставить перед каждым участником и группы в целом учебную задачу. Особое место занимает обучение распределению ролей в группе (генератор идей, спикер, оформитель, расчетчик и др.). На первых этапах формирования группового взаимодействия это делает сам учитель, а затем, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам.
Наиболее трудным становится этап самостоятельного решения проблемы и выход на продукт деятельности. На этом этапе учитель выполняет важную роль не только как координатора, но и помощника-консультанта. У учителя, работающего с малыми группами, могут быть разные позиции: контроля, организатора, оценки работы учеников, непосредственное участие в работе группы. Особая роль учителя на начальном этапе – «выводить» участников на разные варианты решений.
Важным этапом групповой работы является подведение итогов, представление продуктов деятельности. И обучению этого вида деятельности необходимо специально отвести время.
При организации групповой работы учителю необходимо постоянно подчеркивать значимость сотрудничества школьников для их обучения.
Были выявлены различные ситуации постановки групповых форм деятельности.
На этапе урока по формированию знаний у учащихся - целесообразно провести сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем осмысление изучаемого материала уже в группах. Для этого на доске можно заранее написать вопросы, которые разбираются в группах. Отмечено, что коллективное обучение, по сравнению с фронтальным, позволяет каждому ученику в 8-10 раз чаще выразить свои мысли вслух.
Вывод математических формул тоже можно сделать через групповой взаимодействие. Учащиеся, обсуждая и советуясь друг с другом, воспроизводят процесс выведения формулы. Общаясь между собой, они включаются в активную мыслительную деятельность по выведению правил. Наблюдая за работой детей, учитель уточняет, причины затруднений и разбираются возникшие вопросы.
Особенно часто групповая форма учебной работы на уроках математики практикуется при формировании умений и навыков. Учащимся предлагается решать примеры, задачи, обучая друг друга.
Продуктивна групповая работа при закреплении и совершенствовании знаний. Здесь учащиеся конструируют задания друг для друга, оказывают взаимопомощь при затруднении, придумывают задачи с «ловушками».
Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Изучение материала превращается в процесс поисково-исследовательской деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.
Эффективность групповой технологии зависит от организационных условий.
К ним можно отнести:
- специальный подбор учащихся в группу;
- размещение детей за партами таким образом, чтобы они могли хорошо видеть друг друга, а также учителя и доску;
- постоянная смена ролей участников групп.
Была установлена связь между целесообразностью применения групповых технологий на уроках в начальных классах и развитием учебной самостоятельности.
Интересен тот факт, что в развивающем образовании групповая работа подчинена цели - нахождение способа решения. В традиционной системе ее используют для объяснения найденного способа решения тем учащимся, которые не сумели справиться с задачей. Таким образом, развивающая групповая работа учит ставить цель (целеполагание), находить соответствующие учебные действия. Традиционная групповая форма – лучше держит внимание ребенка, чем ответ у доски одного ученика. И тогда, главное отличие: в развивающем обучении – это способ постановки рефлексии (осмысление деятельности, способа); в традиционном обучении – упрощенный, но все же анализ проделанной работы.
Экспериментальное исследование проводилось в школе № 9 г. Южно-Сахалинска на базе вторых классов. В ходе исследования была апробирована методика групповых форм обучения на разных этапах урока по математике.
Учебная самостоятельность младших школьников выявлялась на основе наблюдения и методом экспертной оценки (авт. Б.А.Зельцерман). Результаты обследования на констатирующем этапе показали, что 90% детей не обладают достаточно сформированными навыками самостоятельной работы на уроке. Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию системы заданий по математике и создание комплекса педагогических условий для эффективного развития учебной самостоятельности младших школьников на уроке математики. Эксперимент проходил в естественных условиях учебного процесса начальной школы.
На уроках создавались ситуации выбора уровневых заданий и различных способов их выполнения, осуществлялся анализ затруднений учащихся, выяснялись причины и пути коррекции через групповое взаимодействие. Такая организация коллективного способа обучения обеспечила включение каждого учащегося в само и взаимообучение. Особое внимание было уделено постановке самоконтроля, само и взаимооценки. Повторная экспертная оценка уровня самостоятельности показала, что 70% обследованных детей экспериментальной группы обладают достаточно сформированными навыками самостоятельной работы на уроке. В контрольной группе лишь 10% детей имеют высокий уровень проявления учебной самостоятельности.
Результаты контрольного этапа эксперимента, позволяют утверждать, что формирующей этап оказал значительное влияние на становление самостоятельности младших школьников. Мы убедились с помощью математической статистики (критерий Мак-Немара), что вероятность ошибки достаточна мала. Из этого следует, что результаты, полученные при проведении экспериментов достоверны.
Подтвердилась гипотеза развивающего потенциала групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - группы сотрудничающих между собой учащихся, при этом развивается учебная самостоятельность. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии - индивидуального субъекта учебной деятельности.